Прогнозируемые результаты.




Дополнительная общеобразовательная программа

Дополнительная общеразвивающая

Программа

«Занимательная география»

Возраст обучающихся 11-12 лет

Срок реализации 1 год

Составитель:

Харионовская Яна Фёдоровна,

Учитель географии,

Направленность: научно-техническая

С. Выльгорт

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная география» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14. Локальными актами муниципального бюджетного учреждения Выльгортская средняя общеобразовательная школа.

Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе учебно-методического пособия опирается на Программы внеурочной деятельности. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014. — 96 с.

Направленность образовательной программы

Данная программа направлена на изучение географии учащимися, развитие у них целостного мировоззрения.Обучение учащихся опирается на полученные ими ранее знания основ в географии, и осуществляется на основе развития обобщения понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.

Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

В основе курса лежит метод личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, креативности формирования компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Программа предназначена для учеников 9 класса. Объём программы составляет 34 часа, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.

На занятиях учащиеся выполняют практические задания, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы, составляют презентации, проекты. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся умения работать в группе, интереса к предмету, любознательности, интеллектуальных и творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений решения географических задач, самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

5. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей миру, способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.

Основные дидактические целикурса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

- развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;

- расширение кругозора учащихся в области географии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;

- формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.

Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

· формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

· обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

· осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

· осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

· осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

· осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

· эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

· патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

· уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

· готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

· образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

· умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

· умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

· умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Регулятивные УУД:

· способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

· выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

· работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

· в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Основное содержание

№ п/п Наименование Всего Теория Практика
  Вводное занятие.      
  Земная кора. Минералогия.      
  Водопады.      
  Озера.      
  В мире падающей воды. Викторина.      
  Грозное дыхание Земли.      
  Тепло подземных вод и природных фонтанов.      
  В мире песка и камня.      
  Атмосфера Земли      
  Природа своего края с элементами метеорологии        
  Этот удивительный ледяной мир.      
  Диковинки растительного мира.      
  Диковинки животного мира.      
  Имена на карте мира.      
  Путешествия по странам материков.      
  Необычайные памятники мира.      
  Итоговое занятие      
  Итого      
           

 

Содержание деятельности

Вводное занятие (1ч.) Проведение вводного инструктажа по ТБ. Групповая беседа. Организация собственной деятельности. Презентация.

Земная кора. Минералогия (2ч) Свойства минералов. Работа с дополнительной литературой, с картой. Выработка умения использования знаний в практической деятельности. Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых, с картой.

Водопады (7 ч.) В мире падающей воды. Водопады Анхель и Йосемитский. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой в парах. Знакомство с самыми знаменитыми водопадами мира, совершение виртуального путешествия по материкам и водопадам.

Озера (2ч) Знакомство с самыми большими озерами мира, их значение для человечества. Способствовать развитию общенаучных навыков и умений: анализировать, обобщать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; продолжить формирование нравственных качеств.

В мире падающей воды. Грозное дыхание Земли (2ч) Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов. Викторина. Знакомство с вулканами.

Тепло подземных вод и природных фонтанов.(2ч) Природные фонтаны, гейзеры. Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

В мире песка и камня. (1ч) В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. Что такое пустыня, Как образовались пустыни, Какие бывают пустыни, Где расположены самые известные пустыни мира, Свирепые ветры пустынь, Вода в пустыне, Жизнь в пустыне, Пустыня и человек.

Атмосфера Земли. (2ч) Атмосфера. Её значение для человека. Таким образом, Земля защищена атмосферой от губительного для всего живого ультрафиолетового излучения, от метеоритов, от перегрева днем и ночного переохлаждения.

Природа своего края с элементами метеорологии (2ч) Изучение особенностей природы своего края - ПК своей местности. Метеорологический практикум. Антропогенное воздействие на ПК.

Этот удивительный ледяной мир. (2ч)Этот удивительный ледяной мир. Что такое лед и в чем его уникальность. Сколько же льда на Земле? Ледники Гренландии. Антарктида.

Диковинки растительного мира. Диковинки животного мира. (5ч) Растительный мир насчитывает миллионы видов растений. Странности природы северных широт, индо-малайских чудесах, чудаках пятого континента, зеленых диковинках и о других сокровищах животного и растительного мира нашей планеты.Рекордсмены животного мира. Удивительные факты, о растительном мире.

Имена на карте мира. (1ч) На картах разных стран мы читаем русские имена и слова, переданные латинскими буквами. В Арктике и в Антарктиде, в Америке и в Океании, назвездной и лунной картах, это вехи на трудном пути русских первооткрывателей – землепроходцев и мореходов.

 

Путешествия по странам материков (3ч). Сколько материков на Земле? Какой материк самый маленький?... Это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна — Российская Федерация. География материков и стран мира. Все темы исследовательских работ по географии. Народные обычаи стран Европы Путешествие по Европе Путешествие по странам Европы Страны Европы Туризм в Европе.

 

Необычайные памятники мира. (1ч) Необычные и смешные памятники со всех уголков мира.Самые странные памятники мира.

 


Календарно-тематическое планирование

 

 

Темы занятия Кол-во часов Виды и формы работы Планируемый результат (возможности ученика узнать, научиться, понять, выход) Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты
Предметные результаты (ЗУН) Метапредметные результаты (УУД)
  Вводная беседа Познавательная беседа, дискуссии. 1 час Групповая. Беседа. Организация собственной деятельности. Презентация Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; сформирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации
  Земная кора. Минералогия Познавательная беседа   1 час Работа с дополнительной литературой, с картой. Выработка умения использования знаний в практической деятельности.
  Свойства минералов. Игровая Индивидуальная работа, 1час Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых, с картой. формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;   - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, объяснять происходящие изменения; фиксировать влияние антропогенных воздействий на природу той или иной территории, оценивать их последствия; участвовать в мероприятиях по охране и улучшению окружающей среды   - Самостоятельно получение знаний из разных источников
  «Своя игра» Комбинированное занятие 1 час Игра с использованием ИКТ, индивидуальная.
  В мире падающей воды. Водопады Анхель и Йосемитский. Познавательное занятие 1 час Презентация. Парная.     Знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира в Списке всемирного природного и культурного наследия, а также памятники природы и природные святыни родного края   - Оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;   умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;   умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;   формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;   формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
  Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Комбинированное занятие. 1 час. Презентация. Сообщения.
  Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. Практическое занятие. 2 часа Парная. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой.
  Водопады России. Водопад Кивач. Комбинированное занятие. Групповая форма работы. 2 часа. Работа с дополнительной литературой, с картой, интернетом. Сообщения.
  Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов Познавательная 1 часГрупповая Работа с дополнительной литературой, с картой. Презентация.   формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
  Эти удивительные озёра. Самые большие озёра мира. Комбинированное занятие.   1 час Работа с дополнительной литературой, с картой. Видеофрагменты
  Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. Познавательная форма занятия. 1 час. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;   формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике
12-13 Грозное дыхание Земли. Вулканы. Познавательная форма занятия. 2 часа Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.     Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;   умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;   формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;   формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике
14-15 В мире падающей воды. Комбинированное занятие 2 часа Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой
16-17 Предвестники подземных бурь. Урок- виртуальная экскурсия. Познавательная форма 2 часа Работа с дополнительной литературой, с картой. Видеофрагменты.    
18-19 Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. Познавательная форма   2 часа Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов
20-21 Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. Познавательная форма 2 часа Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов
  Каньоны мира. Большой каньон. Познавательная 2 часа Групповая Работа с дополнительной литературой, с картой. Видеофрагменты Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;   умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;   формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;   формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
23-24 В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. Урок - виртуальная экскурсия. Познавательная форма 2 часа Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой
  Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги. Комбинированное занятие.   1 час Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой
26-27 Диковинки растительного мира Урок - виртуальная экскурсия. Познавательная форма 2 часа Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой
28-29 Диковинки животного мира Игровая 2 часа Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов
  Имена на карте мира Познавательная форма 1 час Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов
31-32 Путешествия по странам материков Познавательная форма 2 часа Презентация, видеофрагмент. Проект Научится объяснять значение понятия виртуальное путешествие. Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
  Необычайные памятники мира. Познавательная форма 1 час Презентация, видеофрагмент. Проект Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;   формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;  
  Итоговое занятие Познавательная форма 1 час Презентация, тест Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;   формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;  

 

Учебно-методическое обеспечение:

 

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г

7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2001.

8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2000.

11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:https://www.danilova.ru

5. География:Все для учителя географии
Сайт:https://geo.1september.ru

6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:https://megacollection.ru

 

Образовательные диски

 

1.https://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.https://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

3. https://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

4.https://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html(Долина гейзеров. Общие сведения).

 

сайты:

--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

--Все о геологии. www.geo.web.ru

--Каталогминералов www.catalogmineralov,ru

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;

цифровые карты и космические снимки.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: