Дополнительная общеобразовательная программа
Дополнительная общеразвивающая
Программа
«Занимательная география»
Возраст обучающихся 11-12 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Харионовская Яна Фёдоровна,
Учитель географии,
Направленность: научно-техническая
С. Выльгорт
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная география» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14. Локальными актами муниципального бюджетного учреждения Выльгортская средняя общеобразовательная школа.
Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе учебно-методического пособия опирается на Программы внеурочной деятельности. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014. — 96 с.
Направленность образовательной программы
Данная программа направлена на изучение географии учащимися, развитие у них целостного мировоззрения.Обучение учащихся опирается на полученные ими ранее знания основ в географии, и осуществляется на основе развития обобщения понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
В основе курса лежит метод личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, креативности формирования компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.
Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Программа предназначена для учеников 9 класса. Объём программы составляет 34 часа, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.
На занятиях учащиеся выполняют практические задания, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы, составляют презентации, проекты. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся умения работать в группе, интереса к предмету, любознательности, интеллектуальных и творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений решения географических задач, самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
5. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей миру, способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.
Основные дидактические целикурса:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;
- развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;
- формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.
Прогнозируемые результаты.
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является:
· формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
· обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
· осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
· осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
· осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
· осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
· эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
· патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
· уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
· готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
· образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
· умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
· умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
· умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Регулятивные УУД:
· способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
· выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
· работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
· в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Основное содержание
№ п/п | Наименование | Всего | Теория | Практика | |
Вводное занятие. | |||||
Земная кора. Минералогия. | |||||
Водопады. | |||||
Озера. | |||||
В мире падающей воды. Викторина. | |||||
Грозное дыхание Земли. | |||||
Тепло подземных вод и природных фонтанов. | |||||
В мире песка и камня. | |||||
Атмосфера Земли | |||||
Природа своего края с элементами метеорологии | |||||
Этот удивительный ледяной мир. | |||||
Диковинки растительного мира. | |||||
Диковинки животного мира. | |||||
Имена на карте мира. | |||||
Путешествия по странам материков. | |||||
Необычайные памятники мира. | |||||
Итоговое занятие | |||||
Итого | |||||
Содержание деятельности
Вводное занятие (1ч.) Проведение вводного инструктажа по ТБ. Групповая беседа. Организация собственной деятельности. Презентация.
Земная кора. Минералогия (2ч) Свойства минералов. Работа с дополнительной литературой, с картой. Выработка умения использования знаний в практической деятельности. Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых, с картой.
Водопады (7 ч.) В мире падающей воды. Водопады Анхель и Йосемитский. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой в парах. Знакомство с самыми знаменитыми водопадами мира, совершение виртуального путешествия по материкам и водопадам.
Озера (2ч) Знакомство с самыми большими озерами мира, их значение для человечества. Способствовать развитию общенаучных навыков и умений: анализировать, обобщать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; продолжить формирование нравственных качеств.
В мире падающей воды. Грозное дыхание Земли (2ч) Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов. Викторина. Знакомство с вулканами.
Тепло подземных вод и природных фонтанов.(2ч) Природные фонтаны, гейзеры. Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.
В мире песка и камня. (1ч) В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. Что такое пустыня, Как образовались пустыни, Какие бывают пустыни, Где расположены самые известные пустыни мира, Свирепые ветры пустынь, Вода в пустыне, Жизнь в пустыне, Пустыня и человек.
Атмосфера Земли. (2ч) Атмосфера. Её значение для человека. Таким образом, Земля защищена атмосферой от губительного для всего живого ультрафиолетового излучения, от метеоритов, от перегрева днем и ночного переохлаждения.
Природа своего края с элементами метеорологии (2ч) Изучение особенностей природы своего края - ПК своей местности. Метеорологический практикум. Антропогенное воздействие на ПК.
Этот удивительный ледяной мир. (2ч)Этот удивительный ледяной мир. Что такое лед и в чем его уникальность. Сколько же льда на Земле? Ледники Гренландии. Антарктида.
Диковинки растительного мира. Диковинки животного мира. (5ч) Растительный мир насчитывает миллионы видов растений. Странности природы северных широт, индо-малайских чудесах, чудаках пятого континента, зеленых диковинках и о других сокровищах животного и растительного мира нашей планеты.Рекордсмены животного мира. Удивительные факты, о растительном мире.
Имена на карте мира. (1ч) На картах разных стран мы читаем русские имена и слова, переданные латинскими буквами. В Арктике и в Антарктиде, в Америке и в Океании, назвездной и лунной картах, это вехи на трудном пути русских первооткрывателей – землепроходцев и мореходов.
Путешествия по странам материков (3ч). Сколько материков на Земле? Какой материк самый маленький?... Это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна — Российская Федерация. География материков и стран мира. Все темы исследовательских работ по географии. Народные обычаи стран Европы Путешествие по Европе Путешествие по странам Европы Страны Европы Туризм в Европе.
Необычайные памятники мира. (1ч) Необычные и смешные памятники со всех уголков мира.Самые странные памятники мира.
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы занятия | Кол-во часов Виды и формы работы | Планируемый результат (возможности ученика узнать, научиться, понять, выход) | Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты | |
Предметные результаты (ЗУН) | Метапредметные результаты (УУД) | ||||
Вводная беседа | Познавательная беседа, дискуссии. 1 час | Групповая. Беседа. Организация собственной деятельности. Презентация | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; сформирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека | Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации | |
Земная кора. Минералогия | Познавательная беседа 1 час | Работа с дополнительной литературой, с картой. Выработка умения использования знаний в практической деятельности. | |||
Свойства минералов. | Игровая Индивидуальная работа, 1час | Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых, с картой. | формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий | Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, объяснять происходящие изменения; фиксировать влияние антропогенных воздействий на природу той или иной территории, оценивать их последствия; участвовать в мероприятиях по охране и улучшению окружающей среды - Самостоятельно получение знаний из разных источников | |
«Своя игра» | Комбинированное занятие 1 час | Игра с использованием ИКТ, индивидуальная. | |||
В мире падающей воды. Водопады Анхель и Йосемитский. | Познавательное занятие 1 час | Презентация. Парная. | Знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира в Списке всемирного природного и культурного наследия, а также памятники природы и природные святыни родного края - Оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. | |
Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. | Комбинированное занятие. 1 час. | Презентация. Сообщения. | |||
Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | Практическое занятие. 2 часа Парная. | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой. | |||
Водопады России. Водопад Кивач. | Комбинированное занятие. Групповая форма работы. 2 часа. | Работа с дополнительной литературой, с картой, интернетом. Сообщения. | |||
Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов | Познавательная 1 часГрупповая | Работа с дополнительной литературой, с картой. Презентация. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | |
Эти удивительные озёра. Самые большие озёра мира. | Комбинированное занятие. 1 час | Работа с дополнительной литературой, с картой. Видеофрагменты | |||
Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | Познавательная форма занятия. 1 час. | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования | формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике | |
12-13 | Грозное дыхание Земли. Вулканы. | Познавательная форма занятия. 2 часа | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов. | Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике |
14-15 | В мире падающей воды. | Комбинированное занятие 2 часа | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой | ||
16-17 | Предвестники подземных бурь. | Урок- виртуальная экскурсия. Познавательная форма 2 часа | Работа с дополнительной литературой, с картой. Видеофрагменты. | ||
18-19 | Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. | Познавательная форма 2 часа | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | ||
20-21 | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | Познавательная форма 2 часа | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | ||
Каньоны мира. Большой каньон. | Познавательная 2 часа Групповая | Работа с дополнительной литературой, с картой. Видеофрагменты | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф | Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. | |
23-24 | В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. | Урок - виртуальная экскурсия. Познавательная форма 2 часа | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой | ||
Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги. | Комбинированное занятие. 1 час | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой | |||
26-27 | Диковинки растительного мира | Урок - виртуальная экскурсия. Познавательная форма 2 часа | Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой | ||
28-29 | Диковинки животного мира | Игровая 2 часа | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | ||
Имена на карте мира | Познавательная форма 1 час | Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов | |||
31-32 | Путешествия по странам материков | Познавательная форма 2 часа | Презентация, видеофрагмент. Проект | Научится объяснять значение понятия виртуальное путешествие. Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества | Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). |
Необычайные памятники мира. | Познавательная форма 1 час | Презентация, видеофрагмент. Проект | Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель | Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; | |
Итоговое занятие | Познавательная форма 1 час | Презентация, тест | Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: | Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; |
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г
7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2001.
8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.
9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.
10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2000.
11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:https://www.danilova.ru
5. География:Все для учителя географии
Сайт:https://geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:https://megacollection.ru
Образовательные диски
1.https://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).
2.https://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).
3. https://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.
4.https://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.
5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html(Долина гейзеров. Общие сведения).
сайты:
--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru
--Природа России priroda.ru
--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru
--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России
www. isles.ru
--Все о геологии. www.geo.web.ru
--Каталогминералов www.catalogmineralov,ru
Цифровые образовательные ресурсы:
библиотека электронных наглядных пособий;
школьная геоинформационная система;
цифровые карты и космические снимки.