IV. Необоснованное возложение всей ответственности за обучение исключительно на законных представителей и снятие с себя данной ответственности




II. Как следствие навязывания электронного обучения, мы, законные представители, подвергаемся незаконному принуждению к получению госуслуг в электронной форме и согласию на обработку персональных данных автоматизированным способом.

 

Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий напрямую связано с необходимостью производить обработку персональных данных и вести учет успеваемости в электронном, а не традиционном виде, что, учитывая принудительный характер, приводит к нарушению следующих прав обучающихся.

Согласно части 1 статьи 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

На этом основан принцип добровольности согласия на обработку персональных данных, включая цифровую обработку, недопущение принудительной обработки, и соответственно – права заявителя на обращение и получение услуг, в т.ч. государственных услуг, в традиционной форме на бумажном носителе.

Положениями части 1 статьи 24 Конституции РФ провозглашено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Согласно ч. 2 ст. 9 указанного закона согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

Указанные права субъекта персональных данных корреспондируются обязанности органа, предоставляющего услуги, в т.ч. государственные или муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем услуги в форме по выбору заявителя, то есть в традиционной форме, на бумажном носителе, без согласия на обработку персональных данных автоматизированным способом.

Также обращаем внимание на то, что согласно ст. 5 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ФЗ № 210) «При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме».

Ни одним федеральным законом не установлена обязанность граждан соглашаться на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий и, как следствие, на обработку персональных данных автоматизированным способом, в качестве условий реализации права на образование.

Предоставление государственных и (или) муниципальных услуг является выражением функций правового государства, а их получение гражданами - способом обеспечения их нормальной жизнедеятельности, при условии отсутствия внесудебного и незаконного ограничения прав граждан.

Из положений Конституции РФ и федеральных законов следует недопустимость принуждения граждан к получению государственных и (или) муниципальных услуг в электронной форме под угрозой лишения прав на предоставление гарантированных законом имущественных или неимущественных благ.

Необходимо также отметить, что на добровольность регистрации в ЕСИА и электронной формы госуслуг указывал Верховный суд РФ в своем решении от 29.05.2012 г. № АКПИ12-645, которое было оставлено в силе Апелляционной коллегией Верховного суда РФ, указавшей, что лица, не желающие получать госуслуги «в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством РФ (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе) (Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2012 г. № АПЛ12-503).

На основании частей 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.

Часть 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

Согласно части 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».

В частях 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано о том, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».

При этом персональные данные обучающегося будут одновременно являться и информацией, которая относится лично к нему, т.е. к таким сведениям, доступ к которым допускается только с письменного согласия гражданина (части 3, 4 статьи 6, части 1, 2, 4 и 5 статьи 9 ФЗ-149, часть 1 статьи 8 ФЗ-152).

Таким образом, принуждение к согласию на обработку персональных данных автоматизированным способом не допускается в силу наличия прямого запрета незаконного сбора и обработки личных данных, содержащегося в вышеуказанных положениях Конституции РФ и федерального законодательства.

Принуждение к электронному обучению с применением дистанционных образовательных технологий сопряжено с лишением прав граждан на добровольность согласия на обработку персональных данных, на выбор очной или заочной формы (в случае введения карантина с запретом посещать образовательную организацию) получения образования.

 

III. Безопасность и эффективность электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий не доказаны, следовательно, не могут быть внедрены массово и в обязательном порядке.

Положениями ст.12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательные программы должны разрабатываться самой образовательной организацией по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно).

Образовательные программы разрабатывают в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Вместе с тем, положениями ст. 18 настоящего Федерального закона регламентировано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и включает в себя перечни учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Тогда как материал информационных порталов, (МЭШ, РЭШ, Учи.ру и т.п.) при применении обучения по основным образовательным программам представляет собой лишь «обучающую информацию»/«обучающий сервис»/ «дополнительный обучающий материал», который не может быть использован учителем при проведении уроков по основным образовательным программам, реализуемым в конкретном учебном заведении, так как информационные порталы и сервисы не имеют право вести образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, исходя из приведенных положений Закона № 273-ФЗ.

Право на ведение образовательной деятельности по общеобразовательным программам школ должно подтверждаться наличием действующей лицензии и аккредитации в соответствии с требованиями, содержащимися в ст.ст.91, 92 Закона № 273-ФЗ.

Образовательные платформы МЭШ/РЭШ не имеют ни лицензий на право ведения образовательной деятельности, ни аккредитаций для реализации программ начального, основного и среднего общего образования. Платформы Учи.ру и СберКласс имеют лицензии и аккредитации только на реализацию программ дополнительного образования.

Таким образом, использование отдельных готовых видеоуроков с образовательных платформ во время проведения основных уроков с образовательных ресурсов является незаконным навязыванием информационных услуг (в случае с МЭШ/РЭШ) или навязыванием информационных услуг/программ дополнительного образования (в случаях с Учи.ру и СберКласс) во время проведения уроков в школах по программам основного образования.

Как уже было указано выше, принуждение к использованию электронных платформ/программ, а также – к регистрации на различных сайтах и прочих интернет-ресурсах нельзя признать законным, поскольку вследствие этого принуждения нарушаются права, предусмотренные ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, п. 4 ч. 1 ст. 6, ст.9 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

Кроме того, согласно п.2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Любые предложения преподавателей о прохождении тестирований и прочих форм контроля для учета успеваемости обучающихся с таких информационных ресурсов без предварительного согласия законных представителей является нарушением запрета обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, предусмотренного ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Какие-либо гарантии безопасности и эффективности электронного обучения, которые были бы основаны на научных исследованиях и прочной доказательственной базе, отсутствуют.

Совершенно очевидно, что для ребенка сидеть дома и «обучаться» перед ЖК-экраном в рамках полноценного школьного расписания (6-8 уроков ежедневно) – значит подвергать свое здоровье огромному риску.

В соответствии с ч.9 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения.

Пунктами 1, 2 ст. 27 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.

Однако научного подтверждения безопасности методик электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не имеется.

Напротив, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России с 27 апреля по 26 мая 2020 года провел исследование «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19» (Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья No 2—2020: https://schoolshealth.ru/docs/2-2020/KuchmaVR_etall_2_2020_4-23.pdf?fbclid=IwAR1pWcqI_pnQpwBDTU7tke7_qEc1whIsSsesWHkQyj7OrcCc1BuLJZXJ3g4 https://www.rbc.ru/society/14/09/2020/5f5dcf3f9a794742ec7d8f2e?from=from_main_3&fbclid=IwAR1pWcqI_pnQpwBDTU7tke7_qEc1whIsSsesWHkQyj7OrcCc1BuLJZXJ3g4), где в анонимном опросе приняли участие 29779 школьников 5-11 классов, проживающих в городах (70% опрошенных) и сельской местности (30% опрошенных) 79 регионов России. Согласно полученным результатам у 80% школьников в результате изоляции и дистанционной формы обучения проявились неблагополучные психические реакции, а также: «Всего лишь у 13,4% школьников можно констатировать благоприятную медикопсихолого-социальную адаптацию к условиям самоизоляции и дистанционного обучения.

Также необходимо иметь ввиду, что при принятии решения о наличии оснований для введения карантина и его продолжительности, не учитываются такие обстоятельства, как: оставление детей без присмотра дома работающими родителями, отмена школьного обучения на длительные сроки, неконтролируемое и небезопасное времяпрепровождение перед компьютером и прочие факторы, негативно влияющие на здоровье детей и ограничивающие их право на образование в образовательной организации в избранной форме получения образования.

 

IV. Необоснованное возложение всей ответственности за обучение исключительно на законных представителей и снятие с себя данной ответственности

 

Согласно положениям ст. 28 Закона N 273-ФЗ: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.., за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

Воспитание - совместное дело педагогов и родителей, при этом на каждую сторону возложен свой перечень обязанностей.

Между тем, вынуждая согласиться на самостоятельное обучение в домашних условиях, применяя не апробированное электронное обучение, образовательная организация фактически снимает с себя в полном объеме ответственность за освоение надлежащем образом образовательной программы обучающимися и перекладывает эту ответственность на законных представителей.

Тогда как за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством прав и свобод обучающихся, а также - за нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности, образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Напоминаю Вам о том, что внутренние положения образовательного учреждения не могут противоречить Конституции РФ, а также федеральным законам. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст.15 Конституции РФ). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Верховенство Конституции означает, что любой правовой акт, любое действие органа власти или его должностного лица должны соответствовать нормам Конституции, не противоречить их предписаниям. В случае столкновения, коллизии норм, общественные отношения регулируются конституционными нормами.

Таким образом, электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий не может быть принудительно навязано законным представителям обучающихся, избравшим традиционную очную форму обучения, при этом электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий является комплексом методов, средств и способов обучения, безопасность и эффективность которых не доказана.

 

На основании изложенного, а также во исполнение части 1 статьи 43 Конституции РФ, прошу (-сим):

 

1) Принять все возможные меры для восстановления прав обучающихся ГБОУ СОШ №______ на получение очного образования в образовательной организации;

2) Обязать образовательную организацию обеспечить обучение обучающихся ГБОУ СОШ №______по традиционным бумажным учебникам и тетрадям, сопровождающееся своевременным информированием каждого ребенка/законных представителей о прохождении программы по каждому предмету, о требованиях к усвоению материала по каждому предмету, о результатах текущего контроля успеваемости и предоставление учебных материалов на основе заданий бумажных учебно-методических комплектов, на период карантинов;

3) В возможно короткие сроки возобновить очное обучение в традиционной форме в ___классе ГБОУ СОШ №___;

4) Обязать руководство ГБОУ СОШ №__отказаться от внедрения экспериментальных не апробированных методик до проведения долгосрочных исследований качества электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий и на предмет безопасности электронной образовательной среды.

 

 

«____»__________20__ года

ПОДПИСЬ

_____________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: