Структура групповой арт-терапевтической сессии




С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими.

4. Драматерапия и сценическая пластика (имаготерапия)

Занятия драмой положительно воздействуют на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. В данном случае речь идет не о "проверке действием" множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Имаготерапия (от лат. imago — образ) – психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле — вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению “лечебного” образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

5. Сказкотерапия

Сказкотерапияявляется самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей, однако это не так. Сказкотерапию можно назвать "детским" методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Сказки метафоричны по своей природе. Согласно М. Дейли, метафора является инструментом влияния на реальность, подразумевает движение: «Метафора – это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».

Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Д.С. Лихачев говорит: «Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким был это мир, есть или должен быть».

Многие проблемы объясняются внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье.

6. Библиотерапия

Библиотерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.

Библиотерапия это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем.

7. Игротерапия

Игротерапия – это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также присутствуют краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства. Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту прожить проблемную ситуацию заново.

Спектр применения игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

8. Цветотерапия

Цветотерапия основана на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Не существует «полезных» и «вредных» цветов. Важно лишь состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.

9. Песочная терапия

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребен­ка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В процессе работы с песком многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, при работе с песком не требуется никаких умений, что позволяет клиентам более легко идти на предложение консультанта обратиться к данному материалу. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова, например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело.

направления

Арт-терапия включает множество направлений и видов, основные из них:7 –

изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.; -

библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; - музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки; -

имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию; -

сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды; -

кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную; -

драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета; -

игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность; -

куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой; -

коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия; -

хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т. д.

Современные направления арттерапии: этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами и др.

3. индивидуальная и групповая арт-терапевтическая работа

индивидуальная арт-терапия может использоваться по от­ношению к широкому кругу клиентов:

1. к некоторым клиентам, не подлежащим вербальной психотерапии (олигофрены, психотики, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и некоторые другие);

2. к клиентам с неглубокими психическими расстрой­ствами, преимущественно невротического характера;

3. к детям и взрослым, испытывающим определенные затруднения в вербализации своих переживаний (например, из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности), а также сложности этих переживаний и их «невыразимо­сти» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройст­вом);

4. к людям, имеющим хорошо развитую способность к вербальному общению (для них арт - терапевтическая деятель­ность может являться альтернативным «языком», более точ­ным и выразительным, чем слова).

Этапы работы:

Этап 1. Установление арт-терапевтического контакта. Это происходит уже на самых первых встречах, когда у клиен­та и арт-терапевта возникают реакции друг на друга, опре­деляющие неповторимую атмосферу их совместной работы. Детальное обсуждение с клиентом целей, характера и усло­вий работы. Арт- терапевт объясняет клиенту, в чем будет заключаться их совместная работа, что клиент может и чего не может делать, принципы арт-терапии, в чем заключается спонтанное творчество.

Этап 2. Это непосредственно арт- терапевтическая рабо­та. Постепенно, по мере того как формируются психотера­певтические отношения, у клиента возникает ощущение за­щищенности, внутреннего комфорта и свободы, а атмосфера арт-терапевтического кабинета начинает восприниматься им как особенная, отличная от той, которая обычно его окру­жает. Клиент начинает работать все более естественно, сме­ло и увлеченно. В процессе работы возникают самые разно­образные ассоциации, чувства и воспоминания. В большинст­ве случаев осмысление происходит в результате совместного обсуждения творческой продукции.

Этап 3. Дальнейшее развитие арт-терапевтического про­цесса характеризуется тем, что конфликты и переживания, отражаясь в творческой работе клиента и «проясняясь» че­рез «диалогический дискурс» с арт - терапевтом, становятся все более осмысленными и понятными клиенту. Он прихо­дит к «принятию» и «признанию» в себе ранее отчужденных свойств и проявлений, осознанию их в качестве закономер­ных и необходимых элементов своей личности, источников своей внутренней силы. Негативные свойства и пережива­ния не подавляются и не предаются забвению, но трансфор­мируются силой заключенного в них смысла, логикой глу­бокого внутреннего единства, раскрываемого в различных проявлениях психической жизни клиента. Клиент стано­вится более свободным в использовании различных матери­алов и средств. Более ёмким и убедительным становится его творческий «язык». Образы приобретают «глубину» и «мно­гомерность», выражая не то, что клиент «придумал» или «позаимствовал» среди стереотипных символических обо­значений конвенциональной культуры, а то, что он действи­тельно переживает внутри себя.

Этап 4. Основаниями для завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются определенные изменения в состоянии и характере творческой де­ятельности клиента, отражающие положительную динами­ку арт-терапевтического процесса. Клиент должен быть до­статочно «консолидирован» для того, чтобы прекратить отношения с арт- терапевтом, то есть уметь самостоятельно справляться со своими переживаниями и проблемами (по крайней мере, в обозримом будущем). В целом завершение работы обозначает некий личностный «рост» клиента за опре­деленный промежуток времени.

Apm – тepaneвm должен учитывать склонность клиента к инди­видуальному, ему одному присущему темпу деятельности. Далеко не все клиенты способны сразу включиться в твор­ческую работу. Иногда должно пройти несколько сессий, прежде чем клиент сможет преодолеть свою робость и сте­реотипы привычного поведения, которые зачастую застав­ляют воспринимать арт- терапевтическую работу как недо­стойную взрослого человека «детскую игру» либо, напротив, как нечто весьма напоминающее «художественную деятель­ность» с необходимым для нее созданием «правильных» или «красивых» рисунков. Обе тенденции проявляются у кли­ентов довольно часто в начале работы.

Могут возникнуть сильные переживания, в том числе негативного характера» такие, например, как чувство гнева, вины, утраты и т. д. Но надежные «границы» арт-терапевтического кабинета, глу­бина психотерапевтического контакта и полное доверие арт-терапевта ко всему, что чувствует и делает его клиент, явля­ются теми факторами, которые «удерживают» переживания клиента от их «выплескивания» в самодеструктивном или агрессивном, направленном на других людей, поведении.

Один из важных факторов «удерживания» — художественный, символический образ. Если клиент работает над одним и тем же образом в течение нескольких сессий или возвра­щается к нему вновь и вновь, образ «потенцирует» его пере­живания. Постепенно выражаясь в творческой деятельнос­ти все более ярко (но не обязательно «высокохудожествен­но») и облекаясь в емкую, многозначительную форму симво­лических образов, эти переживания начинают осмысляться клиентом.

Арт- терапевт находится рядом с клиентом, старается не мешать его работе замечаниями или комментариями и стремится не препятствовать проявлению сильных, в том числе негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда они принимают явно деструктивный или самодеструктивный характер, арт- терапевт может обратиться к клиенту с вопро­сами, призванными помочь осмыслить и контролировать их проявление.

Арт- терапевт, время от времени задавая раз­личные вопросы, стремится не объяснить, но «прояснять» все, что клиент делает. Тем самым он обращает внимание клиента на скрытый смысл его собственных действий. Вопросы могут быть направлены на «прояснение» реакций переноса со стороны клиента. В этом случае арт- терапевт и клиент устанавливают закономерную связь между характе­ром творческой работы последнего, опытом его детства, ак­туальными взаимоотношениями с окружающими и пробле­мами на данном этапе жизни.

Арт- терапевт «работает» и со своими реакциями контрпереноса. Пытаясь осмыслить происхождение чувств, возни­кающих в нем в ответ на произведения, действия или выска­зывания клиента, он всегда должен задавать себе вопрос: на­сколько они связаны с его собственными «проблемами»?

Возможности групповой арт-терапии:

позволяет развивать ценные социальные навыки;

связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих дейс­твий и их влияние на окружающих;

позволяет осваивать новые роли и проявлять латент­ные качества личности, а также наблюдать, как мо­дификация ролевого поведения влияет на взаимоот­ношении с окружающими;

повышает самооценку и ведет к укреплению личност­ной идентичности;

развивает навыки принятия решений.

Групповая арт-терапни отличается от индивидуальной тем, что:

меньше зависит от арт-терапевта;

предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников-группы;

требует от участников группы определенных комму­никативных навыков;

требует от участников группы способности адапта­ции к групповым нормам;

требует от арт-терапевта опыта групповой психокоррекционной работы;

характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобрази­тельной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом.

Структура групповой арт-терапевтической сессии

Стадия разогрева — 10% общего времени. Стадия включения в работу, выбор темы, иногда просто работа на свободную тему.

Собственно изобразительная деятельность — 30% об­щего времени.

Обсуждение или дискуссия — 50% общего времени.

Завершение работы — 10% общего времени (сюда включена уборка помещения, завершающий занятие ритуал).

При работе в парах участникам группы предлагается самостоятельно выбрать себе пару и работать с использова­нием любых изобразительных материалов. Хотя наиболь­шую ценность имеют внутриличностные процессы, можно также прислушиваться к своему партнеру и к тому, каким образом он реагирует на происходящее. Работу в парах мож­но сопровождать спокойными музыкальными композициями. используются три основные формы групповой арт-те­рапии:

1. студийная открытая группа;

2. динамическая (аналитическая) группа;

3. тематическая группа.

 

3 тема Музыкотерапия

2.сферы применения музыкотерапии

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по

форме и содержанию, на основании чего составляются "лечебные" каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную. Сторонники психоанализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятие катарсиса", они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.

Правильный выбор музыкальной программы - ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: "Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать".

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: