Согласно С. Карпману, дисфункциональное взаимодействие протекает в треугольнике «жертва ― преследователь ― спасатель». Вне зависимости от того, какую роль играет человек в данный момент, в конечном итоге он всё равно превращается в жертву. У каждого человека есть более знакомая ему роль, приобретаемая в родительской семье. Но, попав в такой треугольник отношений, человек проходит через все три роли.
Спасатель | Преследователь | Жертва | |
Представление о себе. | Спасатель видит себя в качестве «помощника» и «воспитателя», верит в свою доброту и видит себя героем. Спасатель отрицает свои потребности. | Преследователь отрицает свою уязвимость. Самое трудное для него — взять на себя ответственность за то, что он делает больно другим. Они отказываются признавать, что их тактика — обвинение. Когда им на это указывают, они утверждают, что нападение является оправданным и необходимым для самозащиты. По его мнению, другие заслуживают то, что получают. Он не осознаёт себя Преследователем, а воспринимает себя жертвой. Любая ситуация воспринимается им следующим образом: «Я просто пытался помочь (я пытался быть Спасателем), а они на меня напали (я стал Жертвой), так что мне пришлось защищаться (я превратился в Преследователя)». | Жертва полагает, что не может позаботиться о себе. Отрицает, что у неё есть возможности решения проблем |
Убеждения. | У Спасателя есть бессознательное убеждение, что его потребности не важны, что его все ценят за то, что он может сделать для других. Спасатель верит: «Если я позабочусь о них достаточно долго, то рано или поздно они будут заботиться обо мне тоже». | Его основное убеждение — «мир опасен, людям нельзя доверять, поэтому мне нужно нанести удар прежде, чем они сделают мне больно. Мир жесток, и только бессердечные могут выжить. И я буду одним из них». | Жертва убеждена в своей некомпетентности и высокой компетентности Спасателя. |
Особенности взаимодействия | Спасатель ищет зависимых людей, проявляет себя с ними как благожелательный, заботливый человек — тот, кто может «исправить» зависимого. Он, как правило, пытается «задушить» в другом человеке инициативу, чтобы управлять и манипулировать им, — «для его же собственного блага». Пытается стать незаменимым для кого-либо. Его проблема в ошибочном понимании того, что именно нужно для поощрения, поддержки и защиты. Чем больше он спасает, тем меньше ответственности берёт на себя тот, о ком он заботится. Если Жертва начнет брать ответственность на себя, Спасателю придется либо найти новую жертву, либо попытаться вернуть прежнюю к привычной роли. | Доминирование становится самым частым стилем взаимодействия. Это означает, что он всегда должен быть прав. Его методы — запугивание, проповеди, угрозы, обвинения, чтение лекций, проведение допросов и прямые атаки. Преследователю нужен кто-то, кто был бы виноват. | Жертва смотрит на Спасателя снизу вверх и говорит: «Ты единственный, кто может мне помочь». Несмотря на то, что Жертва считает себя неумелой в обращении с жизнью, это не мешает ей чувствовать обиду по отношению к тем, от кого она зависит. Она настаивает, что о ней нужно заботиться, но не любит, когда ей указывают на её неадекватность. Чувство вины часто используется Жертвой в попытке манипулировать своим Спасателем: «Если вы не сделаете этого, то кто же?». |
Мотивация поведения | Им нужно кого-то спасать для того, чтобы чувствовать себя важными и нужными. Спасатель испытывает большое удовлетворение, он гордится собой и получает социальное признание, даже вознаграждение, поскольку его поступки можно рассматривать, как бескорыстные. Самый большой страх Спасателя — остаться в одиночестве. Он считает, что его ценность возрастает от того, как много он делает для других. Он верит: «Если я вам нужен, вы не оставите меня». | Нападая на других, Преследователь пытается преодолеть чувство беспомощности и стыда. На Жертву они проецируют свою беспомощность. Если Преследователь будет честен с самим собой, он поймёт, что опасен для других, и почувствует вину. Чтобы не допустить этого, Преследователю всегда нужен кто-то, чтобы винить его во всём. | Её самый большой страх, что у неё ничего не получится. Это беспокойство заставляет её быть всегда в поиске кого-то более сильного и более способного позаботиться о ней. |
Механизм формирования поведения. | Спасатель вырастает в семье, где его потребности не признаются. Поэтому он относится к себе с той же степенью небрежности, что он испытал, когда был ребёнком. Поскольку ему не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому он заботится о других. | Роль Преследователя характерна для тех, кто подвергался открытому психическому или физическому насилию в детстве. Внутренне они часто кипят от стыда, чувствуют гнев, и эти два чувства управляют их жизнью. Они могут подражать их обидчику в детстве, предпочитая быть похожими на тех, у кого сила и власть. | Родители верят в несостоятельность и беспомощность своего ребёнка, бессознательно часто формируют у ребёнка-жертвы представление о себе как неспособном, зависимом. Они лишают Жертву возможности учиться на своих ошибках. |
Механизм превращения в Жертву | Мечты Спасателя о том, что Жертва, о которой он заботится сейчас, в будущем позаботится о нём, не оправдываются, поскольку Жертва не способна даже позаботиться о себе. Тогда Спасатель превращается в мученика. Спасатель начинает демонстрировать всем переживаемое им чувство предательства. Обычные фразы для замученного Спасателя: «После всего, что я для тебя сделал, вот твоя благодарность?», «Если бы ты меня любила, ты бы не относилась ко мне так!». | Когда Жертва почувствует себя обиженной, она начинает мстить, тогда Преследователь превращается в Жертву. | Жертвам, в конце концов, надоедает быть ниже Спасателя, и они начинают искать способы чувствовать себя равными. Однако чаще всего это выглядит, как превращение в Преследователя для Спасателя, путём саботажа усилий по их спасению, чаще всего через пассивно-агрессивное поведение. Например, они играют в игру «да, но это не будет работать, потому что…». Жертва пытается доказать, что их проблемы неразрешимы, таким образом Спасатель оставляет усилия, чувствуя себя неполноценным |