Особенности познавательных процессов в старости




Одно из главных из­менений познавательной способности в поздней взрос­лости — это снижение скорости выполнения физиче­ских и умственных операций. У по­жилых людей возрастает время реакции, замедляется об­работка перцептивной информации и снижается ско­рость когнитивных процессов. Отчасти эта медлитель­ность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Немного потренировавшись, пожилые люди часто в со­стоянии компенсировать потерю скорости, а во многих случаях почти восстановить прежнюю скорость.

Память По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информа­ции, чем молодые. В среднем, их объем восприятия не­сколько меньше, особенно когда два события происхо­дят одновременно. Согласно работам, по­священным изучению процессов заучивания и воспро­изведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка В некоторых исследованиях памяти указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффектив­ность организации, повторения и кодирования запоми­наемого материала. Однако после тщательного инструк­тирования и небольшой практики они справляются с этими операциями существенно лучше.

Эффективность обучения, однако, не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается до­стичь уровня молодых взрослых

Исследования изменений в поздней старости (70—90 лет) по типам памяти обнаружили следующие за­кономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память;образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при ме­ханическом запечатлении; основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.

У стариков проявляется жизненная мудрость. Согласно Балтесу, можно выделить пять основ­ных свойств мудрости. Во-первых, мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопро­сов. Часто это вопросы, касающиеся смысла жизни. Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отра­жаемый в мудрости, исключительно высок. В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в осо­бых ситуациях. В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель (характер) и используется как ради лично­го благополучия, так и для пользы человечества. В-пя­тых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство лю­дей распознают ее без труда.

Психологические характеристики и особенности личностного самоопреде­ления отдельных периодов старости по Н.С. Пряжникову:

Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пен­сию) — это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется следующими положениями.

1) Социальная ситуация развития:

-Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возмож­ность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение ак­тивной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией.

-Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой сторо­ны, человека не хотят отпускать, и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников.

-Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию».

/Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе.

2) Ведущая деятельность:

-Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профес­сиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую па­мять» на работе.

-Стремление передать свой опыт ученикам и последователям.

-При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «раз­рываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода).

концу предпенсионого периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) — это, прежде всего, освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1) Социальная ситуация развития:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраня­ются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными.

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответ­ственно со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам).

Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-общественни­ки сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обза­водятся новыми «деловыми» контактами).

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у кото­рого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей ха­рактеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2) Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах действительности (в воспитании внуков, домаш­нем хозяйстве, хобби, новых отношениях, общественной деятельности и т. п.) — это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»).

Для части пенсионеров первое время на пенсии — это продолжение ра­боты по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работа­ющего пенсионера значительно повышается чувство собственной зна­чимости.

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста.

Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыс­лить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.

Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1) Социальная ситуация развития:

  • Общение в основном с такими же старцами.
  • Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свобод­ное время старика, либо просто «опекают» его.
  • Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в об­щественной деятельности (или даже в продолжающейся профессио­нальной деятельности).
  • Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интим­ность и становятся более обобщенными».

2) Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска — «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой.

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственно­го достоинства, согласно принципу: «Пока я делаю хоть что-то полез­ное для окружающих, я существую и требую к себе уважения».

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей дея­тельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приоб­щении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: