Теория «Человек» в карточках.




Теории происхождения человека 1.Религиознаябожественное происхождение, душа – источник человеческого в человеке 2.палеовизита- человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа 3. эвольционная человек, как биологический вид, имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими
Основные социальные отличия человека от животных
  1. обладает мышлением
  2. обладает речью
  3. способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
  4. в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность
  5. способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
Виды потребностей:
  • биологические (органические, материальные) – в пище, одежде, жилище;
  • социальные – в общении с другими людьми;
  • духовные (идеальные, познавательные).
Виды потребностей по А.Маслоу:
  1. первичные (врождённые):
  • физиологические - в воспроизводстве рода, в пище, дыхании, одежде, жилище;
  • экзистенциальные - в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне;
  1. вторичные (приобретённые):
  • социальные – в социальных связях, общении, привязанности, участии в совместной деятельности;
  • престижные – в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха, служебном росте;
духовные– в самоактуализации, самовыражении, самореализации
Разумные потребности стремление к истине, знаниям, желание приносить добро, ложные потребности – в курении.
Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности (предмету). Виды:
Мотив Побудитель человеческой деятельности  
Виды мотивов Интерес Потребность Убеждение Ценности Идеалы
Способности индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.  
Виды (типы)способностей человека Общие способностиопределяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие. •Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно —творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.  
Уровни способностей Одарённость —это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность. •Талант —это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов. • Гениальность-это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой то деятельности, но и создавать что-то принципиально ново
Деятельность-определение Признаки -3шт Это целенаправленная активность человека, направленная на преобразование окружающего мира. Особенности(признаки) -преобразовательная -целенаправленная -сознательная    
Основные компоненты деятельности : субъект –тот, кто осуществляет деятельность (человек, общество); •объект –то, на что направлена деятельность (предмет, процесс); •мотив –условия, вызывающие активность субъекта и определяющие направленность деятельности (идеалы, убеждения, эмоции); •цель –осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека; •действие–процесс, направленный на реализацию поставленной цели; •методы и средства; •результат (продукт).  
Игра как вид деятельности.. 2 признака.
  1. особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Характерные черты:
  • происходит в условной ситуации;
  • используются замещающие предметы;
  • нацелена на удовлетворение интереса её участников;
  • способствует развитию личности.
 
Общение как вид деятельности. 2 особенности Вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Особенности: -субьект -субектное -может проходить вербально и невербально.  
Функции общения 1. информативная 2. коммуникативная 3. социализации  
Классификации общения 3 вида
  • непосредственное – с помощью естественных органов – рук, голосовых связок;
  • опосредованное – с помощью специально приспособленных или изобретённых средств – газета, компакт-диск, след на земле;
  • прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;
  • косвенное – через посредников, которыми могут выступать другие люди.
  • Вербальное-эторечь, состоящая из ряда звуков
  • Невербальная- мимика, жесты, взгляды, позу.
 
Учение Виды. Особенности
  1. вид деятельности, цель которого – приобрести знания, умения, навыки.
Виды:
  1. организованное – осуществляется в ОУ;
  2. неорганизованное – осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат;
3. самообразование – получение знаний самостоятельно.  
Труд определение и его характеристик – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата. Характеристики труда:
  1. целесообразность;
  2. нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов;
  3. наличие мастерства, умений, знаний;
  4. практическая полезность;
  5. получение результата;
  6. развитие личности;
  7. преобразование внешней среды обитания человека.
   
Классификация видов деятельности –по сферам. А. материальная (практическая) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей:
  • материально-производственная – преобразование природы;
  • социально-преобразовательная – преобразование общества.
Б. духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей:
  • познавательная – отражение действительности в художественной и научной формах, мифах, религиозных учениях;
  • ценностно-ориентировочная – формирование мировоззрения людей, их положительного или отрицательного отношения к явлениям окружающего мира;
  • прогностическая – планирование или предвидение возможных изменений действительности.
  • по субъекту деятельности:
творчество вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.    
Социализация общественный процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.  
Этапы социализации:
  1. начальный – воспитание в семье;
  2. средний – обучение в школе;
  3. завершающий – социализация взрослого человека: роль супруга, дедушки.
   
Институты социализации
  • Это кто обеспечивает социализацию
  • семья;
  • детский сад;
  • школа;
  • армия;
  • средние учебные заведения и вузы;
  • общество;
  • государство.
 
Индивид
  • единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов – отдельная особь среди других людей
   
Индивидуальность
  • неповторимое своеобразие проявлений человека, исключительность, многосторонность, естественность его деятельности с учётом личных особенностей
 
личность
  • человеческий индивид, субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых свойств, черт и качеств
 
Структура личности
  • социальный статус – место человека в системе общественных отношений;
  • социальная роль – ожидаемая и соответствующая социальному статусу модель поведения;
  • направленность – потребности, взгляды, мотивы поведения, идеалы.
 
мышление активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.  
Типы мышления
  1. образное(наглядное) – задача дана наглядно, в конкретной форме. Решение – практическое действие (первобытный человек, люди первых земных цивилизаций) – охота на мамонта;
  2. понятийное (логическое) – теоретическая задача. Решение – использование абстрактных понятий, теоретических знаний (современный человек) – решение тестов по обществознанию;
3. знаковое – обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук с искусственными, знаковыми языками. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности
Особенности мышления Субъективность восприятия и обработки информации в силу личностных, эмоциональных и волевых характеристик человека, совершающего мыслительный процесс. •Единение с языком, потому как язык есть способ выражения мысли, средство воспроизведения мысли. Язык вы полняет функцию знаковой системы, в которую входят описания и названия предметов действительности, которые человек использует в повседневной жизни. •Опосредованность способа получения знаний, то есть последовательная связь понятий. А затем выведение нового знания через умозаключение. Так, в случае если человек увидит девушку в белом платье с букетом, а возле нее –мужчину в костюме, не зная наверняка, что это свадьба, человек придет к этому умозаключению посредством цепочки фактов. •Обобщенность
Мыслительные операции Анализ Синтез Абстрагирование Обобщение Сравнение Индукция дедукция
Мировоззрение система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире  
Структура мировоззрения: .
  • знания;
  • духовные ценности;
  • принципы;
  • идеалы;
  • убеждения;
  • идеи.
 
Пути формирования мировоззрения
  • стихийный – под влиянием жизненных условий, под воздействием обыденного опыта;
  • осознанный – посредством целенаправленной теоретической разработки идей, принципов.
Типы мировоззрения:
  • обыденно-практическое (житейское) – порождение повседневной жизни людей;
  • религиозное (мифологическое)– связано с признанием сверхъестественного начала;
  • научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.
 
Цель жизни –. мысленный ориентир, к которому устремляются поступки и дела человека  
Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.    
Концепции смысла жизни: 1. аскетизм – отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов – отшельники, монахи;
  1. гедонизм – стремление к наслаждению;
  2. прагматизм– цель жизни оправдывает любые средства её достижения;
  3. утилитаризм – из всего извлекать пользу;
  4. эвдемонизм – стремление к счастью как подлинному назначению человека;
  5. этика долга – самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.
   
Познание – процесс деятельности человека, содержание которого – отражение объективной реальности в его сознании, а результат – получение нового знания об окружающем мире.
Теории познания мира
  1. агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не даёт достоверных сведений о мире;
  2. скептицизм – не отрицая принципиально возможность познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер;
  3. оптимизм – познать и получить достоверные знания о мире возможно.
 
Виды познания:
  1. обыденное – приобретение знаний о мире в результате повседневных жизненных обстоятельств;
  2. социальное – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
3. научное – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.    
Уровни познания -Чувственное познание–получение знаний осуществляется через органы чувств, внешняя информация о предмете. -Рациональное познание– получение знание происходит при помощи мыслительной деятельности.    
Уровни чувственного познания 1.Ощущение– воссоздание отдельных частностей предмета или явления, возникающее в результате деятельности органов чувств; 2.Восприятие– отражение цельного объекта, а не его деталей. Так, человек воспринимает предмет как совокупность его свойств. 3.Представление– создание образа предмета в сознании человека, осуществляемое благодаря памяти или воображению человека.  
Уровни рационального познания Понятие –положение, выделяющее общие, значимые черты или свойства признака. 2. Суждение –связующее между понятиями, отрицающее или подтверждающее чтолибо. 3. Умозаключение (вывод)– некое новое суждение, образованное из совокупности суждений, обозначенных ранее, объединенных общей тематикой  
Особенности социального познания:
  • субъект и объект познания совпадают
  • задевает непосредственно интересы людей
  • социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание
  • сложность объекта познания – общества
  • установление только относительных истин, т.к. общество изменчиво
  • ограничена возможность применения эксперимента, велика роль мышления.
   
Особенности научного познания:
  • объективность добываемого знания
  • развитость понятийного аппарата (категорийного);
  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)
  • проверяемость
  • высокий уровень обобщения знаний
  • универсальность – может сделать предметом изучения любой феномен в человеческом мире
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Формы теоретического познания
  • научный факт – описание объективного факта посредством некоторого языка
  • эмпирический закон – объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами
  • проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа – м.б. теоретической и практической
  • гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании
  • теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Формы познания Миф Философия Религи
  • миф
  • религия
  • философия
Формы эмпирического научного познания наблюдение • эксперимент • измерение • описание
Свобода установленная законодательно возможность совершать поступки, не наносящие вреда окружающим.    
Необходимость неизбежное выполнение законов и соответствие опре деленным нравственным нормам в поведении.  
Ответственность это отношение человека и общества, подразумевающее осуществление взаимных требований к поведению.    
Знание
  1. результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
   
Виды знаний
  1. житейское(обыденное) – сводится к констатации фактов и их описанию, носит эмпирический характер, базируется на здравом смысле и обыденном сознании;
  2. научное –достоверное обобщение фактов, действительность в прошлом, настоящем и будущем облекается в форму отвлечённых понятий и категорий (графики), предвидение явлений;
  3. практическое – овладение вещами, преобразование мира;
  4. художественное – целостное отображение мира и человека в нём посредством образа, а не понятия;
  5. рациональное – связано с рациональным мышлением, отражение реальности в логических понятиях и категориях;
 
Заблуждение содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.    
Ложь сознательное искажение образа объекта    
Истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним;  
Виды истины (4шт) Абсолютная истина – исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.
Критерии истины (4) то, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения. Возможные критерии:
  1. чувственный опыт
  2. разум(законы логики
  3. теория
практика– активная материальная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: