Упражнения по отработке навыков дискуссионной беседы.




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Рассказово»

ПОДРОСТКОВЫЙ КЛУБ «Мир, созданный нами»

Дискуссия

По видеоролику «Лила»

 
 
 
     

Год

Тренинг дискуссионной встречи

Цель: введение и отработка навыков участия в дискуссионной беседе подростков группы риска.

Знакомство.

-Добрый день, ребята. Сегодня у нас очередное занятие подросткового клуба «Мир, созданный нами». Прежде чем перейти к основному содержанию сегодняшней встречи нам необходимо познакомиться. Перед вами карточки и маркеры, напишите, пожалуйста, свои имена и сделайте на ней любой рисунок. По кругу называем себя и быстро даем объяснение своему рисунку.

Спасибо.

Снятие напряжения.

-А сейчас снимем свою неловкость, стеснительность и общее напряжение. Выполним упражнение «Волна». Встаньте и возьмитесь за руки. Мы будем изображать руками волну. Хорошо. Поаплодируем друг другу.

 

Основное содержание занятия.

-Сегодня мы проведем дискуссию по видеоролику. Но прежде выясним, что такое дискуссия, каковы правила ее проведения. Немного потренируемся по основам дискуссионной встречи.

(Презентационное сопровождение беседы о дискуссии).

Дискуссия – это обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения.

Какое отношение имеют эти слова к дискуссии? Дискутант – участник дискуссии. Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис. Оппонент – тот, кто оспаривает тезис.

Правила поведения в дискуссии:

· Я критикую идеи, а не людей.

· Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

· Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

· Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

· Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

· Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

· Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

 

СИНКВЕЙН

Тема или предмет (одно существительное)

Описание предмета (два прилагательных или причастия)

Действия предмета (три глагола)

Отношение автора к предмету (фраза обычно из 4 значимых слов)

Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)

 

-Дискуссия Интересная, непредсказуемая. Высказываемся, слушаем, убеждаемся. Свободный обмен мнениями. Обсуждение.

 

- Вопросы для закрепления: Нужна ли дискуссия? Что такое дискуссия? Что является главным в дискуссии? Дискуссия – это спор или бессмыслица? Возможно ли добиться истины дискуссией?

 

Упражнения по отработке навыков дискуссионной беседы.

Сейчас вам будут предложены высказывания, с которыми вы можете согласиться или, напротив, оспорить их. Чтобы грамотно вести беседу-дискуссию, предлагаю вам слова-помощники:

ü Я считаю …, потому что

ü Я согласен с твоим мнением в том, что

ü Я соглашусь с тобой, но…

ü Я не согласен с …, потому что

ü Напротив я считаю, что….

Высказывания:

-Если ты сам ничего не делаешь, как тебе можно помочь? Управлять можно только движущимся автомобилем.

-Не судите человека, пока не поговорите с ним лично, потому что всё, что вы слышите — слухи.

-Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас; всё равно будьте честны и откровенны.

-Все будет. Только когда ты решишься на это.

-Дружба и доверие не покупаются и не продаются.

 

-Легко ли было участвовать в обсуждении? Что мешало? (Эмоциональность, неумение слушать, недостаточность знаний и опыта). Почему сложнее оспаривать, чем соглашаться? (Надо приводить в пример больше фактов, возможно проверенных на своем опыте). Возможно ли разрешение конфликтов с помощью дискуссии?

-Вывод, дискутировать необходимо, именно в ней мы учимся размышлять и отстаивать свою точку зрения.

-«Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами». (Г. Лессинг).

 

Игра «Кораблекрушение». (Сокращенный вариант).

- А сейчас попробуем отработать навыки дискуссионной беседы в группе. Разобьемся на две группы и проведем игру «Кораблекрушение». Представьте себе, что ваш космический корабль сломался где-то на неосвещенной стороне Марса. Для того, чтобы добраться до места, где вам будет оказана помощь, вам необходимо пройти 300 км. Путь будет долгим и тяжелым. Успех будет зависеть от того, какие принадлежности вы возьмете с собой. Это будут первые 5 из предложенных вам 7.

Принадлежности:

7. Коробка спичек

4. Пищевые концентраты

1. Кислородные баллоны

3. Карта звездного неба

6. Магнитный компас

2. 25 литров воды

5. Медицинская сумка

-В течение 10 минут вам необходимо обсудить и проранжировать принадлежности по мере необходимости от 1 до 7. Обсуждая в группе, используйте правила дискуссионной беседы и слова-помощники. По истечении времени, мы обсудим все вместе, какие предметы вам будут жизненно необходимы в пути. (Ребята ведут обсуждение в группах, мы следим за их поведением и манерой беседы).

Подводится результат игры, и ребята плавно переходят к обсуждению видеоролика.

 

Обсуждение, дискуссия. (Проводят активисты детской организации «Радуга»).

-Один писатель сказал: «Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами». Вы согласны с этим утверждением? (Отвечают) Каждый человек рисует свой мир. От чего это зависит? (характер человека, его взгляды, окружение и др.)

-Сейчас мы посмотрим короткометражный фильм, который рассказывает о девочке Лиле. Ее мир – это ее рисунки.

-Ваше задание увидеть, какие несовершенства нашей жизни в своих рисунках старалась исправить девочка Лила? (Смотрим фильм).

 

Просмотр видеоролика «Лила».
-Ваши впечатления?

-Ответ на вопрос перед просмотром.

-Какой посыл шлет нам главная героиня?
- Как вы считаете, ей самой нужна помощь?

-Что бы вы исправили в своей жизни, если бы у вас был волшебный карандаш? (Можно письменно это сделать).


- Мы мечтаем, рисуем в мыслях свой мир. Но помните, что характеризуемся мы своими поступками. Делайте наш мир добрым, милосердным и справедливым!

 

Прощание – «Спасибо!»

На одну ладонь положите те эмоции, мысли, чувства с которыми вы пришли сюда, на вторую те, что получили на этом встрече, которые испытываете сейчас. А теперь дружно похлопаем друг другу и скажем громко: СПАСИБО!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: