Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Рассказово»
![]() | ПОДРОСТКОВЫЙ КЛУБ «Мир, созданный нами» | ![]() |
Дискуссия
По видеоролику «Лила»
![]() | ||
![]() | ||
Год
Тренинг дискуссионной встречи
Цель: введение и отработка навыков участия в дискуссионной беседе подростков группы риска.
Знакомство.
-Добрый день, ребята. Сегодня у нас очередное занятие подросткового клуба «Мир, созданный нами». Прежде чем перейти к основному содержанию сегодняшней встречи нам необходимо познакомиться. Перед вами карточки и маркеры, напишите, пожалуйста, свои имена и сделайте на ней любой рисунок. По кругу называем себя и быстро даем объяснение своему рисунку.
Спасибо.
Снятие напряжения.
-А сейчас снимем свою неловкость, стеснительность и общее напряжение. Выполним упражнение «Волна». Встаньте и возьмитесь за руки. Мы будем изображать руками волну. Хорошо. Поаплодируем друг другу.
Основное содержание занятия.
-Сегодня мы проведем дискуссию по видеоролику. Но прежде выясним, что такое дискуссия, каковы правила ее проведения. Немного потренируемся по основам дискуссионной встречи.
(Презентационное сопровождение беседы о дискуссии).
Дискуссия – это обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения.
Какое отношение имеют эти слова к дискуссии? Дискутант – участник дискуссии. Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис. Оппонент – тот, кто оспаривает тезис.
Правила поведения в дискуссии:
· Я критикую идеи, а не людей.
· Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
· Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
· Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
· Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
· Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
· Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
СИНКВЕЙН
Тема или предмет (одно существительное)
Описание предмета (два прилагательных или причастия)
Действия предмета (три глагола)
Отношение автора к предмету (фраза обычно из 4 значимых слов)
Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)
-Дискуссия Интересная, непредсказуемая. Высказываемся, слушаем, убеждаемся. Свободный обмен мнениями. Обсуждение.
- Вопросы для закрепления: Нужна ли дискуссия? Что такое дискуссия? Что является главным в дискуссии? Дискуссия – это спор или бессмыслица? Возможно ли добиться истины дискуссией?
Упражнения по отработке навыков дискуссионной беседы.
Сейчас вам будут предложены высказывания, с которыми вы можете согласиться или, напротив, оспорить их. Чтобы грамотно вести беседу-дискуссию, предлагаю вам слова-помощники:
ü Я считаю …, потому что
ü Я согласен с твоим мнением в том, что
ü Я соглашусь с тобой, но…
ü Я не согласен с …, потому что
ü Напротив я считаю, что….
Высказывания:
-Если ты сам ничего не делаешь, как тебе можно помочь? Управлять можно только движущимся автомобилем.
-Не судите человека, пока не поговорите с ним лично, потому что всё, что вы слышите — слухи.
-Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас; всё равно будьте честны и откровенны.
-Все будет. Только когда ты решишься на это.
-Дружба и доверие не покупаются и не продаются.
-Легко ли было участвовать в обсуждении? Что мешало? (Эмоциональность, неумение слушать, недостаточность знаний и опыта). Почему сложнее оспаривать, чем соглашаться? (Надо приводить в пример больше фактов, возможно проверенных на своем опыте). Возможно ли разрешение конфликтов с помощью дискуссии?
-Вывод, дискутировать необходимо, именно в ней мы учимся размышлять и отстаивать свою точку зрения.
-«Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами». (Г. Лессинг).
Игра «Кораблекрушение». (Сокращенный вариант).
- А сейчас попробуем отработать навыки дискуссионной беседы в группе. Разобьемся на две группы и проведем игру «Кораблекрушение». Представьте себе, что ваш космический корабль сломался где-то на неосвещенной стороне Марса. Для того, чтобы добраться до места, где вам будет оказана помощь, вам необходимо пройти 300 км. Путь будет долгим и тяжелым. Успех будет зависеть от того, какие принадлежности вы возьмете с собой. Это будут первые 5 из предложенных вам 7.
Принадлежности:
7. Коробка спичек
4. Пищевые концентраты
1. Кислородные баллоны
3. Карта звездного неба
6. Магнитный компас
2. 25 литров воды
5. Медицинская сумка
-В течение 10 минут вам необходимо обсудить и проранжировать принадлежности по мере необходимости от 1 до 7. Обсуждая в группе, используйте правила дискуссионной беседы и слова-помощники. По истечении времени, мы обсудим все вместе, какие предметы вам будут жизненно необходимы в пути. (Ребята ведут обсуждение в группах, мы следим за их поведением и манерой беседы).
Подводится результат игры, и ребята плавно переходят к обсуждению видеоролика.
Обсуждение, дискуссия. (Проводят активисты детской организации «Радуга»).
-Один писатель сказал: «Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами». Вы согласны с этим утверждением? (Отвечают) Каждый человек рисует свой мир. От чего это зависит? (характер человека, его взгляды, окружение и др.)
-Сейчас мы посмотрим короткометражный фильм, который рассказывает о девочке Лиле. Ее мир – это ее рисунки.
-Ваше задание увидеть, какие несовершенства нашей жизни в своих рисунках старалась исправить девочка Лила? (Смотрим фильм).
Просмотр видеоролика «Лила».
-Ваши впечатления?
-Ответ на вопрос перед просмотром.
-Какой посыл шлет нам главная героиня?
- Как вы считаете, ей самой нужна помощь?
-Что бы вы исправили в своей жизни, если бы у вас был волшебный карандаш? (Можно письменно это сделать).
- Мы мечтаем, рисуем в мыслях свой мир. Но помните, что характеризуемся мы своими поступками. Делайте наш мир добрым, милосердным и справедливым!
Прощание – «Спасибо!»
На одну ладонь положите те эмоции, мысли, чувства с которыми вы пришли сюда, на вторую те, что получили на этом встрече, которые испытываете сейчас. А теперь дружно похлопаем друг другу и скажем громко: СПАСИБО!