APPLICATION OF METAPHORICAL ASSOCIATIVE CARDS IN CORRECTIONAL WORK OF EATING DISORDERS




Шебанова В.И. канд.психол.наук, доцент

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, докторант кафедры психодиагностики и клинической психологии

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

APPLICATION OF METAPHORICAL ASSOCIATIVE CARDS IN CORRECTIONAL WORK OF EATING DISORDERS

Аннотация. Статья описывает возможности применения метафорических ассоциативных карт в коррекционной работе нарушений пищевого поведения. Приведены достоинства ассоциативных карт, как психодиагностического и психокоррекционного (психотерапевтического) инструментария. Сделан акцент на психологических функциях метафорических ассоциативных карт реализация которых позволяет эффективно использовать их как диагностический и психотерапевтический инструментарий. Описаны несколько игр-упражнений (техники) на основе метафорических ассоциативных карт, которые применились в тренинговой работе по нормализации пищевого поведения.

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, психокоррекция пищевого поведения, психодиагностический инструментарий, психокоррекционный инструментарий.

Abstract. Article describes possibilities application of metaphorical associative cards in correctional work eating disorders. Shows advantages of associative cards as psychodiagnostic and psychocorrectional (psychotherapy) toolkit. Emphasizes the psychological functions of metaphorical associative cards the implementation of which allows to effectively use them as a diagnostic and psychotherapeutic toolkit. Describes some games-exercises (technics) on the basis of metaphorical associative cards that are applied in the training work to normalize eating behavior.

Keywords: metaphorical association card, psychocorrection eating behavior, psychodiagnostic toolkit, psychotherapeutic tools.

 

Метафорические ассоциативные карты (МАК), которые также называют проективными или психотерапевтическими картами появились в 70-80 годы ХХ века как специальный психодиагностический и психокоррекционный (психотерапевтический) инструмент в профессиональной психологической практике, в т.ч. в деятельности ведущего психологических групп (для «разогрева» группы, установления доверительных отношений между членами группы, для диагностики актуальных потребностей группы и др.) (И. Васильева, И. Венщикова, Р.В.Кадыров, Т.В. Скорабач, В.Киршке, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, И.В.Куликова, К.Крюгер, Г. Кац, Е.Мухаматулина, О.Н. Никитина, Е.Р.Морозовская, Н.И. Олифирович, Г.И.Малейчук, Р.М.Ткач, У. Халкола, А.И. Копытин, В.Р. Пешковская, и др.) [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 13; 14; 16; 18; 20].

Ассоциации, которые возникают у человека при описании карты и комментариев к ним, выявляют актуальные состояния, переживания и потребности, позволяют выявлять основные страхи и желания, внутренние конфликты, определять личностные черты, жизненные стратегии и цели, личностный смысл прошлого опыта, «увидеть» ресурсы (как внутренние, так и внешние). Метафорические ассоциативные карты, через метафору (ассоциации) позволяют быстро получить доступ к психотравмирующей ситуации, что с одной стороны, помогает выявить незавершенные внутренние процессы, а с другой стороны, – избежать дополнительной ретравматизации. Кроме того, МАК создают безопасный контекст для поиска и моделирования решения, запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризисной жизненной ситуации.

Ассоциативные карты, как психодиагностический и психокоррекционный (психотерапевтический) инструментарий, обладают следующими достоинствами:

- создают условия (безопасную, доверительную и комфортную обстановку) для самораскрытия, самовыражения, самопознания и более эффективной социализации в группе, в индивидуальном консультировании или в паре (в семейном консультировании);

- могут применяться при работе с людьми с самыми разными потребностями и разным уровнем развития (начиная от детей 4-5 лет и заканчивая лицами преклонного возраста);

- позволяют снизить защитные барьеры психики, «обойти» рациональную часть мышления и получить доступ к ресурсам бессознательного, «вывести» глубинный (неосознаваемый) материал на поверхность (говоря метафорическим языком – помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке), что создаёт условия для эмоциональной регуляции;

- доступны, удобны и экономичны в использовании;

- помогают реализовать диалог между внутренним и внешним, обеспечивают гибкость и глубину получаемой информации;

- активизируют правое полушарие, которое отвечает за интуицию и творческий подход к жизни, «запускают» разнообразные ассоциации, фантазию, и творческую спонтанную активность, что приводит к неожиданным инсайтам;

- в индивидуальном консультировании могут использоваться в качестве «фигур заместителей» при работе терапевт-клиент один на один (в ходе гештальт-терапии, семейных расстановок и др.).

В наши дни, МАК нашли широкое применение не только в профессиональной среде (в процессе психотерапии и семейного консультирования), но и для обычного проведения досуга дома. Разнообразные игры в семье на основе метафорических ассоциативных карт могут быть полезны для улучшения общения и межличностных отношений близких между собой людей. МАК создают возможность и условия «поговорить» друг с другом без слов на глубоко личные и «острые» темы, когда разговаривать об этом невероятно сложно и трудно. В этих случаях, карты помогают сформулировать и словесно выразить эмоции и мысли, конкретизировать сообщение. Карта, с одной стороны, выступает посредником между эмоциональными мирами двух людей, а с другой – карта сама по себе несет вполне определенный эмоциональный заряд, и именно поэтому она может быть воспринята как послание, даже при отсутствии словесного сопровождения. Например, ребенок, при помощи карт может показать свои переживания маме: когда ты была «вот такая», то я чувствовал себя «вот так» (жена – может «заявить» мужу о своей сексуальной неудовлетворенности, муж – о холодности жены и т.д.). В этом случае, карты создают атмосферу безопасности, выступают в качестве медиатора и позволяют «построить мост» от человека к человеку, что и облегчает обсуждение рискованных и тяжелых тем в семье. Кроме того, игры на основе метафорических ассоциативных карт позволяют заметить и признать «инаковость Другого», т.е. признать, что у каждого человека может быть своя позиция, свой взгляд, своё видение, мнение на ту или иную карту. Это развивает способность общаться и понимать других людей. В тоже время МАК помогают подмечать не только различия и особенности людей друг от друга, но и подмечать то общее, что объединяет членов семьи друг с другом.

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с открытку или игральную карту на которых изображены пейзажи, животные, предметы быта, жизненные ситуации, абстрактные картины, сказочные герои, люди (взрослые и дети) и взаимодействия между ними. Существуют наборы карт в которых совмещена картинка с надписью. В этом случае, человек свободно выбирает с чем ему ассоциировать проблему, симптом или самого себя – с картинкой или смыслом надписи; с целостной картинкой или ее частью (с каким-то одним элементом); временем суток или временем года; с цветом или некоторой формой, обстановкой. Иначе говоря, человек свободно выбирает не только собственные ассоциации, но и то, от чего он готов отказаться как от незначимого для него в этот момент. Есть наборы, которые включают по отдельности «карты с картинками» и «карты со словами». Сочетание картинок и слов создает игру смыслов (т.к. надписи, при помещении в иной контекст, или «картинки» под влиянием другой темы, часто обогащаются новыми смыслами, обнаруживают иные грани, которые актуальны для человека в данный момент).

В профессиональной психологической практике, МАК – это прежде всего, проективная методика, которая основана на феномене проекции и позволяет выявить глубинные индивидуально-психологические особенности личности, которые недоступны непосредственному наблюдению. Из этого следует, что важен не тот смысл, который изначально заложен автором (исследователем, художником) в картинку, а тот душевный отклик, который возникает у каждого конкретного человека на ту или иную картинку (или на те или иные слова и словосочетания). В одной и той же картинке разные люди видят совершенно разные ситуации, приписывают «героям» (действующим лицам сюжета) совершенно различные качества, свойства, стремления, желания, мотивы поступков (часто противоположные). Иначе говоря, в ответ на стимул каждый респондент предъявляет своё внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, даже у одного и того же человека, в разные периоды его жизни, ассоциации, контекст той или иной тематики и толкование того что человек видит на картинке всякий раз будет отличаться. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема – количество комбинаций тематики для психологической проработки бесконечна.

В ходе тренинговой работы или индивидуальной терапии могут применяться различные наборы карт, например: «Волшебный сундучок» (И.Васильева), «Азбука вашей любви» (И.Венщикова), «Шкатулка доброго волшебника» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, И.В.Куликова), «Мастер сказок», «Тайны женской силы» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), «12 Архетипов» (Р.В.Кадыров, Т.В. Скорабач), «Окна и двери», «Пути-дороги» (Г. Кац, Е.Мухаматулина), «Она» (К.Крюгер), «Графические карты» (О.Н. Никитина, В.Р. Пешковская), «Проективные сказочные карты» (Н.И.Олифирович, Г.И.Малейчук), «Доктор сказка» (Р.Ткач), «Спектрокарты» (У.Халкола, А.Копытин) и др [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 13; 14; 16; 18; 20].

В ходе работы с семьёй (семейной системой) могут быть использованы как наборы, которые указаны выше, так и портретные колоды карт «Семейный альбом», «Фейсбук» (Е.Р.Морозовская), в которых представлены портреты лиц от младенцев до глубоких стариков с любыми выражениями лица (радость, счастье, надежда, грусть, страх, напряжение, недоверие, усталость и т.д.); «Жизнь как чудо», «Маленькие радости», «Быть. Действовать. Обладать» (Е.Морозовская), «101 игра со сказочными героями» (И.Васильева) и пр. При помощи карт (возрастных и эмоциональных портретов) участником группы (клиент) совместно с психологом могут рассматривать любые отношения, выбирая те или иные карты на роль заместителей себя и других участников отношений.

Достаточно часто, при осознанном выборе карты, люди выбирают в качестве своего «заместителя» портрет человека (карту) другого пола, возраста, цвета кожи, т.е. психолог не всегда может понять на чем основан этот выбор. Но даже если этот выбор, по мнению специалиста, очевиден, то всё равно ведущему тренинга (психологу) необходимо уточнить у участника группы (клиента) какие черты «портретного человека» (человека на карте) значимы, важны для клиента. Иными словами, что он хочет рассказать о себе и Другом при выборе той или иной карты. На основе какого именно сходства был сделан этот выбор: внешнее сходство? стиль одежды? аксессуары? атрибуты? выражение лица? В случае сочетания «карты со словами» в качестве сходства часто выступает смысл послания.

При выборе карты «вслепую» принцип прояснения отношения к себе или Другому сохраняется такой же (для начала человек просто описывает карту, а потом устанавливает ассоциации в соответствии с заданием).

При использовании МАК в ходе психокоррекционной работы возможны различные варианты предъявления и выбора карт:

1. В тех случаях, когда психолог предлагает осознанный выбор карты, то все карты раскладываются лицевой стороной вверх.

Восприятие карты (и художественное оформление) связано с координацией разных сенсорных систем, появлением разнообразных ассоциаций, с целостным образом карты или какой-то её частью. При этом, «оживают» воспоминания и «запускаются» процессы творческого воображения, формируются новые представления, «открываются» пути решения проблем. При осознанном выборе участник (клиент) вынужден определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить карту со своим опытом и потребностями. В этом на наш взгляд организующая или интегрирующая функция МАК.

2. В тех случаях, когда психолог предлагает неосознанный выбор карты (так называемый выбор «вслепую»), то карты лежат «рубашками» кверху.

3. Возможны упражнения в которых применяется оба варианта – как осознанный, так и неосознанный выбор карты.

Вариант осознанного выбора карт более безопасный, так как предполагает больший контроль над ситуацией и соответственно снижает тревогу. Поэтому на начальных стадиях работы – является более предпочтительной. В то же время, выбор карт «вслепую» обычно воспринимается клиентами как возможность «положиться на судьбу», «получить знак свыше» и др. Это привносит в работу ощущение игры, создает интригу, манит загадочностью.

Психологические функции



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: