Основные типологические черты.




В фонетике: Система включает 37 согласных и 5 (или 6, по другой трактовке) гласных. Согласные противопоставлены по глухости—звонкости и по твёрдости/мягкости. Звуки ж, ш и ц - всегда твёрдые, долгие ш и ж - мягкие, перед гласными е и и согласные смягчаются. Носовых гласных нет. Безударные гласные редуцируются (см. Звуковые изменения). Шумные согласные подвергаются регрессивной ассимиляции по глухости/звонкости; на конце слов перед паузой происходит оглушение звонких шумных согласных. Ударение силовое, разноместное, подвижное.

В грамматике: В грамматическом строе преобладает «синтетизм», но есть и некоторые значительные проявления аналитизма. Так, аналитическими формами являются все конструкции предложно-падежного управления; конструкция «будет + инфинитив» (выражающая будущее время у глаголов несовершенного вида); сочетание связки «быть » со страдательным причастием (выражающая пассив); сочетание синтетической формы прошедшего времени глагола с частицей «бы » (выражающая значение сослагательного наклонения); сочетание слова «более » с атрибутивным прилагательным (со «сравнительным», или «компаративным», значением); сочетание слова «самый » с атрибутивным прилагательным (с «превосходным», или «суперлативным», значением); контрастивное отрицание (выражаемое частицей «не », которая пишется раздельно); сочетание форм прошедшего времени с номинативом личного местоимения (выражающее значение «лица»). На периферии грамматики представлены также «полисинтетические» формы (образуемые путём сложения; ср., напр., «двадцатипятиэтажный»).

В морфологии: Морфологический строй – преимущественно флективный, но есть и агглютинативные формы: постфикс возвратности («–ся »), постфикс «смягчительного увещевания» («- ка »), отрицательный префикс «не- » (выражающий неконтрастивное отрицание: ср. «не выспавшемуся»).

У существительных есть двучленное противопоставление по одушевлённости /неодушевлённости, 3 рода, 2 числа, 6 падежей. Все эти категории имеют как синтаксическое, так и морфологическое выражение.

Прилагательные имеют 3 репрезентации: атрибутивную (она есть почти у всех прилагательных), предикативную (см. Полные и краткие прилагательные) и компаративную (см. Степени сравнения прилагательных); последние две есть только у «качественных» прилагательных (в отличие от «относительных»).

Характерной чертой р.я. является наличие особого класса несклоняемых и неспрягаемых знаменательных слов, употребляющихся только в сочетании с глагольной связкой «быть » (или в наст. вр. с «нулевой» связкой) в значении сказуемого (так называемых «неглагольных предикативов», см. Категория состояния); многие из них согласуются с подлежащим по роду и числу («рад- а », «должн- ы » и т. п.), но многие неизменяемы («жаль», «навеселе») или имеют характерно «безличное» оформление («можн- о », «жалк » и др.).

Все глагольные форы противопоставлены по виду (см. Вид глагола) и по возвратности/невозвратности (см. Возвратные глаголы). У глагола — 4 репрезентации: предикативная, инфинитивная (см. Инфинитив), причастная (см. Причастие), деепричастная (см. Деепричастие). Предикативные формы противопоставлены по наклонениям (см. Наклонение). Синтетических наклонений 2: изъявительное (индикатив) и повелительное (императив). Изъявительные (индикативные) формы противопоставлены по временам (см. Время глагола). Синтетических времён 2: настояще-будущее и прошедшее. В настояще-будущем времени глагол различает 3 лица (см. Лицо глагола) и 2 числа. В прошедшем времени глагол имеет 3 рода и 2 числа. Причастия противопоставлены по залогу (см. Действительные причастия, Страдательные причастия) и таксису (одновременности/последовательности).

Словообразование осуществляется способами аффиксации (есть префиксы, суффиксы и постфиксы) и сложения основ.

В синтаксисе:

Коммуникативная структура предложения (см. Логичность речи) выражается преимущественно интонацией и порядком слов: тот известный предмет, о котором в данном предложении идёт речь, выражен словами, занимающими в предложении безударную (как правило, начальную) позицию, а тот новый признак, который этому предмету приписывается, выражен интонационно центральными словами, несущими главное фразовое ударение (и как правило, завершающими данное предложение).

Поэтому сам порядок слов в предложении относительно «свободный» (то есть не жёстко определяется синтаксическими ролями членов предложения). Однако «доминирует» порядок SVO («субъект – глагол - объект») и AN (в определительных словосочетаниях атрибутивное прилагательное, как правило, предшествует определяемому имени.

Предикативное отношение выражается преимущественно согласованием (сказуемого с подлежащим), объектное – управлением (падежным и предложно-падежным), атрибутивное – согласованием (определения с определяемым). Сказуемое в прошедшем времени согласуется с подлежащим по роду и числу, а в настояще-будущем – по лицу и числу. Подлежащее оформляется именительным падежом, который под отрицанием может заменяться на родительный.

Весьма употребительны односоставные предложения, (в том числе безличные предложения, неопределённо-личные предложения, назывные предложения), а также бытийные предложения (в том числе с нулевой формой сказуемого).

Прилагательные (как и причастия) согласуются с определяемыми существительными по роду и числу, а в атрибутивной репрезентации – также по падежу и одушевлённости/неодушевлённости (см. Согласование).

Числительное согласуется с определяемым существительным по падежу, а «малые» числительные (до трёх) – также по роду и одушевлённости.

Синтаксический строй «номинативно-аккузативный». Переходные глаголы (см. Переходные и непереходные глаголы) управляют винительным падежом, который под отрицанием может заменяться на родительный.

Для выражения отношений обладания (как в прямом, так и в расширенном метафорическом смысле) характерно широкое использование бытийной конструкции с предлогом «у », в том числе в наст. вр. – с ненулевой («есть ») или с нулевой связкой. Семантический субъект (обозначение посессора) в такой конструкции, как правило, занимает безударную начальную позицию в предложении.

В лексике: Исконная лексика (составляющая «ядро» словарного состава р.я.) включает слова исконно индоевропейские, исконно славянские, исконно восточнославянские и исконно общевеликорусские. Иноязычная лексика включает ранние заимствования - славянизмы (напр., «страна», «между») и грецизмы (особенно начиная с IX в.; напр., «корабль», «кровать», «тетрадь», «фонарь», «грамота», «Александр», «Андрей»), тюркизмы (особенно начиная с XIII-XVI в.; напр., «деньги», «карандаш», «товар»), заимствования Нового Времени – сперва польские (особенно в XVII-XVIII вв., напр., «рынок»), затем голландские (напр., «мачта», «флаг», «руль», «каюта», «люк») и немецкие (напр., «вальс», «шланг», «штаб», «танец», «кухня») (особенно с конца XVII – середины XVIII в.), французские (= галлицизмы) (особенно с последней трети XVIII - XIX в., напр., «мода», «дама», «мебель»), и Новейшего времени - преимущественно англицизмы (XX в., особенно последнее десятилетие XX в., напр., «фильм», «спорт», «клуб», «чек»). Некоторые слова русского языка («степь», «самовар», «тройка» и др.) стали источником интернационализмов по всей планете.

В графике: русский алфавит включает 33 буквы (или, при другой трактовке, 32, если «ё » считать вариантом буквы «е » в сочетании с надстрочным знаком «две точки»). В орфографии доминирует «морфематический» принцип, то есть автоматические чередования звуков в составе одной морфемы, как правило, не отражаются на письме. Знак ударения («акут»), как и знак «двух точек над «ё »», факультативен (и употребляется только в специальных случаях для разрешения возможных случаев неоднозначности, ср. «з а́ мок» – «зам о́ к», «в о́ ды» – «вод ы́ », «с е л» – «с ё л» и т.п.)

И стория

Современный р.я. (как и другие восточнославянские языки) восходит к древнерусскому языку (см.). В истории р.я. условно выделяется три периода – (1) древнерусский (= общевосточнославянский, примерно VI-XIV вв.) (в т.ч. периода Киевской Руси), (2) старорусский (XV-XVII вв.) (периода Московской Руси) и период национального языка (с начала XVIII в., т.е. периода Российской Империи, а впоследствии – СССР и РФ).

Русское письмо восходит к кириллице (см.). По традиции она содержала особые буквы («юсы»: «Ѧ » и «Ѫ ») для носовых гласных [ȩ] и [o̧], уже в первой половине X века перешедших соответственно в [ʼa] (на письме «я ») и [u] (на письме «у », или, после мягких, «ю »), а также особые буквы - Ъ » («ер») и «Ь » («ерь») для редуцированных гласных [ĭ] и [ŭ] (см. Твёрдый знак, Мягкий знак), постепенно в XI-XIII веках в одних позициях исчезнувших, а в других - перешедших соответственно в «е » и «о » (см. Беглые гласные).

В древнерусский период система склонения постепенно подверглась унификации; система спряжения тоже упростилась, так как исчез ряд видо-временных форм со значением прошедшего времени (аорист и имперфект).

Особенно важны для истории р.я. памятники эпистолярного жанра - берестяные грамоты (XI-XV вв., преимущественно новгородские), памятники художественной литературы (особенно «Слово о полку Игореве» конец XII в.), правовые документы Древней Руси (особенно «Русская правда» XI-XIII в., дошедшая до нас в списках конца XIII в.) и русские летописи (XI-XVIII вв., дошедшие до нас в списках XIV-XVIII вв.). Большое влияние на р.я. оказал древнерусский «извод» (национальный вариант) церковнославянского языка (основной формы литературного языка Древней Руси), продолжающего средневековые традиции старославянского языка (см.) и испытавшего влияние древнерусского субстрата («Новгородский кодекс» первой четверти XI в., «Остромирово Евангелие» 1056-1057 г. и др.).

Для старорусского (великорусского) периода характерны: переход [ е ] в [ о ] после мягких согласных перед твёрдыми (сейчас в таких позициях пишется буква «ё »), окончательное формирование современной системы противопоставлений согласных по глухости/звонкости и твёрдости/мягкости, устранение чередований заднеязычных со свистящими в конце основы русских существительных («рук ‑е », «ног ‑е », «сох ») и глаголов в императиве («пек », «помог »), утрата двойственного числа и звательного падежа («отч- е », «господин- е »), распространение окончания «‑а » в формах им.п. мн.ч. существительных мужского типа склонения («дом- а́ », «город- а́ », «учител -я́ »), унификация типов склонения, закрепление формы прош. вр. на « » (восходящей к старому причастию в значении перфекта), появление таких общевеликорусских слов, как «крестьянин», «мельник», «пашня», «деревня» и др.

В старорусский период московский говор (койне) постепенно стал образцовым, что ярко проявилось в таких памятниках письменности, как «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, сочинения Ивана IV Грозного, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др. К этому же периоду относится начало книгопечатания, первоначально (с 1564 г.) - лишь на церковнославянском (который продолжал оставаться официальным литературным языком Московского царства в условиях литературного церковнославянско-русского двуязычия), но к концу старорусского периода – также на русском языке: вольный перевод с нидерландского на русский трактата по военному делу «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», легшего в основу воинского устава (1647), Соборное «Уложение» (1649) - свод законов Русского царства, принятый Земским Собором 1649 г., а при Петре I – «Краткое собрание Льва миротворца, августейшего греческого кесаря, показующая воинских дел обучение» (1698) и «Книга учащая морского плавания» (1701). Московский говор сочетал в себе некоторые типично южно-великорусские черты («аканье») с типичными северно-великорусскими (смычный «г », твёрдый «т » в составе окончаний III л., губной «в » в составе окончания род. падежа ед. числа прилагательных и местоимений).

Период становления русского национального языка начался на рубеже XVII-XVIII вв., при Петре I, указом которого в 1708 году был введён гражданский шрифт, предназначенный для печати светских изданий (первое из них - изданный в 1708 учебник геометрии). Помимо введения нового рисунка букв (перехода от округлых очертаний к прямоугольным), подвергся пересмотру и состав алфавита: исключены надстрочные знаки и некоторые дублетные буквы «полуустава» (в том числе ставшие архаичными гласные буквы для обозначения носовых гласных звуков раннедревнерусского языка), узаконена буква «э », утверждены и т. п., европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений чисел, упорядочена пунктуация и применение прописных литер в наборе. К концу XVIII века русский алфавит устоялся.

В ходе петровских языковых реформ было устранено литературное двуязычие. Славянизмы вошли в состав р.я. (см. Полногласие и неполногласие) и стали нейтральными (см. Стилистическое расслоение лексики), или стали достоянием «высокого слога» (см. Традиционно-поэтическая лексика), или постепенно перешли в разряд архаизмов (см. Устаревшая лексика). Но иногда славянизм побеждал народно-разговорную форму: так, напр., было с суффиксом причастий (« (ий)»), который стал нейтральным (хотя и принадлежит преимущественно книжному стилю), а суффикс « (ий)» перешёл в достояние «народно-поэтического» стиля (за исключением отдельных случаев лексикализации форм, ставших самостоятельными словами типа прилагательных «горя ч ий», «горю ч ий», «жгу ч ий», «спя ч ий», деепричастной формы «буду ч и» и т. п.).

К середине XVIII века складывается устно-разговорная разновидность литературного стандарта (см. Норма языковая). Нормы р.я. (складывавшиеся в XVII-XVIII вв. по преимуществу на основе московского говора) были зафиксированы в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755). Стабилизация норм, совершенствование стилистических средств, пополнение словарного состава отразились в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина.

Н. М. Карамзин способствовал проникновению в р.я. многочисленных «галлицизмов» - калек с французского (в том числе многих терминов и даже синтаксических конструкций), которые имели удачную судьбу и закрепились в р.я. Многие стихотворные строки из басен И. А. Крылова и комедии А. С. Грибоедова, написанных «сниженным» разговорным стилем, прочно вошли в состав фразеологии р. я. (см. Крылатые слова).

Но наибольший отклик в русском обществе произвёл синтез русских разговорных элементов, западноевропейских заимствований (особенно галлицизмов) и славянизмов в творчестве А. С. Пушкина, который с 1820-х гг. по настоящее время стал образцом для русской литературы последующих двух веков, так что именно А. С. Пушкин обычно считается основным творцом русского литературного языка (см. История русского литературного языка).

Нормы р.я. пушкинской эпохи в дальнейшем были усовершенствованы в творчестве писателей XIX-XX вв.: Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, И. А. Бунина и других.

С середины XIX века на развитие норм р.я. сильное влияние стала оказывать русская наука (см. Научный стиль) и публицистика (см. Публицистический стиль), с начала XX в. – газетный стиль, а с начала XXI в. – стиль сетевого общения в русскоязычном сегменте Интернета.

Сразу после революции 1917 была проведена реформа орфографии: из алфавита исчезли буквы Ѣ («ять»), Ѳ («фита»), Ѵ («ижица»), І (і) («и десятеричное»), резко сократилось употребление буквы Ъ («ер») на конце слов.

Революционные события 1917 привели к массовому «вторжению» просторечной лексики и элементов жаргона в р.я. Аналогичные события 1991 г. имели похожие результаты, причём резко ускорился процесс вторжения англицизмов (см. Иноязычная лексика).

На становление произносительных норм устной речи в первой трети XX в. сильно повлиял театр, с середины XX века - радио и кино, в последнюю четверть XX века – телевидение (а в XXI в. – также звуковой Интернет).

Варианты Р.я.

Единство общенародного р.я. как национального языка, обеспечивающего не означает его абсолютного однообразия на всей территории его распространения, во всех социальных слоях общества (см. Язык и общество) и во всех сферах его употребления.

Как и любой язык, имеющий письмо, р.я. функционирует в двух основных формах – устной (см. Устная речь) и письменной (см. Письменная речь); хронологически первая форма предшествует второй (как в ходе исторического развития языка, так и при усвоении р.я. отдельным ребёнком). Удельный вес устной и письменной реализации р. я. неодинаков в его разных социальных разновидностях и разных функциональных стилях.

С социальной и функциональной точки зрения Р.я. представляет собой иерархически организованную «систему систем» - своих разновидностей (субкодов, подъязыков).

«Высшее» место среди вариантов р.я. занимает литературный язык с его функционально-стилистическим разнообразием (см. Стилистика, Стиль), используемый не только в сфере бытового общения (см. разговорная речь), но и в сферах духовной культуры (официально-деловой стиль, книжный язык, научный стиль, публицистический стиль).

Сферой бытового общения ограничиваются некодифицированные субкоды р.я.: диалекты и говоры русского языка, а также социально ограниченные варианты р.я. (см. жаргон) и просторечие. Говоры р.я. принято подразделять на «южнорусские» и «северно-русские», а также промежуточные между ними «среднерусские», к числу которых относится, в частности, московские говоры, составившие основу русского литературного языка.

Особое (комплексное) место в системе стилей занимает язык художественной литературы: если в авторском повествовании, рассуждении и описании (а также в косвенной речи) как правило, используется литературный язык, то в прямой речи персонажей (а нередко и в несобственно-прямой речи) часто в художественных целях речевой характеристики персонажей широко используются вкрапления диалектов (как у М. Шолохова), городского просторечия (как у М. Зощенко), блатного «жаргона» (как у В. Шаламова и А. Солженицына) и молодёжного «сленга» (как у В. Аксёнова), а порой (в исключительных случаях т.н. «макаронической» речи) - даже вкрапления речи на чужих языках, как в зачине романа Л. Толстого «Война и мир».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: