Словарь риторических терминов.




 

А

Абзац (нем.) - часть текста (его компонент), обладающая самостоятельностью. Текст делится на абзацы по замыслу автора, на письме выделяется отступом, в устной речи - паузами и интонационно.

Авторская позиция (лат.) - точка зрения, идея, которую проводит, отстаивает говорящий или пишущий (см. замысел автора).

Агитационная речь. Агитация (лат.) - распространение политических идей, средство убеждения (напр., на выборах в парламент).

Адресат речи (нем.) - лицо (лица), к которым обращена речь; получатель информации, заключенной в высказывании.

Академическое (греч.) красноречие - мастерство научного доклада, вузовской и иной лекции, учебной беседы, популяризации знаний и пр.

Активность (лат.) речевая - свойство личности: участие в диалогах, быстрые реакции, быстрый и точный выбор слов и пр.

Актуальность (лат.) речи - важность, нужность ее содержания слушателям.

Аллегория (греч.) - иносказание, один из видов тропов: отвлеченная мысль передается через конкретный, отчетливо представляемый образ.

Аллюзия (лат.) - стилистический прием, намек (обычно шутливый) на какой-то факт, известный не всем, а единомышленникам автора.

Анализ (греч.) риторический - вид филологического анализа речевых произведений; средство самоконтроля, редактирования.

Аналогия (греч.) - сходство между предметами, явлениями в каких-то отношениях: прием рассуждения, доказательства; форма умозаключения: на основании сходства предметов в каком-либо отношении делается вывод о сходстве и в других отношениях.

Анафора (греч.) - единоначатие, повторение начальных слов ряда предложений или оборотов речи.

Анахронизм (греч.) - намеренное перенесение автором названий, имен, понятий из одной эпохи в другую. Так, современные авторы вкладывают в руки защитников Родины меч, как символ мужества.

Аннотация (лат.) - краткая справка о книге, статье и пр.: тема, позиция, назначение, основное содержание, адресат, библиографические сведения.

Антитеза (греч.) - фигура, построенная на противопоставлении, нередко - на антонимической паре.

Арго (фр.) - речь определенных социально замкнутых групп: арго преступного мира (см. жаргон).

Аргумент (лат.) - довод в споре, в рассуждении, в доказательстве; обычно - факт, бесспорный, неопровержимый, ясный, проверенный.

Артикуляция (лат.) - работа органов речи (языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, нижней челюсти), обеспечивающая правильное произношение звуков и лежащая в основе развития дикции оратора.

Архаизм (греч.) - устаревшее слово или словосочетание, употребленное автором в выразительных, стилистических целях: позволяет воспроизвести колорит эпохи, создает атмосферу высокого стиля.

Аудирование (лат.) - восприятие речи на слух, перекодировка акустических сигналов на смысловой, мыслительный код, понимание воспринятой речи; один из 4-х видов внешней речи, наряду с говорением, письмом, чтением.

Аудитория (лат.) - слушатели лекции, доклада и т.п., а также слушатели радио- и телепередач; адресат речи оратора, лектора, на уровень возможностей и интересов аудитории ориентируется лектор.

Афоризм (греч.) - краткое меткое изречение, лаконичное, емкое, несущее в себе значительную, важную мысль; нередко строится как антитеза или иная фигура. Служить бы рад - прислуживаться тошно! (А. С. Грибоедов.)

 

Б

Билингвизм (лат.) - двуязычие, одновременное владение двумя языками: родным и неродным.

Биография (греч.) - жизнеописание, история жизни. Описание собственной жизни - автобиография. Пишется с деловой целью, с целью сохранения памяти, с художественной целью.

Богатство речи. Различают богатство содержания и богатый выбор языковых средств: разнообразие лексики, синтаксических конструкций, а в устном варианте - интонации, владение голосом, паузы и пр. Богатству речи противостоит ее бедность, однообразие.

 

В

Введение (вступление) - начальная структурная часть композиции речевого произведения.

Виды речи (психолингвистическая классификация): речь внутренняя, мысленная, и речь внешняя, она подразделяется на устную (говорение и аудирование) и письменную (письменное выражение мысли и чтение).

Внешний облик (внешность) оратора. По мнению П. Л. Сопера, речь оратора на четверть воспринимается зрительно. Общение - не обмен текстами, а восприятие человека как личности. Фигура, умение держаться свободно, поза, жесты, одежда, сдержанность, открытость - все это привлекает слушателей.

Внешняя речь - речь для других, материализованная в виде акустических или графических комплексов; ее виды: говорение и письмо - аудирование и чтение.

Внутренняя речь (мысленная) различается по целям: подготовка к внешней речи, устной или письменной; диалог с самим собой; последняя имеет ступени глубины; глубинные структуры характеризуются использованием невербальных средств: образов, схем.

Военное красноречие - одна из ветвей мастерства убеждения; речи полководцев отличаются силой призыва, лаконизмом, афористичностью, эмоциональностью.

Воображение - способность человека создавать мысленно (и во внешней речи) новые образы, картины, сюжеты; служит основой фантазии, мечты; воображение - первый шаг к творчеству.

Воодушевляющая речь: она может не нести в себе новой информации, или прямолинейной агитации, или прямого призыва к действию, но она помогает человеку почувствовать себя личностью, проникнуться нравственной идеей, укрепляет силу духа, волю. Обращена к чувствам, к духовному миру человека. Например, церковная проповедь.

Вопрос риторический (фигура) или вообще не требует ответа, или ответ содержится в самом вопросе, например: Что может быть постыднее недомыслия? (Цицерон), или ответ будет дан в речи оратора.

Восклицание риторическое (фигура) - выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей.

Восприятие речи (аудирование, чтение) - вид внешней речи, прием сигналов акустических или графических, их перекодирование на мыслительный код, понимание смысла.

Вывод - завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается или опровергается тезис.

Выносливость голоса - его неутомляемость, профессиональное качество оратора, работоспособность речевого аппарата.

Выразительность (экспрессивность) - качество речи, отличающее ее от обычной, нейтральной речи: образность, эмоциональная окрашенность, в устном варианте - интонации, паузы и пр.

Высказывание - единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Может совпадать с предложением, с компонентом текста.

Высота голоса - слуховое ощущение частоты акустических колебаний. Одно из средств выразительности устной речи.

 

Г

Гибкость голоса - его способность быстро и непринужденно переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой.

Гипербола (греч.) - один из тропов, образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.п. при характеристике какого-либо явления, например: ...Рукою молнии ловил. (Лермонтов.)

Гипотеза (греч.) - предположение, требующее подтверждения.

Главная часть произведения - та его композиционная часть, в которой сосредоточены наиболее важные факты, идеи, обобщения, выводы. Содержит развитие и разрешение основного замысла.

Говорение - устное выражение мысли, один из 4-х видов внешней речи; процесс перекодирования мысли (внутренней речи) в акустические комплексы, звучащие слова, в звучащий поток речи.

Голос - звук, образующийся при прохождении воздуха между вибрирующими голосовыми связками. Основное звуковое средство устной речи.

Гомилетика (греч.) - учение о мастерстве церковной проповеди, беседы священника с верующими и пр.

Градация (лат.) - стилистическая (риторическая) фигура: лесенка близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, усиливающая впечатление.

 

Д

Дедукция (лат.) - логическое умозаключение от общего суждения к частным (или другим общим) выводам.

Деловая речь. Устная: переговоры в производственной, коммерческой, административной сферах; письменная: используемые в этих сферах документы (договоры, акты, доверенности, заявления и пр.). Отличается высокой точностью, строгой юридической обоснованностью, полным отсутствием средств языковой выразительности, экспрессии.

Дефекты (лат.) речи - заикание, гнусавость, шепелявость и пр. Исправляет врач-логопед. Непатологические: неправильное выговаривание некоторых звуков речи: [р-л], [й], [с-ш] и пр.

Диалектизмы (греч.) - особенности местного говора, диалекта: фонетические, напр., фрикативный [г]; лексические, напр., чапельник, - цапля, печник - сковородник и пр.

Диалог (греч.) - разговор двух человек (иногда - нескольких: полилог). В диалоге говорящий и слушающий все время меняются ролями. Употребителен термин диалогическая речь.

Диапазон (греч.) голоса - совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены голосом данного лица.

Дикция (лат.) - степень отчетливости произношения звуков, их сочетаний, слогов, слов в различных условиях.

Дипломатическое красноречие - одна из ветвей ораторского мастерства, требует высокой точности, соблюдения этикета, высокого уровня культуры, международных правовых норм.

Дискуссионная речь - это диалог (или полилог), в котором сталкиваются разные позиции: это спор, обсуждение, диспут, полемика, дискуссия, судебное рассмотрение и т.п.

Дискуссия (лат.) - обсуждение какого-либо спорного политического, научного, дипломатического и т.п. вопроса, доклада, книги на конференциях, собраниях, в прессе и др. Носит строгий характер.

Диспозиция (лат.) - один из основных разделов классической риторики, "расположение": в нем рассматривается композиция речей, сочинений, в зависимости от жанра и типа речи.

Дневник - записи по дням, по датам; бывают служебные, научные, личные (деловые или интимные). Последние - это размышления, разговор с самим собой (см. дневники Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского и др.)

Довод - см. аргумент.

Доказательство - логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-то утверждения (тезиса, гипотезы). Бывают прямые и косвенные, "от противного", дедуктивные и индуктивные. В доказательстве используются аргументы (доводы), факты, примеры, ранее доказанные истины, мнения авторитетов, опровержения противоположных мнений, применяются математические методы (статистика, теория вероятностей).

Драматизм (греч.) - напряженность действия, отношений, обстоятельств в речи, в сочинении и соответствующий выбор стилистических средств, риторических приемов.

Дыхание - ритмическое всасывание воздуха, обогащенного кислородом. При выдыхании поток воздуха обеспечивает работу голосового аппарата. Речь требует достаточно сильного потока воздуха, поэтому постановка дыхания - условие хорошей речи.

 

Ж

Жаргон (фр.) - см. арго.

Жест (фр.), жестикуляция - движения рукой (руками), головой и пр., сопровождающие речь с целью выразительности. Жест помогает оратору передать свои чувства, мысль, подчеркнуть важное. Жестами передают утверждение и отрицание, изумление и пр.

 

З

Завязка - начальный момент фабулы, в ней обычно намечается конфликт.

Заключение - завершающая композиционная часть речевого произведения, содержит выводы, ответ на вопрос, постановку новых задач.

Заметки - краткие записи, выписки из книг, библиографические сведения, словесные зарисовки, которые накапливает автор, готовящийся к докладу, выступлению, собирающий материал для статьи и пр.

Замысел автора - идея произведения, коммуникативная цель высказывания, выражение позиции (см. авторская позиция).

Звучность голоса - громкость его; оратор должен владеть его силой; она зависит от давления воздуха в легких, от умения замедлять дыхание, от владения ритмом дыхания. Голос будет громче, если в его тембре будет больше звонкости, металла. Слышимость голоса будет выше при высоких частотах колебаний (2000-4000 гц).

 

И

Импровизация (лат.) - быстрое, без подготовки, сочинение и исполнение стихов, прозы, музыки, а также продукт такого творчества. Умение, необходимое оратору (в варианте прозы). Требует огромных знаний, развитых механизмов речи, большой натренированности.

Инвенция (лат.) - один из основных разделов классической риторики, "изобретение"; в нем определялись правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления, т.е. работы автора над раскрытием своей идеи, своего замысла, над содержанием своего произведения.

Инверсия (лат.) - изменение обычного порядка слов в предложении с целью выразительности, передачи оттенка мысли (стилистический прием): Вывели лошадей, Не понравились они мне. (Тургенев). В данном примере сказуемое не понравились приобретает фразовое ударение и особую интонацию, передающую сомнение.

Индивидуальный стиль (лат.) - совокупность особенностей выбора слов, построения предложений и текста, использования выразительно-изобразительных средств языка, присущих данному автору.

Индукция (лат.) - логическое умозаключение от частных, отдельных случаев, фактов - к общему выводу: накопление фактов, их анализ, обобщение, вывод правила, закономерности.

Интеллект (лат.) - мыслительная способность человека, рассудок, разум. Интеллектуальное развитие - основа речевого развития.

Интенсивность (лат.) речи - ее энергия, волевая напряженность, страстность, высокая активность оратора; сила голоса, его напряжение, энергия.

Интервью (англ.) - беседа в форме вопросов журналиста и ответов общественного деятеля, писателя, ученого (диалог); предназначается для печати, радио, телевидения.

Интерес - форма проявления познавательной потребности, важнейшее условие успешности общения. Возбудить у слушателей, у читателей интерес, поддерживать его на протяжении речи - в этом цель оратора.

Интонация (лат.) - ритмико-мелодическая сторона речи, чередования повышений и понижений, интенсивности голоса, его тона, эмоциональной окраски и пр. Различают интонации смысловые и эмоциональные. Интонации - важнейшее средство выразительности речи.

Информационная (лат.) речь - содержащая сообщение новых, актуальных, ценных сведений; в отличие от агитационной, воодушевляющей, призывающей к действию речи, ее главная цель - сообщение.

Ирония (гр.) - стилистический прием (троп) контраста видимого и скрытого смысла высказывания, эффект насмешки.

Исполнение подготовленного выступления - см. акцио. Включает: знание адресата речи, контакт с аудиторией, внешность и умение оратора держаться, выразительность устной речи, жесты и пр.

 

К

Каламбур (фр.) - игра слов, основанная на омонимии, шутливый прием, создающий комическую ситуацию, например: Он двадцать лет был нерадив, Единой строчки не родив. (Минаев).

Классическая риторика - учение, сформировавшееся в Древней Греции, развитое в Риме (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и др.), получившее развитие во Франции и других странах Европы, включая Россию (Ломоносов, Сперанский, Кошанский и др.), преподававшееся в учебных заведениях. Ныне в значительной мере уступает место неориторике.

Клише (фр.) - речевой стереотип, готовый оборот, стандарт, легко используемый в определенных условиях; облегчает восприятие. Используется в массовой коммуникации, напр., в сообщении о землетрясении: Жертв и разрушений нет.

Коммуникативная цель - цель взаимопонимания: чтобы тебя услышали и поняли; задача воздействия: чтобы тебя послушались; задача продолжения общения: чтобы тебе ответили.

Коммуникативное намерение (интенция - лат.) - мотивационная и подготовительная части речевого акта: осознание ситуации, побуждающей к высказыванию; целеполагание; определение основного содержания речи; принятие ряда решений о форме высказывания; осмысление ожидаемого результата (прогнозирование) и пр.

Коммуникация (лат.) - общение, связь, обмен информацией; коммуникация с помощью средств языка - речь. Возможна невербальная коммуникация.

Коммуникация массовая - см. массовая коммуникация (масс-медиа).

Компиляция (лат.) - работа, составленная путем заимствования и не несущая в себе самостоятельной новизны.

Композиция (лат.) - построение, внутренняя структура произведения (сочинения, речи и пр.). Имеет свои приемы.

Компонент (лат.) текста - его составная часть: абзац, ССЦ - сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство. Обладает относительной смысловой и структурной самостоятельностью, интонационной целостностью. Структуру компонентов изучает лингвистика текста.

Конспект (лат.) - краткое письменное изложение какого-либо сочинения; конспектируются статьи, книги, лекции, доклады и пр.

Конструирование (лат.) текста - его составление по модели, по заранее заданным параметрам: объем, тип речи, стиль, внутренние связи, композиция всего произведения.

Контакт (лат.) - связь, общение, взаимопонимание, взаимодействие. Контакт оратора с аудиторией - условие эффективности его речи.

Контраст (фр.) - резко выраженное противопоставление; сильно воздействует на слушателя. Напр.: Земелька черная, а хлебец белый растит. (Пословица). См. антитеза.

Конфликт (лат.) - столкновение противоположных интересов, взглядов, характеров, спор, борьба. В композиции произведений обычно лежит в основе сюжета, помогает в раскрытии идеи; движущая пружина действия.

Красноречие - мастерство (иногда - искусство) устной речи, способность говорить убедительно, интересно, красиво, выразительно, на высоком уровне культуры. Достигается в результате длительного самосовершенствования, специального обучения, отличного владения языком.

Крылатые слова - меткие, образные, часто воспроизводимые обороты речи и отдельные слова; как правило, несут в себе иносказание. Обычно приходят из: античной мифологии - разрубить Гордиев узел, Терпсихора (муза - покровительница танцев), из Библии - чечевичная похлебка, нести свой крест; из мировой и русской литературы: А король-то голый! (Андерсен), обломов (Гончаров), Что станет говорить княгиня Марья Алексевна? (Грибоедов) и пр.

Кульминация (лат.) - композиционная часть повествовательного произведения; высшая точка напряжения в развитии сюжета, предшествующая разрешению конфликта.

Культура речевого общения - соблюдение совокупности требований к хорошей, т.е. достигающей коммуникативных целей речи: а) актуальность, истинность, способность заинтересовать слушателя; б) соответствие законам логики и композиции; в) соответствие языковой норме; г) целесообразный выбор средств языка, выразительность и др.

 

Л

Лаконичная (греч.) речь - речь краткая, четкая, чеканная: словам тесно - мыслям просторно.

Лекция (лат.) - публичное выступление на научную тему в вузе, в колледже, в гимназии. Читаются циклы лекций, целые лекционные курсы. Лекция подчиняется правилам: временные рамки, строгий научный стиль речи, последовательность, логика...

Лингвистика текста - раздел языкознания, изучающий построение и использование единиц речи, более крупных, чем предложение (см. компонент текста).

Лингвистический анализ текста, в отличие от грамматического, выясняет функциональную роль языковых единиц и их форм в речи: целесообразность выбора слов, оборотов речи, грамматических форм и пр. в соответствии с замыслом автора, особенности употребления средств языка в художественном тексте и пр.

Литота - один из тропов, образное выражение, содержащее преуменьшение размера, силы, значения при характеристике какого-либо явления.

Личность оратора предполагает совокупность и взаимодействие всех аспектов его социального, интеллектуального, духовного облика, его характера и воли, темперамента и культуры. Особенно высокие требования к личности оратора предъявляли классики риторики в Древней Греции, в Риме.

Логика (греч.) - наука о формах и закономерностях мышления. Ее единицы: понятия, суждения, умозаключения разнообразных типов. Операции: выделение признаков явлений, сравнение, обобщение, субординация понятий, построение рассуждений, доказательств и др. Средства логики широко использует риторика. Важнейшие законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон транзитивности равенства, закон двойного отрицания и др.

Логическое ударение - усиление голоса на том слове в фразе, которое автор (говорящий) хочет подчеркнуть, придать ему большее значение: Дай мне эту книгу!

Логичность речи - одно из требований культуры общения. Соблюдение законов и правил логики: так, закон тождества будет нарушен, если оратор, - может быть, неосознанно, - начав речь, термином экология обозначает одно понятие, а в дальнейшем вкладывает в это слово иное понятие (значение).

Логос (греч.) - одно из трех оснований риторики в античном мире: этос - этическое начало, логос - словесное, мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало.

 

М

Манеры оратора - личностные свойства, привычки, факты внешнего поведения: сдержанность - развязность, открытость - замкнутость, доброжелательность - безразличие и пр. Известно, что ораторам вредили привычки сморкаться, вытирать пот, чрезмерная жестикуляция, привычка смотреть в сторону, часто поправлять воротничок и т.п.

Массовая коммуникация (масс-медиа) - речь, обращенная не к определенным лицам, а ко всем: радио, телевидение, пресса, реклама, объявления, плакаты и пр. Она определяет воздействие огромной силы, используется властями, политическими партиями и пр.

Мелодика (греч.) речи - изменение высоты ее тонов, как средство выразительности, см. ритмомелодика.

Меморио (лат.) - так называли раздел античной риторики, в котором рассматривались приемы запоминания, сохранения в памяти всего того, что подготовлено оратором на первых трех этапах работы над содержанием речи, над композицией, над словесным выражением.

Метафора (греч.) - слово или выражение, употребленные в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух явлений: напр.: Смирились вы, моей весны Высокопарные мечтанья (Пушкин). Весны - т.е. юности.

Механизмы (греч.) речи - научные представления о том, как протекает процесс формирования высказываний на внутреннем и внешнем уровнях: мотивация, определение содержания, плана и словесного выражения, материализация высказывания в акустическом или графическом коде, восприятие речи и ее понимание.

Микротема (греч.) - наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать; выделяется при делении готового или создаваемого текста. Напр., тема "В лесу" разделяется на подтемы "Деревья", "Кустарники", "Травы"; подтема "Дере вья" - "Лиственные" и "Хвойные"; подтема "Хвойные" распа дается на "Ель" и "Сосна"; в теме "Ель" - микротемы - "Ее ветки - мохнатые лапы", "Ее шишки" и пр.

Мимика (греч.) - движение лицевых мышц, средство передачи душевного состояния говорящего.

Модель (фр.) - схема, изображение или описание какого-то явления; риторика использует модели текстов, их компонентов при изучении образцов (моделирование) и в построении текстов по моделям.

Монолог (греч.) - речь одного человека, в отличие от диалога. Речь оратора имеет форму монолога. Однако в некоторых ситуациях монолог оказывается частью диалога, например, в дискуссии, в полемике.

Монотон (греч.) синтаксический - однообразие конструкций, бедность синтаксиса; этот речевой недочет может, однако, служить средством изображения умственной убогости действующего лица в рассказе.

Мотивация (фр.) речи - начальная ступень речевой интонации, намерения: ситуация жизни вызывает потребность речи, потребность осознается и превращается в цель (целеполагание); завершается вероятностным прогнозированием результата выступления с речью.

Мысленная речь - см. внутренняя речь.

Мышление логическое, или речевое, - вид мышления (наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным), характеризующийся оперированием понятиями, логическими конструкциями и средствами языка: словами, предложениями и пр. Для него характерно обобщение.

 

Н

Невербальные (лат.) средства общения - неязыковые: взгляды, мимика, улыбки, жесты, указания на предметы, различные сигналы - стук, звонок, рисунок; в тактильном общении - прикосновения; молчание в определенных случаях тоже есть средство общения.

Неологизм (греч.) - новое слово, только входящее в массовое употребление. В некоторых случаях неологизмы создает писатель: Вот олиствятся леса (Мей). Авторский, окказиональный неологизм.

Неориторика (греч.) - новая риторика, возникла во второй половине XX в. на основе идей классической риторики, как поиск оптимальных алгоритмов общения, речевого воздействия на людей. В основу неориторики положены новые научные направления - психолингвистика, теория коммуникации, лингвистика текста и др.

Норма (лат.) языковая - общепринятые и узаконенные правила, установки, образцы и пр. в использовании языка. Выделяется произносительная норма (фонетика, орфоэпия, интонация); словоупотребительная, лексическая - ее определяют словари; морфологическая - правила формообразования; синтаксическая; орфографическая.

 

О

Обобщение - одна из основных форм (операций) мышления - выделение относительно устойчивых свойств явлений и предметов, образование понятий, выявление связей между ними и пр.

Обратная связь - отклик на речевое высказывание: ответ на вопрос, согласие или несогласие, новое выступление и пр. Обратная связь может иметь форму действия: выслушав оратора, люди поступили по его рекомендациям, и т.п.

Обращение риторическое - стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия, напр.: Ветры мои, ветры, вы буйные ветры! (Русская народная песня).

Общая риторика - такой курс риторики, в котором излагаются риторические правила работы над содержанием речи, над ее планом и композицией, над языковым выражением мысли, приемами выразительности речи, над выступлением оратора. Наряду с общей возникли частные риторики, в которых рассматривались правила речи в отдельных сферах: в "Частной реторике" Н. Ф. Кошанского "Словесность", "Разговоры", "Письма", "Ученость" и пр. Возникли специальные риторики: судебная, академическая, богословская и пр.

Оксюморон (греч.) - стилистическая фигура, в которой как бы сливаются противоположности: грустная радость (Есенин), живой труп (Л. Толстой) и пр.

Олицетворение - троп, в котором животные и неживые предметы наделяются человеческими свойствами.

Описание - один из функционально-смысловых типов речи (наряду с повествованием и рассуждением), в нем раскрываются признаки предметов, рисуются картины, внешность человека и т.п., - портрет, интерьер, пейзаж. В описании сюжет не играет существенной роли, действующее лицо - сам автор.

Оратор (лат.) - тот, кто выступает с речью; профессионал, владеющий мастерством, богатствами языковых средств, выразительностью.

Ораторская речь - речь, обращенная ко многим людям, убеждающая людей, речь мастерская, граничащая с искусством.

Органы речи: речевые центры мозга; системы, координирующие действие всех органов; голосовые органы, резонаторы; органы восприятия речи - устной и письменной.

Отзыв - жанр научного или публицистического сочинения, в котором дается краткий анализ и оценка книги, спектакля, проекта и пр. Близок к рецензии, но отличается меньшими объемом, полнотой.

Отчет - жанр деловой речи, обычно составляется письменно по схеме: цель мероприятия, место, сроки, участники; содержание работ, их анализ и оценка; трудности и неудачи, их причины, преодоление; общая оценка работ, перспективы.

Ошибки речевые: неточное употребление слова; просторечные и диалектные слова в литературном тексте; неправильное образование форм склонения, спряжения; нарушения сочетаемости слов; неправильное построение предложений, словосочетаний; не оправданные повторы и пр.

 

П

Парадокс (греч.) - суждение, резко расходящееся с общепринятым мнением; неожиданный поворот в рассуждении, "зигзаг" мысли.

Параллелизм - одинаковое построение соседних предложений или их частей.

Пародия (греч.) - шуточное подражание, воспроизводящее в усиленном, обостренном виде какие-либо не очень удачные образы и обороты речи автора (чаще - в стихах).

Пауза (лат.) - краткий перерыв в речи, средство сосредоточения внимания слушателей; паузы психологически настраивают слушателей.

Пафос (греч.) - одно из трех оснований риторики в античном мире: этос - этическое начало, логос - словесное, мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало.

Педагогическая риторика - одно из специальных направлений риторики, связана с мастерством учебного диалога, с культурой речи учителя.

Период - сложная синтаксическая конструкция, с нарастанием напряженности по ступеням и с ее разрешением в конце. Пример - Когда волнуется желтеющая нива... (Лермонтов).

Перифраз(-а) (греч.) - троп, замена какого-либо слова описательным оборотом; напр., четвероногий друг вместо собака.

Писатель - профессиональный мастер слова, автор прозы, стихов, публицистики, научно-популярных произведений и пр. Далеко не всегда писатель бывает оратором; мастером чтения своих произведений был Н. В. Гоголь.

Письменная речь - речь в графическом коде, предназначенная для записи речь, обладающая определенными стилистическими особенностями. Имеет достоинства: сохранность, многоразовость воспроизведения, высокий уровень правильности, возможности редактирования, точность.

Письмо - жанр письменного творчества, форма диалога. Виды писем: деловые (официальные), дружеские, интимные. Стиль последних двух - эпистолярный. Обычно начинается Обращением, заканчивается пожеланиями, подписью.

Плагиат (лат.) - присвоение чужого авторства, литературное воровство.

План - схема, модель, словесные наброски проектируемого произведения. Необходимый этап работы автора.

Повествование - один из функционально-смысловых типов речи (наряду с описанием и рассуждением); в повествовании излагаются события, развиваются действия, оно динамично, имеет сюжет и персонажей, содержит диалоги, нередко вводятся элементы описания, реже - рассуждения.

Повторы слов, оборотов речи, предложений - стилистические приемы, фигуры, усиливающие воздействие речи на слушателя: повторы в начале предложений (или строк в стихах), - анафора, в конце - эпифороритмические повторы и рифмы, повторение важной мысли в разном языковом оформлении и пр.

Подражание образцам - литературный жанр, напр., "Подражание Шиллеру" Н. А. Некрасова; стилистический прием, применяемый преимущественно на ранних этапах подготовки оратора.

Подтемы - узкие темы, на которые делится широкая тема.

Поза (фр.) - положение тела, осанка оратора (см. манеры оратора).

Полемика (фр.) - спор, преимущественно в политике, науке, - вид дискуссионной речи.

Полиглот (греч.) - человек, владеющий многими языками.

Политические (греч.) речи - речи, связанные с социальными проблемами, с борьбой партий, с деятельностью власти и пр. Весьма широко представлены в практике ораторского искусства. Как правило, полемичны, остры, имеют выраженную авторскую позицию, своего адресата.

Понятие - одна из форм мышления, высшая форма обобщения; различают житейские и научные понятия; передается словом, словосочетанием.

Поэзия (греч.) - словесное художественное творчество, искусство образного выражения мысли в слове (в этом значении вбирает в себя и художественную прозу). Стихи, совокупность стихотворных произведений.

Поэтика (греч.) - наука, изучающая строение художественных произведений и систему их эстетических средств (образы, стилистику и пр.).

Правильность речи - см. норма языковая.

Призывающие к действию речи - обычно разновидность политических речей. Отличаются краткостью, силой призыва, высоким накалом эмоций, ярко выраженной позицией оратора.

Прогнозирование - предвидение, основанное на анализе фактов, на аналогиях ожидаемого выступления с речью.

Проза (лат.) - речь, лишенная обязательной ритмической структуры; в прозе преобладает коммуникативная, часто - информационная цель; бывает проза научная, публицистическая, художественная. Противопоставляется поэзии, как речь обыденная.

Пролог - вводная часть повествования произведений, подготавливающая читателя к развертыванию сюжета.

Притча - аллегорический поучительный (реже - сатирический) небольшой сюжетный рассказ, напр.: Притча о Блудном сыне. Нередко вводится в структуру публичной речи.

Произношение - одна из важнейших характеристик устной речи: ясное, правильное, выразительное воспроизведение звуковой стороны речи.

Просодия (греч.) - общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота тона, длительность, громкость, тембр и пр.

Протокол (греч.) - документ, фиксирующий ход обсуждения какого-либо вопроса на собраниях, конференциях; содержащий описание каких-то обследованных обстоятельств, действий, фактов и пр.

Психолингвистика (греч. + лат.) - наука, возникшая в 50 е гг. XX в.; ее предмет - языковая способность человека, ее проблемы: механизмы речи (говорения - аудирования, письма - чтения), речь и мышление, моделирование глубинных и поверхностных структур, кодовые переходы, овладение языком и речью - родной и неродной и др. Психолингвистика служит основой ряда направлений неориторики.

Публичная речь (лат.) - речь, открытая для всех, речь оратора. Противостоит интимной, дружеской, деловой, дипломатической речи.

 

Р

Развертывание речи - постепенная реализация заранее продуманной композиции ораторской речи (и письменной тоже). Автор как бы открывает перед слушателем картину за картиной, событие за событием.

Развитие действия -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: