Шпаргалка по экологическому праву




 

1. Понятие экологического права, его особенности

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования – экологически значимого поведения людей – и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производных, вторичных.

Экологическое право характеризуется рядом сущностных проявлений, черт, особенностей, которые помогают раскрыть его содержание и предназначение, уяснить его роль в современной правовой системе России и в мировой правовой системе.

Одна из черт данной отрасли права – ее молодость. В отличие от фундаментальных отраслей экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине XX в. Это произошло в связи с обострившейся социально-экологической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т. п. Формирование экологического права и на международном, и на национальных уровнях было в основном завершено в 80-е гг. прошедшего века.

С этой чертой экологического права связана и такая его особенность, как чрезвычайная интенсивность развития.

К особенностям экологического права относится и специфичность терминологии, специализированность юридического языка в целом, узкопрофессиональная ориентированность текстов нормативных правовых актов.

Универсальность олицетворяет тенденцию сближения различных правовых систем.

Юстициарность характеризует включенность того или иного права в устоявшуюся систему юстиции.

С содержанием и предметом экологического права и его разнообразием связана и такая его особенность, как смешанность методов правового регулирования.

Глобальность и значимость экологического права в современном мире – важнейшие его характеристики. Эти черты определяют и такую особенность экологического права, как взаимозависимость (и взаимодополняемость) международного и национального регулирования.

Открытость экологического права – важнейшее его свойство.

Исключительные обновляемость и новизна экологического права как его свойства проявляются за счет обособления в нем новых предметов правового регулирования. Эти свойства отражают современную концептуальность и высокий уровень адаптированности экологического права к реальным проблемам.

Российское экологическое право характеризуется значительной ориентированностью на реализуемую государственную экологическую политику.

Можно указать на такую черту экологического права, как конфликтность, которая проявляется в первую очередь между экологическими и экономическими интересами, необходимостью сбережения природных ресурсов и ростом потребления и т. п.

2. Экологическая система как объект правового регулирования

Экологическая система – понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования.

Следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.

При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах.

1. Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы. Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Наличие экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, требует разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. Здесь неизбежно встает вопрос, который экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий.

2. Взаимосвязь экологических систем, которая приводит к созданию природных комплексов.

При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции.

3. Биопродуктивность. Способствует самовоспроизводству экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Дифференциация земель в зависимости от цели их использования является естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами.

Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах.

Данные признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования. Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.

3. Механизм действия экологического права

В правовой науке сложилась определенная система взглядов, которую можно именовать теорией механизма действия права. Она включает в себя концепции, гипотезы и объяснения, эмпирические данные и практические рекомендации о совершенствовании отдельных звеньев и механизма действия права в целом. Основные блоки указанной теории сформировались в 70-е гг. и получили свое развитие в различных отраслях права, в том числе экологического, в 80-е гг.

Теория механизма действия права концентрирует в себе:

– указание на характер юридических средств, используемых современным обществом и государством для охраны окружающей среды;

– описание их взаимосвязей;

– динамику взаимодействия юридических средств в направлении реализации стоящих перед экологическим правом задач, т. е. этапы проявления, функционирования механизма;

– обусловленность действия права средой его функционирования и условиями эффективности как механизма в целом, так и отдельных его элементов. Существует несколько моделей механизма действия права.

По характеру функционирования различных его подсистем (элементов) в нем выделяются:

– право как совокупность норм (главная подсистема – движущая сила всего механизма);

– релевантные социальные факторы, т. е. явления, порождающие право и влияющие на процесс его действия (подсистема социальной обусловленности);

– правореализующие действия и их результаты (подсистема реализации);

– состояние объекта правового воздействия, правового регулирования (последствия действия).

Исходя из иного критерия – способа воздействия – в механизме действия права могут быть выделены элементы директивные (предписывающие), способствующие осуществлению определенного поведения, поведенческие акты реализации правовых предписаний, контроля и самоконтроля.

По результатам в механизме действия права выделяют:

– постановку социально полезной цели;

– поддержку социально полезных образцов поведения;

– социально-правовой контроль.

Ведущей, интегрирующей социальные и экологические факторы подсистемой механизма действия права является само право. Оно выступает как система правовых актов, как совокупность норм (правил поведения), устанавливающих субъективные права и обязанности, т. е. полномочия, которыми обладают физические и юридические лица, иные субъекты не только в рамках правоотношений, но и вне их, как некоторый принятый порядок отношений, действий, реакций и т. п. Именно так понятое право служит источником, движущей силой всего механизма его действия.

Подсистема реализации включает в себя средства преобразования правовых предписаний в экологически значимое поведение людей. К таким средствам относятся конкретизация прав и обязанностей в ходе позитивного регулирования с помощью индивидуальных актов, соблюдение и исполнение права; правоприменительная деятельность по возложению ответственности за нарушение правовых норм. В реализации права могут быть выделены следующие стадии: правоформирующая и правообеспечивающая деятельность; индивидуальное правовое поведение; организующая правоисполнительная (правоприменительная) деятельность.

Обеспечивающие условия многообразны по своему содержанию и форме: организационные, экономические, психологические, кадровые, материальные и т. п.

4. Основные принципы экологического права

Понятие правового принципа разработано в теории права. Это исходные начала исторически определенных правовых систем, выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

Принципы экологического права как отрасли права как в объективном, так и в субъективном смысле должны максимально соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды относятся:

– соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

– обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

– научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

– охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

– ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

– платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

– независимость контроля в области охраны окружающей среды;

– презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

– приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

– сохранение биологического разнообразия;

– обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

– запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

– соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

– ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

– участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

– международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

5. Факторы формирования и развития экологического права

Решающими факторами становления и функционирования экологического права являются: во-первых, социально-экологический кризис (объективный фактор) и, во-вторых, государственная экологическая политика (субъективный фактор).

Социально-экологический кризис представляет собой совокупность состояний и изменений окружающей среды, ее компонентов и связей между ними, характеризующуюся стабильным ухудшением и возрастанием угроз человеку и природе. Он оценивается в разных масштабах: как глобальный, национальный, региональный. Выделяют такие проявления социально-экологического кризиса, как истощение природных ресурсов, ухудшение их качества и снижение потребительной ценности, ухудшение условий жизнедеятельности человека, состояния здоровья людей под воздействием факторов среды обитания, возникновение угрозы жизни (живым организмам, включая человека).

В качестве проявления (или направления усугубления) социально-экологического кризиса обозначают:

– разрушение озонового слоя;

– изменение климата;

– гибель тропических лесов;

– повышение уровня вод Мирового океана;

– изменение температурных характеристик в отдельных районах Земли;

– засорение космического пространства;

– загрязнение окружающей среды всех видов, т. е. химическое, радиационное, биологическое;

– исчезновение видов животных и растений, т. е. снижение биоразнообразия;

– ухудшение качества атмосферного воздуха в результате антропогенных нагрузок в промышленных районах и городах и трансграничного переноса вредных веществ;

– снижение запасов пресной воды в отдельных регионах земного шара;

– масштабное потребление невозобновляемых природных ресурсов;

– перепроизводство отходов;

– появление новых заболеваний человека, животных и растений, их генетические изменения и т. п.

Многие из названных факторов осознаны и учитываются при принятии правотворческих и правореализационных решений.

Государственная экологическая политика – это совокупность решений и действий, осуществляемых уполномоченными органами власти и управления в области охраны окружающей среды в масштабах государства по различным направлениям, а также используемых для этого правовых и лежащих вне сферы права способов и средств.

Смежным с понятием государственной экологической политики является понятие экологической функции государства. Это деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощений, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В сфере права в настоящее время государственная экологическая политика РФ характеризуется формированием законодательной и нормативной базы охраны окружающей среды и природопользования, установлением ответственности за нарушение требований экологического правопорядка и безопасности, созданием специализированных природоохранительных и правоохранительных структур, участием в международных и межгосударственных мероприятиях по охране окружающей среды и другими показателями.

6. Источники экологического права

Под источниками экологического права понимаются объективированные в документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей.

Наиболее распространено деление источников экологического права на три группы:

– нормативные юридические акты;

– прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты;

– санкционированные обычаи.

Более подробная классификация разделяет их:

– на законодательные акты;

– нормативные акты органов управления (исполнительной власти);

– правовые обычаи;

– судебную практику и судебный прецедент;

– правовую доктрину (юридическую науку);

– нормативные акты общественных организаций;

– нормативные акты частных организаций;

– договоры.

Систему экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, можно строить по нескольким критериям.

1. По юридической силе образующих ее актов весь массив экологических актов разделяется на конституции, законы и подзаконные акты:

– на уровне Федерации: Конституция РФ; конституционные законы; законы (Основы законодательства, действующие законы РСФСР, РФ, федеральные законы, кодексы); указы Президента РФ (и распоряжения); постановления Правительства РФ (и распоряжения); ведомственные нормативные акты;

– на уровне субъектов Федерации: конституции субъектов РФ; законы; акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

– локальные акты (органов местного самоуправления, организаций).

2. По форме источники права (акты) делятся на оформленные в качестве законов и приравненных к ним актов (Основы, кодексы) распоряжения, приказы, решения, инструкции, методические рекомендации, положения, правила, порядки и т. п. Особое место занимают федеральные и региональные целевые программы, которые могут быть приняты законом или постановлением Правительства РФ. Надо различать форму акта утверждения (указ, постановление, приказ) и собственно акта (инструкция, правила, положение и пр.).

3. По субъекту принятия акта источники права делятся на принятые парламентом, главой исполнительной власти, Правительством РФ, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т. п.

При характеристике источников экологического права, как и всех отраслей права, основным источником является Конституция РФ.

Особое место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Статья 15 Конституции РФ гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Система источников экологического права наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, – через Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд, а также через органы прокуратуры РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил, существующих в системе иерархии нормативно-правовых актов.

 

 

7. Конституция РФ как источник экологического права

Иерархия эколого-правовых нормативных актов (после международного уровня) представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, а значит, и экологического права. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются:

– в верховенстве Конституции. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития;

– в ее роли как ядра правовой системы ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства;

– в особой охране Конституции, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и ее субъектов.

Эти нормы последовательно закреплены в Конституции РФ.

Аспекты экологического права, которые отражает и закрепляет Конституция РФ:

– земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ст. 9, ч. 1);

– земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, ч. 2);

– граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю и некоторые другие природные ресурсы (ст. 35);

– владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»). Условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса РФ;

– каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

– ст. 42 является основополагающей. Она гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 72).

8. Экологическая доктрина РФ

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Доктрина учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

 

 

9. Военная и морская доктрины РФ

В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента 21 апреля 2000 г., представлена совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Это объемный и сложный по структуре документ, состоящий из нескольких разделов, в которых освещены правовые, военно-политические основы, принципы обеспечения военной безопасности, военно-стратегические основы, цели применения Вооруженных Сил РФ, вопросы международного сотрудничества и др. Некоторые аспекты связаны с подходами к обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

В целях обеспечения военной безопасности используется вся совокупность сил, средств и ресурсов, предусматривается ряд мер, в том числе придание универсального характера режиму нераспространения ядерного оружия и средств его доставки; защита объектов и сооружений РФ в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана, охрана и защита Государственной границы РФ в пределах приграничной зоны, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.

В Военной доктрине Российской Федерации не отражены значимые с экологической точки зрения проблемы уничтожения и утилизации ядерного и химического оружия, превентивные мероприятия в отношении биологического оружия, т. е. последствия реализации ее положений.

В Морской доктрине Российской Федерации, принятой 28 июля 2001 г. Указом Президента РФ, проблематика охраны окружающей среды и природопользования отражена шире. Морская доктрина является основополагающим документом, определяющим государственную политику РФ в области морской деятельности – национальную морскую политику Российской Федерации. Морская деятельность – это деятельность России в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства.

Цели национальной морской политики – реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управление этими ресурсами, производство энергии путем использования воды, течений и ветра, создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, проведение морских научных исследований и сохранение морской среды; реализация и защита суверенных прав на континентальном шельфе РФ по разведке и разработке его ресурсов; освоение и сохранение ресурсов Мирового океана, что является обязательным и необходимым условием сохранения и расширения сырьевой базы РФ, обеспечения ее экономической и продовольственной независимости.

В Морской доктрине особо выделены цели защиты и сохранения морской среды, определены способы их достижения. Это имеет первостепенное значение для установления объектов правового регулирования.

10. История экологического права и законодательства

Нормы об охране природы можно анализировать по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному российскому.

Для первого периода характерны фрагментарность правового регулирования, отождествление предмета охраны с объектом собственности, отсутствие специальных актов и управленческих структур, совмещение функций и т. д. Лишь в начале XX в. встает вопрос о создании специализированного органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или Министерстве просвещения, разрабатывается проект закона об охране природы.

Советский период характеризуется изменением отношения законодателя к охране природы от природоресурсного к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве.

На этапе становления природоохранного законодательства (конец 50 – начало 80-х гг.) были приняты республиканские законы об охране природы, обновлены крупные акты природоресурсного права, приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира», Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР».

На завершающем этапе советского периода (конец 80-х гг.) был принят ряд важнейших решений в сфере экологической государственной политики, сформированы современные подходы к экологическому праву и законодательству, осознана необходимость скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды. Определяющую роль сыграли в этом авария на Чернобыльской АЭС, уничтожение Аральского моря и проект поворота северных и сибирских рек на юг. Под влиянием этих и иных факторов 7 января 1988 г.

было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором формировались неотложные задачи по обновлению законодательства, созданию независимого органа государственного экологического управления, совершенствованию экологических механизмов охраны и др.

19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» – комплексный акт прямого действия, устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Современный период развития российского экологического законодательства можно разделить на два этапа – до 1995 г. и с 1995 г. по настоящее время.

Первый характеризуется стремлением законодателя обновить основные акты.

Важнейшую роль сыграло принятие Конституции РФ 1993 г., предусмотревшей различные формы собственности на природные ресурсы, сформировавшей в ст. 42 три экологических права человека: на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба здоровью или имуществу от экологических правонарушения.

Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического законодательства. В 1995 г. были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, животном мире, континентальном шельфе, использовании атомной энергии, экологической экспертизе, регулировании генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс РФ; на различных стадиях разработки находились законы об отходах, о радиационной безопасности и многие другие.

11. Объекты экологического права

Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права.

Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны:

1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

2) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

3) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.

В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:

– на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы;

– объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ;

– объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, созданных природой, в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; весь материа<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: