Нарушение адекватности эмоций




Расстройства восприятия

Восприятие – начальная ступень познания действительности.

Раздражитель → ощущение → восприятие → представление.

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений, возникающий в процессе их воздействия на органы чувств.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств. Не зависит от воли индивидуума.

Представление – образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений. Зависит от воли индивидуума.

Когда нарушается процесс восприятия, нарушается способность выделять общие, существенные признаки и объединять их в одно осмысленное целое – в образ предмета.

Галлюцинации – расстройство восприятия в виде образов и представлений, возникающих без реального объекта. То есть восприятие пациентом несуществующего в реальности раздражителя.

В зависимости от того какой анализатор при этом задействован могут быть галлюцинации зрительные, слуховые, тактильные и т.д. Но не важно для нас какой анализатор задейстован, важен факт НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ.

Практически важно разделение Г. На ИСТИННЫЕ и ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИИ.

При истинных Г. Объект (раздражитель) воспринимается абсолютно как в реальной жизни и неотличим от реальных объектов.

Псевдогаллюцинации (которые почти всегда сочетаются на практике с бредовыми расстройствами) обладают характером сделанности. Это нечто нереальное, чуждое для самого больного, как будто что-то постороннее, внедренное в него извне.

Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих предметов и событий. Неправильная, ошибочное восприятие раздражителя. Но сам раздражитель реально существует, но в силу каких-то обстоятельств неправильно распознается. Иллюзии могут иметь физиологический хара ктер: когда в силу каких-то объективных причин (эмоциональное напряжение, недостаточной визуальной информации) человек достраивает картину реальности в соответствие со своими представлениями и, например, воспринимает бачок с мусором за кустами за притаившегося там злодея (иллюзия притаившегося злодея).

Парейдолии (патологические иллюзии) – встречаются при начальных стадиях развития делирия (н-р, видит движущийся, меняющийся узор на обоях).

Психосенсорные расстройства – искаженное восприятие реально существующих предметов, собственного тела, действительности (голова кажется огромной, а ручки маленькими, кажется, что потолок очень низкий и давит на тебя).

Существует реальный объект, но воспринимается он совершенно неправильно.

1) Микропсии (объект воспринимается гораздо меньше своих размеров)

2) Макропсии (объект воспринимается гораздо больше своих размеров)

3) Дисмегалопсии (изменение формы объекта: н-р, дом скрученный по спирали, скомканный, сжатый)

4) Аутометаморфопсии (искривление форм относится непосредственно к частям тела человека).

Психосенсорные расстройства встречаются чаще всего при отравлениях ПАВ.

 

 

Расстройства мышления

Мышление – это функция познания, с помощью которой человек анализирует, связывает, обобщает, классифицирует. Путем мыслительных операций человек приходит к формированию понятий, суждений, умозаключений.

В основе мышления лежат процессы:

анализ (разложение целого на составляющие части с целью выделения главного и второстепенного)

синтез (создание целостного образа из отдельных частей).

Сравнение

Обобщение

Абстракци я – установление связей по сходству, по контрасту, по смыслу, причинно-следственным связям

О мышлении судят по речи человека и иногда по действиям и поступкам.

Нарушения по форме:

По темпу мыслительного процесса:

1. Ускорение темпа мышления (больной не успевает произносить слова, в результате речь быстрая, скомканная)

2. Замедленный темп

3. Обстоятельность мышления (больной описывает огромное количество посторонних деталей, незначительных и мелких, приводит массу параллельных сведений, которые совершенно не относятся к теме беседы)

4. Ментизм (наплыв мыслей) – через голову пациента идет постоянный поток мыслей, которым он не в состоянии управлять, остановить)

5. Шперунг – внезапный обрыв мысли, полное отсутствие мыслей в голове.

По стройности мышления:

1. Разорванность – в разговоре говорит о разных, не связанных друг с другом вещах. Утрата логической, эмоциональной, интуитивной, интеллектуальной связи между отдельными высказываниями, иногда даже словами в предложениях.

2. Резонерство – неспособность вести целенаправленную беседу, последовательно высказывать свои мысли в силу того, что пациент постоянно отвлекается на пустые рассуждательства на «глобальные, обобщенные темы». Например, на вопрос: «Как вы до на добрались?» - разглагольствование на тему космические катаклизмы, загрязнение окружающей среды и т.п. и в итоге к конечному пункту беседы пациент так и не приходит.

3. Соскальзывание – в процессе беседы пациент постоянно уходит на какую-то актуальную для него тему. Это четко прослеживается у паранояльных пациентов, которые заряжены своей бредовой идеей, активно и с большим усилием продвигающих ее вперед.

Если имеются нарушения по форме мышления, то как правило невозможно установить вербальный контакт с пациентом.

Нарушения по содержанию мышления:

1. Бредовые идеи - ложные умозаключения, возникающие на болезненной основе, больной к ним не критичен, не поддается разубеждению. Содержание бредовых идей определяет поведение больного. Наличие бреда является признаком психоза.

 

ЗАПОМНИТЬ! Критерии бреда:

1 – умозаключение не соответствует действительности

2 – не поддается критическому осмыслению

3 – бред полностью определяет поведение пациента

БРЕД: Паранояльный

Параноидный

Парафренный

Паранояльный бред: как правило это бредовые идеи ущемленных прав, изобретательства, реформаторства. Сочетаются с крайней эмоциональной заряженностью, стеничностью, активностью больных которые внедряют свои идеи всем окружающим и в массы в целом. Бредовые идеи крайне систематизированы, привязаны к окружающей обстановке, к реальности. Слушая только одного пациента очень сложно определить, действительно ли это бредовая идея или реаль описываемые обстоятельства.

 

Параноидный бред: помимо бреда (преследования, воздействия, отношения) на практике обычно присутствуют псевдогаллюцинации, но в следствие того, что пациент крайне напряжен, закрыт, подозрителен, он может о них вообще не говорить.

 

Парафренный бред: разрозненный, несистематизированный, отдельные бредовые высказывания, сопровождаются эйфорией, приподнятым настроением, крайняя несистематизированность идей. Зачастую этот бред сопровождается нарушением интеллектуальной сферы.

2. Сверхценные идеи – мысли вытекают из реальных ситуаций, плохо подаются коррекции, убеждению, не сопровождаются борьбой мотивов.

 

Основное отличие СИ от БИ – обязательное присутствие какого-то реального факта, есть какая-то реальность, но значимость этого реального факто очень сильно преувеличенна (изобрел на копейку, а считает, что на рубль – сделал незначительное изобретение и раздул его значимость до неимоверных размеров, при бреде изобретательства вообще в принципе никакого изобретения не было).

3. Навязчивые идеи (влечения, действия) – возникают на адекватные ситуации, сохраняется к ним критическое отношение, сопровождается борьбой мотивов. Отличительная особенность НИ (в отличии от вышеупомянутых) в том, что пациенты сами воспринимают эти проявления как болезненные. Чаще всего навязчивые состояния лежат в основе невротических расстройств. Но так же встречаются и при психотических расстройствах, приобретая при этом характер бредовых идей (боязнь грязи, моет руки часами, стирает руки до крови и говорит, что только так можно защититься от загрязнения)

ВАЖНО из патологий мышления выделить бред – это четкий признак психоза, такой пациент требует консультации психиатра.

Патология памяти

Память – это познавательная функция, позволяющая накапливать воспринимаемую информацию. Проявляется в виде способностей (функций) записывать, удерживать и воспроизводить информацию (фиксация, ретенция и репродукция).

Различают целый ряд видов памяти:

Краткосрочная память характеризуется тем, что большой объем постоянно поступающей информации запечатляется в памяти на непродолжительное время, после чего эта информация утрачивается либо откладывается в долгосрочной памяти.

Долгосрочная память связана с избирательным сохранением наиболее значимой для субъекта информации на продолжительное время.

Оперативная память – ее объем складывается из актуальной на текущий момент информации. Например, удержание в памяти («в уме») нескольких чисел, которые используются в более сложных расчетах.

Механическая память – способность запоминать информацию как она есть, без образования логических связей. Хорошо развита до 8-12 лет и снижается после 40. Такой вид памяти не является основой интеллекта, таким образом обычно запоминаются имена, названия, числа. Этот вид памяти может быть хорошо развит у лиц с признаками врожденного слабоумия.

Ассоциативная память – запоминание происходит с образованием логических связей, аналогий между отдельными понятиями. При запоминании информация сравнивается, обобщается, анализируется, систематизируется.

По анализаторам память разделяется на зрительную, слуховую, мышечную (двигательную), обонятельную, вкусовую, тактильную и эмоциональную.

Варианты патологии памяти

Дисмнезии:

1. Гипермнезия

2. Гипомнезия

3. Амнезия

 

 

Парамнезии:

1. Псевдореминисценции – «иллюзии памяти» - перенос событий из прошлого в настоящее, замещают им провалы в памяти. Сюда же относится ЭКМНЕЗИЯ – сдвиг ситуации в прошлое.

2. Криптомнезии – искажения памяти: н-р, увиденное, услышанное, прочитанное где-то воспринимается как пережитое (Читали стихи «Я помню чудное мгновение»? Это я написал в 1825 году моей подруге Анне Керн) или другой вариант – когда реально происходящие с человеком события воспринимаются как чужие, происходящие с кем-то другим, где-то об этом слышал, видел, читал.

3. Конфабуляции – «галлюцинации памяти»- ложные воспоминания с патологической убежденностью в их истинности. А в действительности эти события отсутствовали.

Эмоциональные нарушения

Эмоции – отражение субъективного отношения человека к действительности и к самому себе.

Зачем нам нужны эмоции:

1. Оценка значимости происходящего для субъекта

2. Побуждения к деятельности (мотивация)

3. Эмоции организуют деятельность человека

Нарушение выраженности (силы) эмоций.

1. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия)

2. Эмоциональная холодность

3. Эмоциональная тупость

4. Апатия

Нарушение адекватности эмоций

1. Эмоциональная амбивалентность.

2. Эмоциональная неадекватность

Нарушения устойчивости эмоций.

1. Эмоциональная лабильность

2. Эксплозивность

3. Слабодушие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: