В 1580 г. на поиски северо-восточного прохода отправляется новая экспедиция, её руководители Артур Пет и Чарльз Джекмен предварительно обращаются к известному английскому издателю Ричарду Геклюйту, поскольку последний долгое время собирал истории всяческих плаваний. Ещё один человек, сыгравший важную роль в этой экспедиции - знаменитый географ Герард Меркатор, который пишет письмо Геклюйту, обращаясь через него к А. Пету. В этом известном письме он выказывает удивление, что поиски северо-восточного пути в Индию были заброшены, в то время как этот путь очень лёгок и удобен, поскольку "за островом Вайгач и Новой Землей находится большой залив, перед которым лежит знаменитый мыс Табин, и в который вливаются большие реки, кои должно быть орошают весь Катай [то есть Китай] и Серику" (Сибирь в известиях с. 170). Меркатор был известным авторитетом в Европе, учёным мужем и в 1569 году составил первую карту мира в виде двух сфер (с. 127 все миры), на которой однако меридианы были прямыми линиями, что вводило в заблуждение моряков. Это не могло повредить готовящемся экспедиции, поскольку моряки взяли с собой карту северных морей Уилльяма Бэрроу, который долгое время плавал в составе нескольких экспедиций и составил самую современную на тот день карту. Если кто и мог ввести в заблуждение Пета и Джекмена, так это Меркатор и Геклюйт, в частности последний с большой уверенностью говорил о достижении Китая и просил в своих указаниях А. Пету найти подходящие острова, на которых можно было бы обосноваться англичанам для контроля выгодной торговли. (с. 138).
Среди материалов третьей английской экспедиции также были указания некоего мистера Ди (Dee), который рассчитывает расстояние так, что в целом от Вардехуса до мыса Табина, указанного Меркатором, оказывается 600 лиг или 1800 английских миль. (с. 136). Этот расчёт позволяет ему говорить о том, что это расстояние вполне возможно пройти за полтора месяца, что само по себе было очень смелым заявлением, учитывая то, что дальше Карских ворот не заходил ещё никто.
|
Сохранился также договор Пета и Джекмана с руководством компании, в котором вы сказывается идея о возможности достижения Китая в одну навигацию. Морякам предстояло плыть из Темзы к берегу Финмаркена и далее к мысу Нордкап или Вардехусу, потом направиться к земле Уиллоуби (14 авг 1553 г. Ссылка на с. 45 что эта земля скорее всего гусиный полуостров новой земли, которому соответствует широта, указанная Уиллоуби), определить, составляет ли она единую землю с новой землёй, идти от новой земли к о. Вайгачу. У Вайгача напротив южной оконечности лежит самоедский материк, вдоль него на восток к устью Оби. И потом вдоль восточного берега Оби идти в Китай, не отклонясь от него. И если возможно будет дойти до Китая, то нужно ехать в город Квинсей или Камбалу.(с131). Складывается впечатление, что это был очень лёгкий и быстрый путь, эти соображения могли в конце концов больше навредить экспедиции, когда выяснилось, что на самом деле всё обстоит не вполне так.
30 мая 1580 года два корабля "Джордж" и "Вильям" снялись с якоря и отплыли на восток. В подчинении у Пета находилось всего четырнадцать матросов и двое юнг. Задержанные противными ветрами в северных морях, корабли лишь во второй половине августа добрались до острова Вайгач. В Карском море моряки столкнулись с большим скоплением льдов и, обогнув остров Колгуев с юга, корабли легли на обратный курс. Они прошли Карские ворота, двигаясь уже обратно на запад, но вскоре корабль Джекмена "Вильям" пропал из виду. А Пет на "Джордже" в конце декабря благополучно прибыл в Ратклиф.
|
Несмотря на то, что северо-восточный путь явно был слишком тяжёл для навигации того времени, идея продолжала жить и поднимать на подвиги новых исследователей. Геклюйт поместил письмо Меркатора в своём сборнике, вышедшем в 1599 г. (Сибирь в известиях с. 170), поэтому другие мореплаватели могли искать истину, основываясь на утверждении этого авторитета о лёгкости северо-восточного пути и прибыльности торговли с восточным странами.
Заключение
Итак, к каким же результатам пришли английские мореплаватели в конце XVI века? Со времени первого путешествия с целью открытия северо-восточного прохода в южно-азиатские страны прошло всего 27 лет, однако последняя английская северо-восточная экспедиция возвратилась в Англию и поиски этого пути остановились. Было ли признано то, что этого пути не существует, что невозможно добраться до Индии через северные моря? Нет, ведь результатом экспедиции Пета и Джекмена стало новое достижение: они прошли дальше других, в Карское море. В Европе продолжали считать этот путь перспективным, эстафету приняли от англичан голландские мореплаватели, а англичане просто занялись более лёгким, с их точки зрения, северо-западным проходом. За те 30 лет, на протяжении которых одна за другой отплывали экспедиции на северо-восток, изменилось многое в восприятии мира европейцами. Во-первых, открытие Московии положило начало интенсивной торговле между нею и Англией. Во-вторых, в ходе плаваний моряки потихоньку избавлялись от диких представлений о чудовищах, населяющих неведомые земли, а также разведывали, какие же народы на самом деле живут на крайнем севере. Люди узнавали климат и географию отдалённых мест и несмотря на трудности всё пробивались и пробивались в заветную Индию. Эту настойчивость можно объяснять незнанием средневекового человека географии и вытекавшей оттуда уверенностью в успехе опасного предприятия. А можно объяснить это жаждой наживы, скомбинированной с картинами успеха других, испанцев и португальцев. Но скорее всего это объясняют все причины вместе. Результат этих поисков вышел совсем не такой, как ожидали те, кто задумывал свои предприятия.