Задача 11.
Обобщенная формулировка .
О детях и возрастных особенностях детей можно сегодня прочитать немало книг, в которых раскрываются психологические, биологические, физиологические аспекты развития ребенка. Но педагоги-воспитатели в своей профессиональной деятельности не могут опираться и учитывать лишь «книжные» знания, так как им приходиться работать с конкретным ребенком, обладающим своей неповторимой индивидуальностью, нужно уметь взаимодействовать с ребенком, и в связи этим принимать конкретные педагогические решения, то есть «нужно знать ребенка во всех отношениях». И поэтому каждый педагог должен уметь составлять монографическую характеристику на ребенка. Кроме того, часто от педагога требуют такие характеристики на детей в разные инстанции (техникум, медицинскую комиссию, ГУВД и др.)
Ключевое задание.
Составьте монографическую характеристику с точки зрения развития у ребенка опыта созидательной жизни, который проявляется в разных сферах (учеба, внеучебная деятельность, кружок, двор, семья и т.д)
Контекст решения.
Вы студент 4курса психолого-педагогического факультета. Вы проходите практику в школе. В течении полугода вы в рамках психолого-педагогического практикума наблюдали за учеником 6 класса Сашей Ивановым. Мы исследовали этого ребенка,и составили на него монографическую характеристику.
Решение ключевого задания
1)Монографическая характеристика-
Моногра́фия (от греч. μονοσ — «один, единый» и γραφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
Характеристика — совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо.
|
Характеристика на ученика является эффективным способом раскрытия индивидуальных и психологических особенностей учащихся.Правильно составленная характеристика помогает преподавателям быстро найти правильный подход к учащимся, и наоборот плохо составленная характеристика учащегося может оказать отрицательный эффект.
Характеристика может быть составлена как в свободной форме, так и с учетом рекомендаций педагогов. Оба вида имеют свои достоинства и недостатки и отличия.
Монографическая характеристика позволяет выявить оптимальные отношения между преподавателем и учащимися,учитывая конфликтные ситуации в зоне общения.
2)Разрабатываем монографическую характеристику на Сашу Иванова, ученика 6а класса.
Характеристика
на ученика 6 А класса
«Средней общеобразовательной школы №1»
Иванова Александра Ивановича,
1999 года рождения,
Проживающий по адресу: Санкт-Петербург,ул.Камышовая,д….кв…
1.Познавательно-мировозренческий:
По успеваемости занимает среднее положение, учится с большим интересом, очень начитан, увлечен историей.
2.Духовно-нравственный:
У Саши хорошее воспитание.Но проблемы с поведением все же бывают.У мальчика есть жизненные идеалы,за пределы которых он не выходит. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
3.Эмоционально-волевой:
Самооценка завышена, честолюбив. Порой не умеет справиться со своими эмоциями. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым. Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям. Иногда колеблется перед ответственным решением. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
|
4.Социально-гражданский:
Как правило, с удовольствием общается с людьми. По успеваемости занимает среднее положение, учится с большим интересом, очень начитан, увлечен историей. В поведении отмечаются довольно частые нарушения, бывают конфликты с учителями, реже с одноклассниками.Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. В классе ребята относятся к нему с симпатией. Отношения с родителями не очень доверительные и открытые, взаимопонимание не полное, атмосфера в семье при этом дружелюбная. Мальчику предоставлена большая самостоятельность, контроль за его поведением не жесткий. Контакты родителей с учителем хорошие. Соблюдает правила дорожного движения. Редко нарушает школьный распорядок.
5.Созидательно-преобразовательный:
Был участником городской конкурса по конструированию самолетов, награжден почетной грамотой.
Выводы:Саша очень воспитанный, талантливый мальчик. Иногда возникают проблемы в общении с учителями и, как итог,нарушение поведения. Но в общем это очень добрый,отзывчивый мальчик.
Список литературы:
1)Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. - 96 с.
2)Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 160 с.
3)Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М., 2003.
|
4)https://blanki.ucoz.ru/news/2009-09-10-15
Оценочная таблица
№ | Критерии оценки | Баллы от (1-7) экспертов | ||
Оценка индивидуальная | Оценка группы | |||
Решение опирается на конкретные источники, теоретические идеи конкретных авторов | ||||
Выделены теоретические аспекты | ||||
Соответствие структуре продукта | ||||
Полнота представленного решения | ||||
Соответствие решения возрастным и индивидуальным особенностям ребенка | ||||
Соответствие решению содержанию «продукта» | ||||
Культура оформления решения | ||||
Составления списка литературы | ||||
Итог | ||||
Общий средний балл | ||||
0 баллов - полное отсутствие критерия
1 балл – практически не соответствует данному критерию
2 балла-почти неявно выражен данный критерии
3 балла частично соответствует критерию
4 балла –не полностью соответствует данному критерию
5 баллов-полностью соответствует данному критерию
6 баллов достаточно полно соответствует данному критерию
7 баллов – абсолютно соответствует данному критерию, проявлено старание
Методика «Рефлексивный лист»
Методика основана на незаконченных предложениях, которые студентам предлагается дописать после решения каждой учебно-профессиональной задачи.
Для решения профессиональной задачи педагога Я:
– определил такое информационное «поле» ее решения- составила монографическую характеристику на ученика.
– познакомился со следующими источниками информации: словарь; литературные источники.
– раскрыл такие основные аспекты знания, необходимые для решения задачи: определение черт характера,жизненных ценностей и т. д
– заранее подобрал аргументы по дискуссионным вопросам
– принял участие в обсуждении
– решил задачу: составление монографической характеристики._
– представил её решение в виде следующего «продукта» -монографической характеристики___________________
– продемонстрировал достижения
– столкнулся с такими трудностями
– проявил инициативу ____
– сотрудничал с научной литературой.________________________________________________
– с наибольшим интересом определяла черты характера ученика._________________________________________
с наименьшим интересом____________________________________________
– в дальнейшем предполагаю закрепления полученных навыков.________________________________________