Еще в годы работы в « Окнах РОСТА » Владимир Маяковский (Рисунок 9) писал тексты для политических плакатов, в том числе совместно с дизайнером, фотографом и художником Александром Родченко. За десятилетие они определили лицо советской рекламы, выполняли заказы крупных торговых предприятий – создавали вывески, журнальные рисунки и многое другое.
Рисунок 9 - Владимир Владимирович Маяковский
«Реклам-конструкторы» – так подписывались художники-авангардисты. У каждого из участников тандема были свои фунции – Маяковский писал лозунги и агитки (сейчас бы сказали, был копирайтером), а Родченко переводил в графику и иллюстрации.
Причем у обоих мастеров были свои творческие инструменты.
Поэт совмещал в стихах товарную агитацию с политической. Идеологическая составляющая отныне стала отличительной особенностью советской рекламы (Рисунок 10). Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст.
а б
Рисунок 10 – Советские рекламные плакаты: а. «Моссельпром» В. Маяковский, А. Родченко, 1925г; Реклама сосок В. Маяковский, А. Родченко, 1923г.
За годы сотрудничества этих людей были созданы десятки агитационных торговых плакатов. Условно делимых по государственным предприятиям, для которых они были изготовлены [6].
Ле Корбюзье
Ле Корбюзье настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (Рисунок 11)французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.
Рисунок 11 - Ле Корбюзье
Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приёмы стали привычными чертами современного строительства.
|
Необыкновенную популярность творчества Ле Корбюзье в мире можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью его предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринуждённостью, чем раньше.
Марсельский дом — это эксперимент с целой серией идей в области стандартизации и современных методов строительства и вместе с тем плод градостроительной концепции, определяющий принцип которой — свободная постановка в пространстве многоэтажных зданий (Рисунок 12). Это и опыт организации средствами архитектуры определенного образа жизни с заданным соотношением индивидуального и коллективного. Архитектура дома активна и красноречива. Она не только формирует быт жильцов, но и страстно апеллирует к их духовному миру, утверждая свое право на то, чтобы быть «искусством в его высшем выражении».
Рисунок 12- Жилая единица (Unité d'Habitation), Марсель, Франция. 1945-1952 г.
|
Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) — офисное здание, возведённое в 1928—1935 годах в центре Москвы по проекту Ле Корбюзье (Рисунок 13). Здание относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только Москвы, но и мира, представляя собой созданный знаменитым архитектором образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века.
Рисунок 13 - Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) 1928—1935 г.
По предложенным идеям проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время, — как в отношении примененных материалов и конструкций, так и по своему архитектурному облику. Причем, новаторским не только для России, но и для Европы. В офисных блоках Центросоюза применена конструкция типа железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи, что для строительной практики России было новостью. Корбюзье предложил также навесные герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла — с целью теплоизоляции внутренних помещений. Вдобавок к этому в здании предусматривалась внутренняя система аэрации — кондиционирования. Это технологическое решение, имевшее целью обеспечить комфортные условия для работников при любых погодных условиях, зимой и летом, в силу ограниченных возможностей того времени было осуществлено далеко не полностью [7].
4. КОНСТРУКТИВИЗМ В ИНТЕРЬЕРЕ СССР
Дизайн интерьера рабочего клуба 1925 г. Александр Родченко (Рисунок 14)
Рисунок 14 - интерьера рабочего клуба 1925 г.
«Рабочий клуб» был задуман А. Родченко как новый тип общественного интерьера, который являлся не просто предметно-бытовой обстановкой, но выполнял жизнестроительную функцию, оказывая формирующее влияние на отдых и занятия современного рабочего. Спроектированный для Советского павильона на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, "Рабочий клуб" пропагандировал конструктивизм как новое понимание функциональности и рациональности пространства в противовес эстетике буржуазного вкуса. «Рабочий клуб» проектировался А. Родченко исходя из концепции многофункционального пространства, в котором простота форм отражала новые эстетические идеалы. Мебель и оборудование изготовили в Париже по чертежам, а книги, плакаты и фотографии привезли из Москвы. В оборудование, кроме мебели и осветительных приборов, входили складная трибуна, картины русских художников стенка-экран для экспонирования иллюстративного материала, уголок Ленина, установка для стенной газеты и многое другое. Почти все эти вещи были построены на «движущемся» принципе, который позволял «развернуть предмет в его работе на большую площадь и компактно сложить его по окончании работы». В проектировании интерьера «Рабочего клуба» широко использовались приемы трансформации, благодаря чему один предмет легко мог быть превращен в другой. Центром трансформации помещения служила раскладная трибуна. Снабженная экраном, раздвижной стенкой для плакатов, горизонтальным подиумом для экспонатов или выступлений чтецов, она должна была служить своего рода универсальной декорацией для лекций, театрализованных вечеров и бесед. Многофункциональными были задуманы и остальные предметы: стол для читальни в разложенном состоянии увеличивал свою полезную площадь в три раза, шахматный столик на двоих был устроен с поворотной доской так, чтобы игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест [8].
|
5. СТИЛЬ ДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ
В основе конструктивизма лежит не композиция, как у ряда других направлений в дизайне интерьера, а конструкция. Основой этого стиля является рационализм, функциональность: красиво лишь то, что удобно и полезно. Интерьер и обстановка очень просты: много пространства (отсутствие межкомнатных стен, замена их перегородками), основные цвета: белый, черный, вставки металлов (например, сталь), возможны яркие акценты, красный, синий, желтый. Пол чаще всего дерево светлых пород, но также допускается плитка, глянцевые покрытия, потолки без лепнины, стены в сдержанных тонах без узоров. Можно использовать необычную подсветку, асимметрию, динамичные конструкции. Мебель простая, без орнаментов, привлекающих внимание деталей. Обязательно учитывать массу композиции, в интерьере не должно быть загруженности, должна читаться легкость, общая форма [9].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Gestaltung.ru [Электронный ресурс] // Internet. – 2017. – Режим доступа: https://gestaltung.ru/index.php/xx/item/489-constructivizm.html
2. StudFiles [Электронный ресурс] // Internet. – 2017. – Режим доступа: https://www.studfiles.ru/preview/3795993/page:5/.
3. Stroyka-Gid.Ru — строительство и ремонт [Электронный ресурс] // Internet. – 2017. – Режим доступа: https://stroyka-gid.ru/architecture/konstruktivizm-osobennosti-stilya-i-ego-otlichie-ot-funktsionalizma.html
4. Totalarch [Электронный ресурс] // Internet. – 2017. – Режим доступа: https://famous.totalarch.com/tatlin
5. Русский авангард: Александр Родченко [Электронный ресурс] // Internet. – 2017. – Режим доступа: https://n-europe.eu/photo/2012/11/25/russkii_avangard_aleksandr_rodchenko
6. razebra.ru [Электронный ресурс] // Internet. – 2017. – Режим доступа: https://razebra.ru/ideas/mayakovsky
7. Ле Корбюзье | Le Corbusier Электронный ресурс] // Internet. – 2017. – Режим доступа: https://corbusier.totalarch.com/centrosoyus
8. Государственная Третьяковская галерея Электронный ресурс] // Internet. – 2017. – Режим доступа: https://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/news/2831/
9. Under construction Электронный ресурс] // Internet. – 2017. – Режим доступа: https://linayoung.wordpress.com