Задача 5
Обобщенная формулировка задачи
Сегодня, как свидетельствуют документы Правительства РФ и Министерства образования РФ, перед педагогом стоят серьёзные задачи по воспитанию подрастающего поколения. Успешно реализовывать воспитательную функцию образования в своем классе педагог не может без объединения усилий с родителями школьников. Однако родители в силу разных причин плохо идут на взаимодействие с педагогом в воспитании своих детей. Возникает вопрос: как их привлечь к воспитательной работе с классом?
Ключевое задание
Разработайте план Ваших действий по привлечению родителей школьников к воспитательной работе в классе, в котором Вы являетесь классным руководителем.
Контекст решения
Вы являетесь классным руководителем 6 класса общеобразовательной школы. У вас возникла проблема: плохая посещаемость собраний и классных мероприятий родителями. Некоторые родители считают, что достаточно посещать родительские собрания в начальной школе, а в основной, когда ребенок уже вырос, можно ограничить общение со школой, указывая на нехватку времени.Вам нужно привлечь родителей к организации внеучебной деятельности детей,к посещению родительских собраний.
Решение ключевого задания
Для всякого классного руководителя общение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.
Как же сделать так, чтобы несколько лет вашей работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто – стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается.
|
Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.
Можно провести анкетирование детей, собеседование, опрос совместно с психологом школы для выявления совместных интересов детей и родителей, их точек соприкосновения. В итоге всего составить план действий:
- Совместное творчество (праздники, родительские вечера, родительские капустники, участие в конкурсах, совместное проектирование)
-Поездки в театр, музеи, кино.
-Спортивно-туристические мероприятия: походы на лыжах.
-Совместная рефлексия: обсуждение всех совместных дел, классных Любая информация, которую классный руководитель может получить от детей и родителей в результате диагностики, анкетирования или опроса, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу. Это исследование позволит родителям по - иному взглянуть на детей, открыть в них что-то новое для себя, может помочь при выборе ребенком и родителями дальнейшего профиля обучения. Можно использовать в работе с родителями интересную и новую форму работы - родительские вечера. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете. Надо дать родителям возможность стать активными участниками классных дел.
|
Список литературы
1.Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.
2. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. - № 9.
3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
4. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.
5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение. 1988.
6. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4, 1996.
7.Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и родителей. //Воспитание школьников, №4, 1996
Оценочная таблица
№ | Критерии оценки | Баллы от (1-7) экспертов | ||
Оценка индивидуальная | Оценка группы | |||
Решение опирается на конкретные источники, теоретические идеи конкретных авторов | ||||
Выделены теоретические аспекты | ||||
Соответствие структуре продукта | ||||
Полнота представленного решения | ||||
Соответствие решения возрастным и индивидуальным особенностям ребенка | ||||
Соответствие решению содержанию «продукта» | ||||
Культура оформления решения | ||||
Составления списка литературы | ||||
Итог | ||||
Общий средний балл | ||||
|
0 баллов - полное отсутствие критерия
1 балл – практически не соответствует данному критерию
2 балла-почти неявно выражен данный критерии
3 балла частично соответствует критерию
4 балла –не полностью соответствует данному критерию
5 баллов-полностью соответствует данному критерию
6 баллов достаточно полно соответствует данному критерию
7 баллов – абсолютно соответствует данному критерию, проявлено старание
Методика «Рефлексивный лист»
Методика основана на незаконченных предложениях, которые студентам предлагается дописать после решения каждой учебно-профессиональной задачи.
Для решения профессиональной задачи педагога Я:
– определил такое информационное «поле» ее решения -составила план действий по привлечению родителей школьников к воспитательной работе в классе,в котором Я являюсь классным руководителем.____________________________________
– познакомился со следующими источниками информации: Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя,. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника и др.
– раскрыл такие основные аспекты знания, необходимые для решения задачи- создание обстановки сотрудничества и взаимопонимания с родителями.__
– заранее подобрал аргументы по дискуссионным вопросам___________
– принял участие в обсуждении __________________________________
– решил задачу- привлечение родителей к организации внеучебной деятельности детей.__________________________________________________________ _
– представил её решение в виде следующего «продукта»-составление плана действий по привлечению родителей школьников к воспитательной работе в классе.______________________
– продемонстрировал достижения________________________________
– столкнулся с такими трудностями_______________________________
– проявил инициативу __________________________________________
– сотрудничал с
– с наибольшим интересом составляла план действий по привлечению родителей школьников к воспитательной работе в классе._______________________________________
с наименьшим интересом____________________________________________
– в дальнейшем предполагаю_более_глубокую работу по этому вопросу._______________________________________