Общая характеристика учебного курса
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: “География Земли” и “География России”, в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке “География Земли”, курс “География.” 5- класс географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей
. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы для основного общего образования для 5-класса на изучение предмета отводится:
5 класс-1 час в неделю;
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса, отражающие их индивидуально-личностные позиции
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Освоения учебного курса
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
· овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
· осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
· сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):
Личностные УУД
· Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
· Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
· Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
· Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
· Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные УУД
· Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
· Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
· Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Коммуникативные УУД
· Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты освоения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
Предметные результаты (цели предмета)
Метапредметные результаты
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса “География” является формирование
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–8-е классы
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательныхдостижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-е классы
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
- Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–8-е классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
5–6-е классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-е классы
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
- Предметными результатами изучения курса “География” 5–9-х классах являются следующие умения:
Й класс
- Объяснять роль различных источников географической информации.
- Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.
- Формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды.
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
- Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.
- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- Определять на карте местоположение географических объектов.
- Определять роль результатов выдающихся географических открытий.
- Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Й класс
- Объяснять роль различных источников географической информации.
- Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.
- Объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы.
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- Определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.
- Различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил.
- Выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности.
- Выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
- Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.
- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- Определять на карте местоположение географических объектов.
- Формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды.
- Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Й класс
- Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
- Составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки.
- Выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения.
- Объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности.
- Определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран.
- Устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.
- Анализировать и оценивать информацию географии народов Земли.
- Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
- Различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
- Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
- Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Й класс
- Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.
- Объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
- Выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории.
- Приводить примеры закономерностей размещения населения, городов.
- Оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
- Анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений.
- Прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения.
- Составлять рекомендации по решению географических проблем.
- Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.
- Распределять по картам местоположение географических объектов.
- Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию.