ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ «НА ДНЕ» МАКСИМА ГОРЬКОГО В 11 КЛАССЕ.




ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫВ ШКОЛЕ

ПЗ

Параметры для сравнения Путь по ходу развития действия Проблемно-тематический путь
Количество часов, предлагаемых на изучение темы    
Выбор пути анализа в каждом из вариантов По ходу развития действия Проблемно-тематический; опирается на то, что ученики уже изучили отдельные произведения писателя – «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством». Биографический рассказ перед изучением комедии опирается на уже известные черты в облике писателя.
Методы и приемы анализа драматического произведения Словесные, практические, наглядные методы. Словесные, практические, наглядные методы. Сопоставление комедии «Ревизор» Гоголя с пьесой украинского писателя Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе».
ТЛП, осваиваемые или закрепляемые в процессе разбора пьесы и методику работы с ними драма, автор драматического произведения, герои драматического произведения, конфликт между героями драмы, пьеса, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; внесценические персонажи, внесценическое действия; комедия пьеса, комедия, водевиль, фарс, жанровое своеобразие пьесы; сатира; кульминация, композиция, конфликт, конфликт внешний, конфликт внутренний, развязка, конфликт в драматическом произведении, завязка, экспозиция, эпизод, принцип драматизированного финала, глубинный конфликт, комический конфликт
Работа над характеристикой образов литературных персонажей Знакомство с комедией следует начинать с работы над «Замечаниями для гг актёров (Характеры и костюмы)». Чтение кратких характеристик, которые даёт Гоголь основным персонажам комедии, сопровождается показом через эпидиаскоп иллюстраций Боклевского = > в сознании учащихся сразу возникают зрительные образы героев комедии, что значительно облегчит дальнейшее чтение пьесы. Сопоставление облика и имени даёт возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определённое впечатления о лицах, которым они принадлежат.   Во время чтения пьесы учитель комментирует отдельного персонажа, объясняя реалии того времени.   После чтения 1-го и 2-го явлений 1-го действия и объяснения незнакомых или малопонятных учащимся слов учитель предлагает классу несколько вопросов, которые помогут учащимся понять своеобразие характеров каждого из чиновников и общую обстановку в уездном городе.   В начале третьего урока учитель задаёт классу несколько вопросов, которые помогут проникнуть в характер Хлестакова. Первый вопрос (Чем был занят Хлестаков с утра, что он делал до своего возвращения в номер гостиницы?) требует отчётливого представления о характере Хлестакова в обстоятельствах, не обрисованных Гоголем. Этот вопрос и ответ на него помогает ученикам вжиться в характер персонажа, конкретно представить его себе.   Связный рассказ по иллюстрации А. Константиновского к «Ревизору» - «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда».   В том вздоре, который несёт Хлестаков во время знакомства с Анной Андреевной и Марьей Антоновной, необходимо уловить логику его характера.   Сравнение отдельного образа в разных действиях, явлениях.   Сопоставление характеров Анны Андреевны и Марьи Антоновны. Вопрос для домашнего задания «Чем похож и чем отличается Хлестаков от чиновников уездного города?».   Облик Хлестакова раскрывается через монолог Осипа и сцен в гостинице (1-е явление 2-го действия).   Перед уроком о Хлестакове учеников просили определить в нескольких словах характер гоголевского героя. Почти все ученики односторонне определяют характер Хлестакова.   Рассмотрение и обсуждение Иллюстраций Боклевского, Кардовского и Константиновского, изображающие Хлестакова вскрывают многогранность характера Хлестакова.   Обращение к разнообразию интонаций в речи городничего помогает понять многогранность его характера и ответить на вопрос «Почему же городничий поддаётся обману».  
Виды чтения, используемые на уроках Чтение учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, цитатное чтение в ходе обсуждения, чтение отдельных эпизодов и/или ситуаций Чтение учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, цитатное чтение в ходе обсуждения, чтение отдельных эпизодов и/или ситуаций
Организация самостоятельного (домашнего) чтения учащихся Дочитать всю комедию до конца (домашнее задание в конце 2 урока).   Прочесть 3-е действие комедии (домашнее задание в конце 3 урока).   Прочитать 4-е действие комедии и подготовить выразительное чтение отдельных явлений (домашнее задание в конце 4 урока).   Прочитать 5-е действие и подумать, в какой сцене происходит развязка комедии (домашнее задание в конце 5 урока). Перечитать 1-е и 2-е действие комедии (домашнее задание в конце первого урока).   Перечитать 3 – 5-е действия (домашнее задание в конце второго урока).   Просмотреть текст комедии (домашнее задание в конце третьего урока)
Роль проблемных ситуаций На заключительном этапе урока ставится проблемный вопрос, подводящий итог и обобщающий изучение комедии Проблемный вопрос звучит сразу же на первом урока, что подводит к дальнейшему неоднозначному восприятию пьесы и изучение пьесы в целом
Специфика работы по развитию речи учащихся Выразительное чтение отдельных явлений пьесы. Чтение монолога Осипа и сцен в гостинице (1-е явление 2-го действия) и работа над «партитурой чувств» к нему.
Форма организации самостоятельной деятельности учащихся Словесное воспроизведение сцены из спектакля (3 урок).   Написать небольшое сочинение «Моё впечатление от игры актёров в сцене из 2-го действия комедии Гоголя «Ревизор»» (домашнее задание после 3 урока по данной теме).   Связный рассказ по иллюстрации А. Константиновского к «Ревизору» - «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда».   В начале 5 урока одному из учеников нужно разложить иллюстрации к 4-му действию «Ревизора» в порядке развития событий. Предложение восстановить сюжет по иллюстрациям, участие в игре-викторине, сопоставление иллюстраций, написание ответов на вопрос учителя, а также сочинений.
Использование наглядности на уроках На первом уроке демонстрируются виды Петербурга, афиша первого представления комедии, портрет Гоголя, портреты актёров, исполнившие роли в первой постановке, обстановка театра.   По ходу прочтения пьесы учитель демонстрирует иллюстрации, которые отражают те или иные действия пьесы. На первом уроке учитель показывает портрет Гоголя, выполненный художником А. Венециановым Учитель показывает гравюры с театральными сюжетами, близкие по времени к Гоголю, и, демонстрируя их, разъясняет классу смысл неизвестных слов.   Акварель П. Каратыгина, изображающая Гоголя на одной из репетиций «Ревизора».   Иллюстрации к 1-му действию «Ревизора».   Иллюстрации Боклевского, Кардовского и Константиновского, изображающие Хлестакова.
Работа со сценической историей пьесы Полное погружение в обстановку того времени начинается на первого урока. Начинается с момента первого показа комедии «Ревизор» в театре и первой реакции публики на увиденное. История создания и появления пьесы даётся в обзоре творчества Гоголя. Даются воспоминания современников о работе Гоголя над пьесой и первой реакции после появления.
Виды художественно-творческой интерпретации комедии. Выразительно чтение отдельных явлений и/или событий. После чтения явления класс делает замечания исполнителям.   Ребятам можно предложить подумать от том, как на сцене следует показать «восхождение» городничего по лестнице славы и почёта.   Как передать изменение настроения героев пьесы в первых явлениях и при чтении письма Хлестакова?   Вопрос на заключительном занятии «Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора?». В начале второго урока четыре ученика (в целях экономии времени), вызванные к доске, готовят рассказ по иллюстрациям к 1-му действию «Ревизора». Учащиеся должны оправдать впечатления от иллюстраций текстом комедии. Такая работа восстанавливает содержание 1-го действия.   Викторина в начале 4-го урока перед анализом образа Хлестакова.   Сопоставление игры различных исполнителей роли Хлестакова.   Сопоставление различной актёрской интерпретации городничего.
Достоинства · естественность порядка разбора · следование за развивающейся мыслью автора · эмоциональность · рассмотрение произведения со всех сторон · раскрытие действия за действием перед учениками · можно проследить за развитием сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев, вглядываясь в художественную ткань произведения · зависит от поставленного вопроса перед началом изучения произведения
Недостатки · минимальная деятельность учеников (вопрос учителя – ответ ученика) · подробное рассмотрение только образа Хлестакова

 

 

ЛЗ

ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ«НА ДНЕ» МАКСИМА ГОРЬКОГО В 11 КЛАССЕ.

Путь анализа по ходу развития действия Проблемно-тематический путь анализа
Смысл названия и история создания драмы «На дне» М. Горького Специфические особенности жанра и конфликта драмы «На дне» М. Горького
«Три правды» в пьесе («Во что веришь — то и есть») Смысл названия и история создания драмы
Конфликт и система образов в драме «На дне» Вопрос о правде в драме Горького «На дне»
Новаторство Горького-драматурга Художественное своеобразие пьесы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: