Метод развития дарования по системе Сузуки




Теория множественного интеллекта

Еще 50-100 лет назад система образования не ставила перед собой задачу как можно эффективнее реализовывать потенциал каждого отдельно взятого ученика, а сейчас это практически стало целью для всего мирового сообщества. Причем тема развития интеллекта обратила на себя пристальное внимание не только непосредственно специалистов в сфере образования, но и таких, казалось бы, неожиданных организаций, как банки экономического развития и даже правительства отдельных стран. В мире быстро распространилась идея о том, что счастье, успех и прогресс тесно связаны с доступностью качественного образования для всех слоев населения, особенно для детей. Например, Роберт С. Макнамара, некогда президент Всемирного банка, уже в 1980 году выступил с речью, главный тезис которой звучал так: «Развитие – это, несомненно, не экономический прогресс, который измеряется объемами валового национального продукта. Это нечто более фундаментальное: развитие человека, т.е. реализация его врожденного потенциала». Он также отметил, что развитие каждого человека способствует экономическому развитию не меньше, чем капиталовложения в производство. Сегодня задача ученых, изучающих структуру мышления, состоит в том, чтобы предложить максимально эффективный набор методик и инструментов применения теории множественного интеллекта и дать рекомендации, как добиваться положительных результатов в обучении детей с самыми разными способностями и врожденными талантами.

Девять основных видов интеллекта – это попытка Говарда Гарднера выделить основные сферы, в которых большинство детей обладают потенциалом для больших достижений. Причем это относится и к тем детям, которых принято считать одарёнными, и к тем, кто просто имеет склонности к тому или иному занятию. Таким образом, теория применима практически ко всем.

Интеллектуальные способности, будь то лингвистические, музыкальные, логико-математические или любые другие, активизируются разными способами. Но не стоит забывать, что, даже если с когнитивными процессами ученика всё хорошо, образование не всегда может давать нужный результат в силу мотивационного, ценностного или культурного контекста. Поэтому изучение и анализ конкретных примеров применения теории множественного интеллекта на практике имеют некоторую погрешность, потому что такие факторы, как мотивация личность и ценности в них не учитываются.

Но, тем не менее, в мире существует методики обучения, которые задействуют разные интеллекты.

Метод развития дарования по системе Сузуки

В 1989 году в Японии, в городе Мацумото, состоялся концерт, в котором приняли участие ученики Центра развития дарования Сузуки. Дети разных возрастов: от малышей, едва державших в руках скрипку, до подростков – виртуозно исполняли произведения классической музыки, которые в западных системах образования считаются сложными даже для взрослых музыкантов. Самым младшим исполнителям было всего по три-четыре года, такой возраст наводит скорее на мысли, что эти дети – вундеркинды, т.е. дети, которым повезло с наследственностью. Но на самом деле всё это – результат развития предрасположенности к музыке с помощью специального образования.

Шиничи Сузуки – японский скрипач. Он разработал метод музыкального образования, не имеющий аналогов, обучение детей начинается буквально с самого рождения. Ключевой фигурой в обучении становится мама ребенка, которая должна постоянно подталкивать его к развитию. В течение первого года жизни дети ежедневно прослушивают классическую музыку. Когда малышу исполняется год, матери нужно выбрать 20 небольших мелодий, из которых в будущем будет состоять его первая программа обучения, прослушивать эти композиции ребенок должен регулярно. Примерно в двухлетнем возрасте, ребенок начинает посещать групповые занятия, объединяющие детей разных возрастов. На этих занятиях отдается предпочтение играм, упражнениям, коротким выступлениям старших товарищей. Дети слушают друг друга, но ни в коем случае не конкурируют, никаких соревнований не предусматривается. Обучение продолжается и дома, где родители обязаны всеми способами поощрять музыкальное любопытство ребенка, а чаще всего поначалу и обучаются вместе с ним. Программа построена таким образом, что дети сами постоянно испытывают интерес и удовольствие от всего, что связано с музыкой. Каждый шаг обучения продуман до мелочей и не вызывает трудностей, он происходит практически интуитивно. Детей учат слышать красивое звучание и добиваться его. Это похоже на практику дзен-буддизма, ребенок может повторять музыкальное произведение по тысяче раз, только чтобы прочувствовать, что такое идеальное звучание. Вся эта система обучения приводит к тому, что к шести годам дети могут целиком сыграть концерт Вивальди, к десяти – Моцарта, что даже и не снится представителям западных музыкальных школ.

Сузуки сосредоточился на развитии одного вида интеллекта – музыкального. Но его подход применим практически к любой сфере искусства. Он показал насколько важна повышенная сензитивность первых лет жизни – музыка с рождения «витает в воздухе», ребенок учится ей так же естественно, как родному языку. Также примечательно использование межличностной модели мышления в обучении – отношения ребенка и матери становятся залогом повышения мотивации и стремления.

Конечно, этот метод обучения легко подвергнуть критике хотя бы за то, что с самого рождения детям практически не оставляют выбора, но многие приверженцы этой системы развития навыков готовы пойти на это, потому что результаты такого образования поистине феноменальные.

В итоге суть этого метода состоит в том, что обучение конкретному навыку происходит быстрее, если задействовать все модели восприятия. Дети говорят о музыке (лингвистический интеллект), анализируют музыку (логико-математический), взаимодействуют друг с другом с помощью музыки (межличностный) и так далее. Такой тип обучения становится популярным и в большей или меньшей степени поощряется современными системами образования.

Теория множественного интеллекта привлекательна тем, что она помогает учителям реализовывать те цели, которые считаются приоритетными в современном мире:

-индивидуализация процесса обучения;

- создание благоприятных условий для отстающих учеников, не исключая их из общего процесса;

- обоснование необходимости обучения всем видам искусства;

- усиление междисциплинарных связей;

- поиск новых способов оценивания развития.

Что касается конкретных рекомендаций по внедрению теории Гарднера в обучение, то на основе опыта многих учителей по всему миру можно выделить некоторые виды деятельности в процессе обучения:

1. Развивающие лингвистический интеллект: работа с пересказом текстов, воспроизведение информации своими словами, игры в слова, обогащающие лексикон дискуссии, истории, написание эссе – в общем, с развитием этой модели мышления в наших школах особых проблем нет;

2. Развивающие логико-математический интеллект: поиск закономерностей, классификация информации, составление таблиц, списков, схем, сравнение и анализ, логические игры – это тоже довольно распространенная модель обучения;

3. Развивающие визуально-пространственный интеллект: искусство, рисование, создание макетов, проектов, графическое оформление информации на уроках, использование цвета, презентаций – сложно представить, чтобы, например, математику дети изучали с помощью рисунков, а между тем практика показывает, что это существенно повышает эффективность занятий;

4. Развивающие музыкальный интеллект: сочинение и исполнение песен на тему урока, подбор музыки, музыкальные презентации;

5. Развивающие телесно-кинестетический интеллект: рукоделие, подвижные игры, пантомимы;

6. Развивающие межличностный интеллект: работа в команде, коллективное обсуждение темы, общие проекты;

7. Развивающие внутриличностный и экзистенциальный интеллекты: написание эссе, выражение своего мнения, самостоятельная работа, оценка собственных результатов, работа над ошибками, психологические тренинги.

Сейчас многие методики обучения призывают к тому, чтобы вне зависимости от предмета изучения задействовать как можно больше видов интеллекта. В классах, в которых уроки были построены на основе разных видов деятельности, присущих разным типам мышления, повысилась успеваемость, улучшилось восприятие и усвоение новой информации, у детей развивались новые навыки, улучшались отношения внутри коллектива. Всё это в целом способствует более гармоничному развитию личности, к чему, собственно, и стремится образовательная система.

Да, безусловно планирование уроков с учётом, как минимум, семи разных способов мышления, усложняет работу учителя. Но достоинства теории неоспоримы и хотелось бы верить, что внедрение такой системы обучения станет первостепенной задачей в современном мире.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: