Основы государственной службы в РФ




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Основы государственной службы в РФ

2. Система должностей и классных чинов государственной службы в РФ

3. Подготовка и повышение квалификации государственных служащих в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

Служащий – это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций. Отношения службы связаны с определенным видом социальной деятельности – управленческой деятельностью, которая осуществляется как в государственной, так и негосударственной сфере (муниципальная служба, служба в платном аппарате коммерческих и некоммерческих организаций)[1].

В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ особо выделяется государственная служба как важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства.

В данной работе анализируется система государственных должностей и классные чины государственной службы в РФ. Для этого в первой главе описываются основы системы государственной службы в РФ. Во второй главе анализируется квалификация государственных должностей и классных чинов. Поскольку уровень занимаемой должности и степень чина зависят от подготовки государственного служащего, в третьей главе изучается система подготовки и переподготовки государственных служащих РФ.


Основы государственной службы в РФ

 

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции граждане России имеют равный доступ к государственной службе.

Данное конституционное положение соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.

Среди задач, которые предполагается решить в процессе проводимой в стране административной реформы, особое место занимает реформирование государственной службы. Цель реформирования – кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создания целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей[2].

Федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)», была констатирована необходимость разработки и принятия ряда приоритетных федеральных законов и иных нормативных правовых актов (о системе государственной службы Российской Федерации, о видах государственной службы, о местном самоуправлении и муниципальной службе и других).

Первым из числа названных законодательных актов был принят Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы» (далее – Закон о системе государственной службы), которым определены правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. Наиболее серьезный интерес представляет ряд положений Закона о системе государственной службы, имеющих определяющее значение для правового регулирования государственной гражданской службы.

Так, Законом о системе государственной службы (ст. 2) установлено, что государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы, составляющих наряду с военной службой и правоохранительной службой систему государственной службы. Также определено, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. При этом правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Что касается правового регулирования государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, то оно находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации.

Важной новеллой Закона о системе государственной службы (ст. 5)[3] является впервые данное на федеральном уровне понятие государственной гражданской службы как вида государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Одновременно в Законе о системе государственной службы четко разграничены понятия федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В частности, определено, что федеральная государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Государственная же гражданская служба субъекта Российской Федерации также является профессиональной служебной деятельностью граждан, но только на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Кроме того, Законом о системе государственной службы определен ряд принципиальных вопросов государственной гражданской службы, включая, в частности, такие, как порядок утверждения перечней должностей федеральной государственной гражданской службы (п. 2 ст. 9), порядок утверждения реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 9), определение федерального государственного служащего (п. 1 ст. 10), определение государственного служащего субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 10) и другие.

В то же время, как следует из Закона о системе государственной службы, ряд важных вопросов государственной гражданской службы должен регулироваться соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Федеральный закон «О Государственной гражданской службе Российской Федерации» №79 был принят 27 июля 2004 г. (далее – Закон).

Данное в Законе (ст. 3) понятие государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) идентично соответствующему определению, закрепленному в п. 1 ст. 3 Закона о системе государственной службы. В то же время безусловной новеллой Закона является предлагаемое в ст. 13 понятие гражданского служащего, как гражданина Российской Федерации, взявшего на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Здесь же установлено, что гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из требований п. 4 ст. 10 Закона о системе государственной службы в главе 3 «Правовое положение (статус) гражданского служащего» Закона определены:

а) основные права и обязанности гражданского служащего (ст. 14, 15);

Гражданский служащий имеет право на:

· обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

· ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

· отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

· оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

· получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

· доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

· доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

· ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

· защиту сведений о гражданском служащем;

· должностной рост на конкурсной основе;

· профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Законом и другими федеральными законами;

· членство в профессиональном союзе;

· рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами;

· проведение по его заявлению служебной проверки;

· защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

· медицинское страхование в соответствии с настоящим Законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

· государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

· государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий обязан:

· соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

· исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

· исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

· соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

· соблюдать служебный распорядок государственного органа;

· поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

· не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

· беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

· представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

· соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Законом и другими федеральными законами;

· сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

б) ограничения и запреты на гражданской службе (ст. 16, 17);

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

· признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

· осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

· отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

· наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

· близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

· выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

· наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

· представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

· непредставления установленных настоящим Законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданскому служащему запрещается:

· участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

· замещать должность гражданской службы в случае:

1. избрания или назначения на государственную должность;

2. избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

3. избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

· осуществлять предпринимательскую деятельность;

· приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

· быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другими федеральными законами;

· получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

· выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

· использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

· разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

· допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

· принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

· использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

· использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

· создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1. замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;

2. разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

в) требования к служебному поведению гражданского служащего (ст. 18);

г) порядок урегулирования конфликта интересов (ст. 19);

д) обязательства по ежегодному представлению представителю нанимателя сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 20).

На основе совершенствования действующей системы оплаты труда государственных служащих и творческого использования некоторых условий оплаты труда в иных видах государственной службы предусмотрено, что в состав денежного содержания, как основного средства материального обеспечения и стимулирования результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, включаются такие компоненты, как

а) оклад месячного денежного содержания (то есть совокупность должностного оклада и оклада за классный чин);

б) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за выслугу лет на гражданской службе (в размере до 70%);

в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в размере до 150% должностного оклада);

г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

д) премии по результатам профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

е) премии за выполнение особо важного и сложного задания;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Глава 11 Закона закрепляет в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих систему государственных гарантий для них. Представляется, что определенной новеллой главы 11 является введение в ст. 53 при определенных условиях дополнительных государственных гарантий гражданским служащим.

В ходе своей деятельности государственные служащие могут нести уголовную, административную, материальную и дисциплинарную ответственность.

По мнению Нерсесянца в Законе в значительной степени реализуются все активнее высказываемые в научной литературе предложения об обеспечении «отзывчивой, повернутой к нуждам граждан модели организации государственной службы», основанной на закрепленной в Конституции Российской Федерации норме о приоритете прав и свобод личности[4].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: