Тема 2. Психофизиологические механизмы речи
Вопрос: Анатомо-физиологические механизмы речи
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
П.К. Анохин – выдающийся отечественный физиолог, философ и психолог – предложил универсальную схему функциональной системы (с выделением структурно-образующих «блоков»):
Универсальная схема деятельности как функциональной системы
(по П. К. Анохину)
Анатомо-физиологические механизмы речи (актуализировать материал учебной дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи»)
Строение речедвигательного анализатора
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
ЦентральныйПериферический
(регулирующий) (исполняющий)
кора головного мозга
дыхательный (энергетический)
артикуляторный (резонаторный)
голосообразующий (генераторный)
Строение речеслухового анализатора
Центральный отдел Периферический отдел Проводниковый отдел
· центральный (в височной области коры доминантного полушария – центр Вернике – область коры в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которого человек перестает понимать слова при нормальном слухе – слышит слова, но не понимает их смысла);
· периферический (наружное, среднее, внутреннее ухо);
· проводниковый (слуховые нервы).
Функция речеслухового аппарата – осуществление восприятия звучащей речи на базе сформированного в онтогенезе слуха. Слух – основа для развития речи.
Вопрос: Нейрофизиологические механизмы речи
А. Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга
включает подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области – подкорковые образования). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствование состояние – дает возможность длительно осуществлять избирательные формы деятельности. |
включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы. Их поражение приводит к нарушению приема и переработки зрительной или слуховой информации. |
2) Второй блок
В его структуре выделяются первичные, вторичные и третичные зоны. Состоит из трех зон:
· принимает чувствительную информацию от определенных органов чувств; Первичные зоны — это проекционные зоны коры, нейроны которых обладают чрезвычайно высокой специфичностью. В них происходит прием чувственной информации от определенных органов чувств. |
· третичные – выполняют аналитико-синтетическую функцию, интеграцию. Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов анализаторов, выполняют функцию анализа, синтезирования, интеграции полученной чувственной информации различных модальностей. |
· вторичные – осуществляют анализ этих воздействий, полученных от первичных зон; Первичные и вторичные зоны представляют собой корковый отдел того или иного анализатора (зрительного, слухового и др.). |
e [3201]" strokecolor="black [3200]" strokeweight="2pt">
блоквключает кору передних отделов больших, полушарий (моторную, премоторную и префронтальную области), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности. |
Речевая деятельность осуществляется совместной работой всех блоков.
Лобная доля (центр Брока):
Ø обеспечивает движение языка;
Ø обеспечивает качество произношения звука;
Ø отвечает за планирование будущей речи.
Височная доля (центр Вернике) обеспечивает:
Ø фонематическое восприятие;
Ø узнавание звуков речи;
Ø расставление звуки в нужном порядке;
Ø понимание звуков, произносимых другим человеком;
Ø лексико-грамматические конструкции высказывания.
Теменная доля:
Ø Отвечает за смысл речи.
Вопрос: Психолингвистические механизмы речи
Схема общей структуры речевой деятельности с учетом основных составляющих ее компонентов, предложенная И.А. Зимней.
Зимняя Ирина Алексеевна в 1978 году выделила уровни порождения речевого высказывания:
1) Мотивационно-побуждающий
2) Формирующий
А) смыслообразующая фаза;
Б) формулирующая фаза
3) Реализующий