Вопрос: Психолингвистические механизмы речи




Тема 2. Психофизиологические механизмы речи

Вопрос: Анатомо-физиологические механизмы речи

Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.

П.К. Анохин – выдающийся отечественный физиолог, философ и психолог – предложил универсальную схему функциональной системы (с выделением структурно-образующих «блоков»):

Универсальная схема деятельности как функциональной системы

(по П. К. Анохину)

Анатомо-физиологические механизмы речи (актуализировать материал учебной дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи»)

Строение речедвигательного анализатора

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ

 


ЦентральныйПериферический

(регулирующий) (исполняющий)

кора головного мозга

дыхательный (энергетический)

артикуляторный (резонаторный)

голосообразующий (генераторный)

 

 

Строение речеслухового анализатора

Центральный отдел Периферический отдел Проводниковый отдел

· центральный (в височной области коры доминантного полушария – центр Вернике – область коры в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которого человек перестает понимать слова при нормальном слухе – слышит слова, но не понимает их смысла);

· периферический (наружное, среднее, внутреннее ухо);

· проводниковый (слуховые нервы).

Функция речеслухового аппарата – осуществление восприятия звучащей речи на базе сформированного в онтогенезе слуха. Слух – основа для развития речи.

Вопрос: Нейрофизиологические механизмы речи

А. Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга

включает подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области – подкорковые образования). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствование состояние – дает возможность длительно осуществлять избирательные формы деятельности.  
1) Первый блок

 

включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы. Их поражение приводит к нарушению приема и переработки зрительной или слуховой информации.


2) Второй блок

 

В его структуре выделяются первичные, вторичные и третичные зоны. Состоит из трех зон:

· принимает чувствительную информацию от определенных органов чувств; Первичные зоны — это проекционные зоны коры, нейроны которых обладают чрезвычайно высокой специфичностью. В них происходит прием чувственной информации от определенных органов чувств.  
· третичные – выполняют аналитико-синтетическую функцию, интеграцию. Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов анализаторов, выполняют функцию анализа, синтезирования, интеграции полученной чувственной информации различных модальностей.  
· вторичные – осуществляют анализ этих воздействий, полученных от первичных зон; Первичные и вторичные зоны представляют собой корковый отдел того или иного анализатора (зрительного, слухового и др.).  

 

 


e [3201]" strokecolor="black [3200]" strokeweight="2pt">

блоквключает кору передних отделов больших, полушарий (моторную, премоторную и префронтальную области), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.  
3) Третий блок

 

 

Речевая деятельность осуществляется совместной работой всех блоков.

Лобная доля (центр Брока):

Ø обеспечивает движение языка;

Ø обеспечивает качество произношения звука;

Ø отвечает за планирование будущей речи.

Височная доля (центр Вернике) обеспечивает:

Ø фонематическое восприятие;

Ø узнавание звуков речи;

Ø расставление звуки в нужном порядке;

Ø понимание звуков, произносимых другим человеком;

Ø лексико-грамматические конструкции высказывания.

Теменная доля:

Ø Отвечает за смысл речи.

Вопрос: Психолингвистические механизмы речи

Схема общей структуры речевой деятельности с учетом основных составляющих ее компонентов, предложенная И.А. Зимней.

Зимняя Ирина Алексеевна в 1978 году выделила уровни порождения речевого высказывания:

1) Мотивационно-побуждающий

2) Формирующий

А) смыслообразующая фаза;

Б) формулирующая фаза

3) Реализующий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: