ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА




Пояснительная записка

Педагогическая практика является одним из важных звеньев профессиональной подготовки. Она позволяет связать теоретическое обучение с практической деятельностью по выполнению обязанностей педагога в общеобразовательной школе и других типах детских учебно-воспитательных учреждений. В процессе педагогической практики совершенствуются профессиональные умения и навыки слушателей курсов переподготовки.

Целью педагогической практики является дальнейшее формирование профессиональных умений и навыков, необходимых учителю в работе по обучению биологии и воспитанию молодежи, развитие интереса к профессии учитель, формирование самостоятельного и творческого подхода к выполнению функций учителя.

Задачи педагогической практики:

-углубить и применить на практике теоретические знания, полученные при изучении специальных дисциплин, методики биологии и географии, педагогики, психологии, используя для этого различные приемы и методы;

-овладеть методикой подготовки и проведения уроков биологии и географии;

-планировать и проводить учебно-воспитательную работу в школе, проявлять творческую инициативу в решении задач по воспитанию учащихся;

-правильно сочетать педагогическое руководство взрослых с самоуправлением школьников, поощряя и развивая инициативу и самостоятельность учащихся;

-наблюдать, анализировать и обобщать опыт, накопленный педагогическим коллективом школы;

-проводить внеклассную работу по биологии и географии;

-развитие интереса к предмету, творческого подхода к деятельности учителя;

-изучение активных форм и методов учебно-воспитательной работы по биологии и географии;

-приобретение специальных методических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности учителя.

Во время учебной педагогической практики осуществляется:

Ознакомление слушателей с общей организацией учебной и воспитательной работы ОУ, класса, группы, путем наблюдения, бесед с директором школы, его заместителями, классными руководителями, учителями.

Овладение методикой наблюдения учебно-воспитательного процесса, соотнесения наблюдаемого с изучаемым теоретическим материалом.

Воспитание профессиональных качеств будущего учителя.

Установление связи между теоретическими знаниями, полученными при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин, и практикой.

Общение с детьми, изучение их возрастных особенностей, специфика учебно-воспитательной работы с учащимися разных возрастов.

Выполнение заданий по возрастной и педагогической психологии, а также школьной гигиене.

Развитие навыков анализа и обобщения передового педагогического опыта.

В процессе практики слушатели должны овладеть следующими умениями:

-Наблюдать и планировать учебную и воспитательную работу в школе.

-Разрабатывать и проводить стандартные уроки любого типа.

-Доступно излагать материал, учитывая возрастные особенности учащихся.

-Определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

-Организовать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определить последовательность работы, привлечь, или сформировать актив, помочь выбирать наиболее эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов).

-Изучить личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса.

-Проводить отдельные виды учебно-воспитательной работы с учащимися (классные часы, организация дежурства в классе и по школе).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Будущие учителя биологии и географии должны четко представлять основные виды деятельности, которые им придется выполнять во время педагогической практики, а в дальнейшем в своей работе: анализировать программы по биологии, географии, учебники, различные средства обучения. На этой основе, с учетом возрастных особенностей учащихся, планировать свою работу и учить планировать учебную работу учеников, организовывать различные виды деятельности учащихся, помогать их выполнять и управлять ими, оценивать свою деятельность и деятельность учащихся.

Важный вид деятельности будущего учителя – тематическое и календарное планирование учебного материала, планирование уроков, занятий кружка, или факультатива. На основе четко сформулированных целей обучения и поставленных учебных задач, учитель конструирует урок, основные моменты которого находят отражение в развернутом плане-конспекте урока.

Организация деятельности учащихся на уроках и других видах занятий и управление этой деятельностью на разных ее этапах. Поддержание дисциплины в классе, организация самостоятельной работы с различным учебным материалом, подготовка рефератов, докладов, организация диспутов, организация и проведение опытов и наблюдений. Управление деятельностью учащихся может осуществляться двумя путями:

-косвенное управление – через соответствующий набор учебного материала и средств обучения;

-прямое управление – через формирование определенных учебно – познавательных действий и действий контроля и самоконтроля.

Организация различных форм контроля: устный опрос, контрольные работы, обучающие лабораторные работы, тестирование. Будущий учитель, должен непрерывно учиться этой деятельности. Точная постановка вопроса, или системы вопросов, комментирование ответов учащихся, составление планов ответов учениками, анализ ответов школьников одноклассниками – вот некоторые виды этой деятельности. Формирование самооценки учащихся осуществляется путем анализа ошибок в своей работе на основе образа решения, предписания и др.

Слушатели посещают и анализируют уроки учителей биологии и географии той школы, где проходят практику, а также приветствуется взаимное посещение.

Структура и содержание педагогической практики по методике преподавания биологии и географии

Общая трудоемкость учебной практики составляет ___ часов.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Сроки
                Установочная конференция (проводится на факультете).   Пассивная практика     Активная практика   Оформление отчета о практике     Итоговая конференция       Распределение студентов по школам; знакомство с программой практики, с задачами и содержанием педагогической практики     Выход в школу с групповым руководителем; - встреча с администрацией школы, - экскурсия по школе; - определение классов для работы; - посещение и анализ уроков учителя биологии и географии; знакомство с его педагогическим опытом (не менее 10 уроков); - посещение уроков других учителей в выбранном классе, педагогическое наблюдение за учащимися, изучение ученического коллектива (не менее 3 уроков); - беседы с классным руководителем о психолого-педагогических особенностях учащихся; знакомство с функциями классного руководителя.   Разработка тематического плана уроков, а также разнообразных форм их проведения таких, как экскурсии, лекции, семинары, интегрированные уроки и др.; определение количества практических работ и их места в структуре изучения темы; - проектирование уроков, разработка дидактических материалов к ним и оформление планов-конспектов; - самостоятельное проведение уроков биологии и географии (не менее 10 уроков); - предметно-методический и психолого- педагогический анализ уроков, данных студентом; - разработка и проведение внеклассного мероприятия по биологии и географии; - помощь учителю биологии, географии в составлении, оформлении и проверке индивидуальных заданий, контрольных работ, в изготовлении дидактического материала (карточек, плакатов, таблиц), в подборе раздаточного материала, в составлении коллекций и т. п., а также в оформлении кабинета биологии; освоение деятельности классного руководителя: знакомство с планом воспитательной работы, определение воспитательных мероприятий, проводимых совместно с классным руководителем, помощь в выполнении функций классного руководителя; проведение воспитательной работы в классе; Подготовка и оформление отчета по практике; получение студентами всех оценок, заполнение бланка «отзыв» о работе; сдача отчетности факультетскому руководителю;   Подготовка сообщения на итоговую конференцию анализ выполнения заданий по практике, предлагаемых кафедрой педагогики; итоги выполнения психолого-педагогического исследования; оценка и анализ деятельности слушателей на практике. Аттестация слушателей.      

Посещение уроков

дата предмет класс Краткие сведения об уроке (предмет, тема, отзыв) Оценка работы учащихся на уроке (уровень активности учащихся, актуализация знаний, умений и навыков) Подпись учителя
             
             
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
               
             
           
           
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
           

Рабочий план педагогической практики

 

Уроки, время понедельник вторник среда четверг пятница суббота
             
             
             
             
             
             

 

Проведенные уроки

 

Дата Класс Содержание урока (тема, цель, задачи, тип) Самоанализ, самооценка Примечания и оценка учителя предметника или методиста
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Отчет студента

Отчет составляется в форме самоанализа выполненной работы в период педпрактики по следующим критериям: количественные данные о проведенных и посещенных уроках, обобщенный критический отзыв о работе в целом, выводы, предложения, замечания.

 

 

Комплексная оценка деятельности студента - практиканта в качестве учителя предметника

Нижеследующие умения оцениваются в баллах от 1 до 3

Умения Учитель биологии Учитель географии
1. Определять тип урока
2. Формулировать задачи урока
3. Подбор учебного материала и качество презентации
4. Выбирать оптимальные способы и приемы ознакомления с новым материалом
5. Определять типы, виды, качество, последовательность и интенсивность заданий на уроке
6. Организация способов контроля знаний, умений, навыков
7. Создавать учебно-речевые ситуации с учетом личностной индивидуальности учащихся
8. Выбирать оптимальные приемы, активизирующие познавательную активность и интерес учащихся
9. Целесообразность использования наглядных средств и ТСО
10. Креативность в подготовке к урокам
Планировать и организовывать релаксационные моменты на уроке
Проявлять профессиональные качества: самообладание и такт, убедительная и грамотная речь, самоорганизованность и ответственность, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность
Адекватно реагировать на корректирующие замечания и учитывать их в дальнейшей работе
Работать с отчетной документацией (план-конспект урока, тематический план)

Итого:

Подпись учителей предметников:

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!