Имена существительные | Глаголы | Имена прилагат-е | Наречия | Имена числительные | Служебн. слова |
чаще употребляются в именительном падеже, т.к. именно так взрослый называет предметы, игрушки («стол», «чашка», «мяч» и т.д.). Постепенно начинают появляться множественное число существительных, винительный падеж. | Чаще глагол используется как инфинитив или императив и не согласуется с существительным. Значительно позднее появляется согласование субъекта и предиката в числе, потом в лице и роде | Прилагательные используются в ограничен-ном количестве и обозначают величину, цвет, вкус, качество предметов. Сначала усваивается именитель-ный падеж прилагатель-ных. | К 2 годам 8 месяцам дети используют много наречий, выражающих разные отношения: «там», «здесь», «туда» (место); «сейчас», «скоро» (время); «много», «еще» (количество); «надо», «можно» (модальность); «горячо», «холодно» (температура); «вкусно», «горько» (вкус); «хорошо», «плохо» (оценка). | появляются позже и усваиваются медленно. «Два» и «три» появляются в трем годам, а «четыре» и «пять» - ближе к четырем годам. | появляются поздно и в определенной последовательности. В 2 года 1 мес. - 2 года 3 мес. - предлоги: «в, на, у, с»; 2 года 3 мес. - 2 года - предлоги; простые употребляются верно; союзы: «если, чтобы»; 3-4 года - предлоги: «по, до, вместо, после»; союзы: «куда, сколько, что». |
Количественный состав словаря |
По данным Е. А. Аркина | |
1 год | 9 слов |
1 год 6 мес. | 39 слов |
2 года | 300 слов |
3 года 6 мес. | 1110 слов |
4 года | 1926 слов |
6 лет | 4000 слов |
По данным В. Штерна | |
1 год 5 мес. | 100 слов |
2 года | 300 – 400 слов |
3 года | 1000 – 1100 слов |
4 года | 1600 слов |
5 лет | 2200 слов |
|
По данным Ш. Бюллера | ||
Возраст | Минимальный запас | Максимальный запас |
1 год | 3 слова | 58 слов |
1 год 5 мес. | 44 слова | 383 слова |
2 года | 45 слов | 1227 слов |
2 года 6 мес. | 171 слово | 1509 слов |
Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь (слова, которые ребенок знает, понимает их значение) и активный словарь (слова, которые ребенок использует в общении с окружающими). В норме пассивный словарь преобладает над активным. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развития общения с окружающими людьми приводит к постепенному количественному росту словаря.
Для иллюстрации количественного и качественного состава словаря детей приводятся данные исследования А.Н. Гвоздева, опубликованные в книге «Вопросы изучения детской речи» (1961). По этим материалам Н.С. Жукова составила схему системного развития нормальной детской речи (см. материалы лекции темы 4)
Задание для студентов: составить таблицу (с опорой на схему нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву) Тема 4) «Усвоение частей речи», колонки: возраст и усвоение частей речи)!
А.А. Леонтьев, Н.Г. Комлев, Н.Я. Уфимцева и др. выделяют следующие основные компоненты значения слова:
- Денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей предмета (денотата). Для обозначения предметной соотнесенности слов применяется термин «денотат»;
- Понятийный, или лексико-семантический компонент, отражающий формирование понятий, связи слов в языковой системе, т.е. сигнификата. Для обозначения понятийной соотнесенности слов применяется термин «сигнификат»;
|
- Коннотативный компонент, определяющий эмоциональное отношение ребенка к значению слова;
- Контекстуальный компонент, обусловлен различными типами ситуаций, контекстов.
Вопрос: последовательность формирования обобщающей функции слова
Л.П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу:
Стадия | Возраст | Степень обобщения |
от 1 до 2 лет | обобщенные имена и названия единичного предмета; дети усваивают слова, соотнося название только с конкретным предметом, таким образом, слова являются для них такими же именами собственными, как и имена людей; | |
2 года | ребенок усваивает слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающие значения наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных; | |
3 года | начинают усваивать слова второй степени обобщения, обобщающие родовые понятия («игрушка», «посуда», «одежда»), передающие обобщенно название предметов, действий, признаков в форме имени существительного («полет», «плавание», «чернота», «краснота»); | |
5-6 лет | дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения («растение» - «деревья», «травы», «цветы»; «движение» - «бег», «плавание», «полет»; «цвет» - «чернота», «белизна»), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения. |
А.И. Лаврентьева, изучая особенности лексико-семантической системы у детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.
|
На 3 этапе ребенок осознает сходство опред. элементов ситуации и объединяет лексемы втематические группы. |
На 4 этапе происходит преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. |
На 2 этапе формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы - ситуационные поля. |
На первом этапе словарь ребенка представляет собой бессистемный набор лексем. |