Структура тела – основополагающий, но практически не обсуждаемый аспект танго.
То, с чего следовало бы начинать – зачастую узнают случайно и спустя годы.
Давайте это исправим.
Дисклеймер
По большому счету, я не имею никакого морального права писать на эту тему – в одной только Украине сотни людей разбираются в этих вопросах лучше меня.
Оправдывает меня лишь то, что об этом не только не пишут, но зачастую даже и не говорят.
Более того – есть люди, танцующие много лет (в том числе и преподаватели), которые не умеют толком выстраивать структуру – мысля только в рамках постуры. Те же, кто умеет – часто не могут простым и понятным языком объяснить, как они это делают.
Кроме того, когда возникла идея написания этой заметки, я обсудил основные мысли с матерыми преподавателями и убедился, что мое видение в целом соответствует действительности.
Танго-структура – это то, что делает нашу постуру живой, информативной и функциональной.
Все мы все слышали о том, что нужно:
· Давить в пол и тянуться вверх.
· Отталкиваться от пола этажом ниже.
· Делать низ тяжелым, а верх легким.
· Быть максимально расслабленным, но в тонусе.
Но если нет понимания, что конкретно делать со своим телом – все это звучит просто как абстрактная бессмыслица. С таким же успехом можно пытаться «ходить как старые милонгеро» или «слушать музыку сердцем» - звучит красиво, но толку никакого.
Так вот, все эти противоречивые установки можно не только понять и прочувствовать, но и делать автоматически (не задумываясь) – если поддерживать правильную структуру в теле.
Что же это за структура такая?
Фактически, это «внутренняя» работа мышц, которая обеспечивает необходимый и направленный тонус в теле, позволяющий эффективно взаимодействовать с партнершей и полом.
Иначе говоря, если постура – то, как мы стоим, то структура – то, как мы распределяем работу мышц в этой постуре.
На базовом уровне разобраться с постурой проще – это форма, которую видно со стороны и можно в какой-то мере перенять вообще без объяснений. Конечно, идеальная постура выстраивается годами, но грубые ошибки здесь допустить сложно.
Со структурой ничего подобного не выйдет – человек с хорошей структурой и человек совсем без структуры (при условии, что оба стоят в одинаковой постуре) – внешне будут отличаться незначительно.
В сущности, постура и структура независимы друг от друга:
|
· Можно стоять в постуре и при этом совершенно не иметь структуры – такой вариант характерен для новичков.
· Можно, находясь в правильной постуре, быть в некотором тонусе, но все еще не иметь хорошей структуры – это распространенный случай.
· И самый забавный вариант: можно, находясь совершенно вне постуры, сформировать более-менее правильную структуру (на практике не встречается, но в качестве упражнения реализуемо).
Естественно, не один из этих вариантов нам не подходит: нужно стремиться к правильной постуре с хорошей структурой – они отлично дополняют друг друга.
Зачем это вообще нужно?
Грубо говоря, танго без структуры – только имитация танца.
Тогда это вырождается в набор отдельных элементов: вот я веду тебя на болео, жду пока ты его самостоятельно сделаешь, веду на следующий элемент и т.д. – это уже, прости господи, бальные танцы какие-то. С таким же успехом можно давать команды голосом.
Если же у обоих партнеров структура есть, то получается нечто принципиально иное: любое движение партнера тут же отражается в партнерше и наоборот. В идеале, нет никаких элементов и связок, каждое мгновение партнеры воздействуют друг на друга, слушают друг друга, следуют друг за другом – энергия непрерывно циркулирует внутри пары, а те же болео вылетают просто как побочное следствие этой циркуляции.
Более того, большая часть сложного импровизационного взаимодействия в паре осуществляется не за счет какого-то особо хитрого ведения, а за счет поддержания качественной структуры обоими партнерами.
Пример из личного опыта: я долго не мог разобраться с удвоениями, думая, что мне необходима какая-то особая техника ведения и точное попадание в тайминг.
Конечно, и ведение и тайминг нужны, но они бесполезны, без хорошего непрерывного контакта в паре, которое и обеспечивается структурой обоих партнеров.
Наберусь даже смелости заявить, что в техническом плане хороший тангеро отличается от плохого, прежде всего, качеством структуры. Это не просто мое личное мнение, а некое обобщение услышанного от опытных партнерш и преподавателей.
«Хорошо, допустим жизнь без структуры – лишь боль и тлен. Ну так как же ее сформировать?»
Да, в общем-то, не так и сложно.
Это вопрос из разряда тех, которые требуют просто сознательного контроля, пока поддержание структуры не станет бессознательным навыком.
И, хорошая новость в том, что тут нужно скорее поймать правильный образ, а не контролировать работу каждой отдельной мышцы.
Итак, прежде всего, нужно понимать, что мы не можем полноценно танцевать, будучи ватными или деревянными (т.е. полностью расслабленными или излишне напряженными). Нужен некий минимальный тонус, который можно описать как «готовность к действию». В общем-то, это интуитивно понятно и на этом останавливаться незачем.
Но это понимание – только первый шаг.
Дальше нужно разделить тело на 3 условные части:
|
|
· Корпус – от нижних ребер и выше.
· Ноги – от тазовых косточек (тех, что можно нащупать по бокам) и ниже.
· Центр – все, что между корпусом и ногами, т.е. область живота и поясницы.
Конечно, это довольно грубое разделение, но для понимания структуры такого приближения вполне достаточно.
Для формирования структуры важнее всего разобраться с центром.
О корпусе и ногах скажу лишь вкратце – только то, что значимо с точки зрения структуры.
Корпус должен быть цельным.
Живым, подвижным, в тонусе и не деревянным, но все-таки цельным.
Потому что все лишние движения плечами, малейший неконтролируемый люфт рук относительно корпуса – все это воспринимается партнершей как грязное, шумное, невнятное ведение.
Степень тонуса зависит от необходимой скорости передачи данных – например, для милонги тонус в среднем будет выше, чем для вальса.
Ноги также находятся в состоянии тонуса и некой «пружинности».
Но тут главная особенность в том, что голеностоп обязан активно работать.
Опорная нога должна обеспечивать сильное, уверенное и контролируемое смещение пары в пространстве. Именно с работы голеностопа начинается любое движение – даже если партнер, при этом, стоит на месте.
Как по мне, неплохой вариант понять работу голеностопа – наблюдать, как это делают маэстро (благо весь youtube забит их видео) и пытаться повторить. Вот несколько скриншотов их характерного шага, в котором голеностоп задействован особенно сильно:
Корпус относительно ног работает примерно как башня танка относительно его гусениц.
Т.е. во-первых их движения независимы, а во вторых каждая часть выполняет свою четкую функцию: бедра определяют возможные направления шага, корпус ведет партнершу.
И вот теперь мы, наконец, подходим к самому важному и интересному – центру, за счет которого в основном и формируется хорошая структура.
Хитрость в том, что если центр расслаблен (что естественно, т.к. это самая подвижная часть, за счет которой мы делаем все скрутки) – то структуры не будет! Даже несмотря на тонус в остальных частях тела. Работа голеностопа будет гаситься в животе, а до партнерши будут доходить только остаточные, самые примитивные импульсы.
А грамотно вести только верхом невозможно – т.к. всю энергию ведения мы берем от пола, т.е., грубо говоря, упираясь в пол и преобразовывая это усилие в ведение корпусом.
Конечно, чем сильнее мы будем наращивать тонус в области центра тела, тем больше информации будет походить вверх, но тем более зажатым будет движение и тем меньше свободы у нас останется. В принципе, если исключить все повороты, то, это более-менее имело бы право на жизнь. Наверное.
Но нет, это работает иначе.
Центр должен растягивать тело, создавая давление в обе стороны, но с акцентом вниз.
Т.к. структуру мы формируем, все же, будучи в постуре – растяжение происходит не строго вертикально, а в небольшую диагональ.
Смотрите, какую классную иллюстрацию я нафотошопил:
Когда говорят о давлении в пол – это звучит непонятно еще и потому, что заявление абсурдно с точки зрения физики: совсем не давить в пол мы не можем, если это не танго в невесомости.
Сильнее, чем позволяет гравитация, давить также не получится – потому что наш вес постоянен, упереться в воздух нельзя, а в партнершу – не этично.
Чтобы было понятно о чем речь: если встать на весы, то, напряжение или расслабление тела на их показания не повлияет. Увеличить значение на весах можно, разве что, если упереться руками в потолок.
Так как же тогда получить большее давление в пол?
Внимание, важный финт ушами: это ощущение можно создать субъективно.
Это похоже на то, как будто мышцами живота-спины-поясницы мы пытаемся сильнее вдавить бедра и ноги вниз.
И как раз к этому и нужно стремиться. Потому что этот субъективизм безразличен для пола (и воображаемых весов), но абсолютно реален и ощутим для партнерши.
При правильном растяжении центра – действительно ощущается, что бедра и ноги стали тяжелее, а корпус стал легче и тянется вверх. Также может появиться небольшое напряжение в районе солнечного сплетения.
Как этому научиться?
- Попытаться растянуться в районе живота и поясницы.
- Заметить, что при этом происходит «вырастание» вверх.
- Повторить попытку, но без вырастания (т.е. оставив грудь и плечи на том же уровне, который был до растягивания). Таз при этом уйдет чуть назад, а ребра «закроются».
- ???????
- Готово!
И вот это растяжение и создает необходимый канал передачи данных от голеностопа к корпусу (не мешая при этом скруткам корпуса относительно бедер). В близких объятиях информация передается напрямую в корпус партнерши, в дальних – сначала проходит через плечи и руки.
Кроме того, правильная структура избавляет сразу от множества возможных проблем – например, поддерживая ее, физически невозможно сделать некоторые типичные ошибки шага.
Вот и все, такая мелочь.
Но эта мелочь для техники танго, важнее, чем 70% того, о чем 70% времени говорят в 70% школ.
Фактически, если разобраться с постурой и сформировать качественную структуру (ну и про комфортное и функциональное объятие не забыть) – то этих знаний уже хватит, чтобы правильно СТОЯТЬ на месте. А это ж уже ого-го!:)
Конечно, структура это нечто фундаментальное и развиваемое годами практики. Сформировать идеальную структуру просто почитав мою заметку, безусловно, не получится – такая задача и не ставилась.
Здесь я хотел обозначить проблему и дать некий вектор ее решения.
Также, я рассчитываю, что этот текст позволит составить более целостную картину танго-техники, адекватнее расставить приоритеты и задавать преподавателям правильные вопросы.
47
Нравится Показать список оценивших