Вопрос: Условия, улучшающие качество связной речи у детей




Материалы лекции

Тема 7. Онтогенез связной речи

Вопрос: понятие «связная речь», её виды.

Ученые, исследовавшие связную речь

Рубинштейн С.Л., Ерастова С.Л., Леушина А.М., Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э., Гербова В.В., Лаврик М.С., Ворошнина Л.В., Коротковой Э.П., Виноградова Н.Ф., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г., Гризик Т.И., Елкина Н.В.,

Смольникова Н.Г. и другие.

 

Речь связная –отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части. (Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Владос, 1997.- С. 287.)

Её признаки:

· Содержательность (хорошее знание предмета или явления о котором говорится).

· Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию).

· Логичность (последовательное изложение мыслей).

· Ясность (понятность для окружающих).

· Правильность, чистота, богатство (разнообразие).

 

Связная речь

 

Диалогическая Монологическая

 

Ситуативная речь – то есть речь, понятная только в одной, конкретной, наглядной ситуации.

Контекстная речь - то есть речь, понятная в отрыве от ситуации.

Виды монолога (виды монолога расставлены в последовательности их усложнения)

· Пересказ текста.

· Описательный рассказ – описывается картина (предметная или пейзаж), игрушка, явление (время года и прочее).

· Повествовательный рассказ – рассказ с событиями, например о прошедшем празднике, экскурсии, рассказ о событиях по сюжетной картинке (рассказываем не то, что нарисовано, а то, что происходит на картине).

· Рассуждение – размышление почему именно так получилось или что получится, если что-то сделать.

· Творческий рассказ – окончания сказки или рассказа, придумывание сказки или рассказывания.

Вопрос: Психолингвистическое исследование сформированности навыков составления речевых высказываний

Задание для студентов: Сравните диалогическую и монологическую речь по разным критериям. (по материалам книги: Баскакова И.Л., Глухов В.П. Практикум по психолингвистике / Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 170 с. Глава 6) Оформить в виде таблицы!

Диалог Монолог
· Это попеременный обмен репликами двух и более людей. · Это высказывание, протекающее относительно долго во времени и не рассчитано на немедленную реакцию слушателя.
· Протекает в конкретной ситуации, сопровождается мимикой, жестами, интонацией. · Просодические компоненты занимают второстепенное место.
· Собеседники всегда знают о чём идёт речь , поэтому речь может быть неполной, сокращенной. · Выражает мысль одного человека, который неизвестный слушателям, поэтому высказывание носит более развёрнутый характер.
· Присутствует разговорная лексика, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. · Присутствует литературная лексика, логическая завершённость
· Стимулируется и внутренними, и внешними мотивами · Стимулируется внутренними мотивами

Вопрос: Условия, улучшающие качество связной речи у детей

1. Возраст собеседника – с ребенком речь более полная, качественная, со взрослым – более свернутая.

2. Возраст ребенка, с которым происходит общение – если ребенок младше, то используются более короткие предложения и более простые слова.

3. Наличие мотива для монологической речи. Если ребенок просто выполняет речевое задание взрослого, речь менее качественна, чем если ребенок считает, что помогает Незнайке и пр. То есть необходимо эмоционально заинтересовать ребенка в речевых высказываниях или ребенок должен осознавать важность выполнения речевого задания для него или для кого-нибудь.

4. Соответствие темы рассказа возрасту ребенка и его знаниям, опыту. Рассказ о прошедшем новом годе будет более качественным, чем рассказ о выборах президента.

5. Настроение, самочувствие ребенка.

6. Стиль семейного воспитания. У дошкольников, чьи родители предугадывают речь детей или не слушают детей, рассказывающих о событиях дня, монологическая речь развита хуже.

 

 

...





Читайте также:
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.