Создание вокального кружка и хора в ДОО
Музыкальный руководитель
Кабанова Светлана Викторовна
Высшая квалификационная
категория
г. Оленегорск 2016
Создание вокального кружка и хора в ДОО
Разнообразные проявления творчества характерны для ребенка с раннего возраста. Задача педагогов – создать необходимые условия, чтобы выявить и развить творческие начала в доступной и интересной детям деятельности. Так, занятия в вокальном кружке способствуют проявлению индивидуальности дошкольника и формированию гармоничной личности.
Формирование личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из актуальных задач дошкольного образования. Ее решение в полной мере возможно при оптимальном взаимодействии педагогов и родителей.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в т. ч. музыке. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности.
Пение - одна из самых доступных и активных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Исследования ученых доказали, что формирование музыкального слуха и голоса идет легко и просто лишь до определенного возраста – примерно 8 лет, причем, чем младше ребенок, тем легче он перестраивается.
Хоровое пение, как процесс, творчество коллективное, где каждый поющий ребёнок взаимосвязан с остальными участниками. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Дети, занимающиеся хоровым пением, получают в коллективе не только определенные знания, умения и навыки, но и получают здесь модель поведения в социуме.
|
О влиянии хорового пения на формирование личности ребенка писал еще К.Д.Ушинский: «В песне, особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то…располагающее певцов к дружному делу. Она (песня) несколько отдельных чувств сливает в сильное чувство и несколько сердец в одно сильнодействующее сердце;…В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувства».
Целью работы с хором дошкольников является развитие творческого потенциала личности ребенка посредством вокально-хоровой деятельности.
Задачи:
- формирование у детей певческих умений и навыков (выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции), способствующих выразительному исполнению;
- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку;
- формирование коммуникативных навыков - умения взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе;
- развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;
- развитие музыкальных способностей: тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память;
- развитие певческого голоса, формирование естественного детского звучания, укрепление и расширение певческого диапазона;
- помощь в проявлении творческих способностей, самостоятельном использовании знакомых песен в играх, хороводах.
|
Голосовой аппарат дошкольника отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань и голосовые связки еще не достаточно развиты, связки короткие, звук слабый. В основе детского диапазона лежат примарные тона. Грудной регистр развит слабее, чем головной. Диапазон детей старшего дошкольного возраста достаточно широкий (ре1-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, глухо, высокие же - напряженно, через силу. Поскольку пение - это психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и т. д., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани, устает голос и звучит тяжело и некрасиво.
Прежде чем начинать работу над вокально-хоровыми навыками, необходимо познакомить детей с упражнениями для формирования певческой установки:
1. Исходное положение (И.п.): стоя прямо, ноги «узкой дорожкой».
«Пружинки». По команде педагога дети поднимаются на носочки и опускаются, таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
2. «Пиджачок». Описываем полукруговые движения назад (снимаем пиджак), а затем вперед (надеваем), тем самым освобождаем плечи и корпус.
3. «Рынок». Наклонить корпус вниз, ноги прямые, руки расслабленно висят, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз с земли, с трудом поднять, резко бросить и расслабиться. Прием направлен на расслабление корпуса ребенка и снятию мышечной зажатости.
|
Процесс пения невозможен без певческого дыхания. Формирование навыка певческого дыхания способствует укреплению и охране голоса от заболеваний. На занятиях можно использовать следующие упражнения:
1. «Мыльный пузырь». По руке педагога дети должны сделать быстрый вдох, задержку и продолжительно-активный выдох, пока не лопнут мыльные пузыри.
2. «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
3. «Вертушка». Использование вдоха и выдоха с поворотом головы влево-вправо, либо движение с головы вверх-вниз.
4. «Музыкальная цепочка». Друг за другом, по руке дирижера, дети «вливаются» в один и тот же звук. Это упражнение подводит детей к освоению цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого дыхания и на подготовку к вокальной работе.
Упражнения на развитие музыкально-ритмического слуха строятся по принципу «Ритмическое эхо». Педагог или ребенок задают ритмический рисунок, а все ребята должны точно повторить его.
Или, упражнение, включающее в себя каждый раз новый ритмический рисунок, позволяет не только добиваться единого ритма, но и помогает детям быть всегда внимательным, т.к. ритм в любое время может измениться.
Эти упражнения-игры нравятся детям, потому что каждый может оказаться ведущим и проявить себя в изобретательности ритма.
Чтобы избежать однообразия и скуки на занятиях, можно использовать музыкально-ритмические, коммуникативные, артикуляционные игры, игровые песни К.Орфа, Т.Тютюнниковой, Т. Боровик. В играх с пением дети упражняются в умении петь a kapella. Под влиянием эмоций, вызванных игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а главное, настроение, которое несет в себе песня.
Работа над дикцией часто начинается еще в игре, продолжаясь потом в процессе распевания или разучивания произведения.
Для заинтересованности детей следует использовать артикуляционную игровую гимнастику В.Емельянова, скороговорки, звукосочетания (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-ди-до-ду и т.п.)
В процессе работы над произведением проговаривайте тест песни шепотом, чередуя звучное и беззвучное проговаривание текста. Особое внимание детей обращайте на начало и концы фраз, оканчивающиеся на согласный звук или шипящий.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков, одновременно проводите работу над развитием динамики. Поскольку голосовой аппарат детей не совершенен, возможности у детей в передаче динамических оттенков ограничены. Упражнения, позволяющие достичь положительного результата:
1. Счет от 1 до 10 (от шепота до выкрика), рр<f
2. «Страшная история». Дети пропевают гласные звуки, добавляя каждый раз новый, последующий звук:
А< >A;
A-O< >O-A; и так далее.
Развитию певческого диапазона, формированию легкого полетного звука и чистоты интонирования мелодии помогают следующие упражнения:
1. настройка в тональности перед работой над песней;
2. пропевание мелодии закрытым ртом или на слог, в зависимости от характера музыки;
3. пение по цепочке, поочередное исполнение детьми фрагментов мелодии упражнения или песни дает возможность отследить чистоту интонирования;
4. чередование пения вслух и про себя, для этого могут быть использованы как технические распевания, так и мелодии разученных песен;
Большие трудности при обучении пению связаны с проблемой «гудошников» - не интонирующих детей. Это явление встречается очень часто не только у детей младшего дошкольного возраста, но и у детей более старших (поющий слышит, что поет не тот звук, а спеть его правильно не может). С помощью некоторых приемов и упражнений старайтесь устранить этот недостаток. Заключаются они в следующем:
1. попросите детей закрыть глаза и послушать интервал, тем самым, обостряя внутренний слух, а потом воспроизвести его;
2. для достижения исполнения высоких звуков, используйте прием глиссандо: ребенок «подъезжает» на глиссандо к нужному звуку, фиксирует его в музыкальной памяти, а только потом поет, точно попадая в звук;
3. при работе над интонацией посадите слабо интонирующих детей среди хорошо поющих.
Для формирования звуковедения в хоре, можно использовать такие приемы:
1. словесно-образное описание способа пения: «тянем звук как ниточку»;
2. «несем звук, как драгоценный предмет»;
3. «укалываем звуки иголочкой»;
4. «звуки упругие, как мячики».
Все вокально-хоровые навыки подразумевают взаимодействие ансамбля и строя. Одним из важных условий достижения ансамблевого звучания является систематическая работа по обучению детей пению по жесту дирижера. Вот некоторые игровые упражнения и игры:
1. прохлопывание ритмического рисунка;
2. проговаривание текста в ритме;
3. проговаривание текста в различных темпах (от медленного до быстрого);
4. «Ловушка». По руке педагога дети проговаривают любое известное стихотворение с использованием разных штрихов. При этом произвольно, не предупреждая детей, чередовать показ штрихов. Этот прием помогает детям быстро реагировать на изменения в характере жеста.
5. «Будь внимательным». Задание на внимание и совершенствование исполнительской отзывчивости. В процессе пения, жестом показывать неожиданные и неоправданные остановки (фермата на разных звуках, ауфтакт без вступления) для развития внимания и исполнительской отзывчивости детей.
Важным условием успешной организации вокально-хоровой работы является компетентность музыкального руководителя, способность правильно оценить качество звучания, увлеченность, эмоциональная отзывчивость. Эффективность вокально-хоровой работы зависит от владения разнообразными приемами работы. Поэтому для успешной работы с хоровым коллективом дошкольников, в самом начале работы, знакомим детей с дирижерскими жестами, которые помогут понимать друг друга без слов в игровой форме. Упражнения следует повторять на нескольких занятиях, пока у детей не выработается соответствующий навык.
Игры и упражнения, описанные выше, при систематической работе позволяют выработать вокально-хоровые умения и навыки, помогают созданию дружеской атмосферы, снятию внутренних зажимов.
Для формирования личности ребенка, с учетом его психофизических особенностей, умений и навыков, подбирайте репертуар, чтобы в него входили песни современных авторов, классическая музыка и народные песни. Разнообразие репертуара способствует развитию мышления, памяти, кругозора, формирует музыкально-эстетический вкус детей.
Эффективно развивать творческие способности детей можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку знания, которые ребенок получает в детском саду, должны найти применение в условиях семьи. Отчетные концерты в Дни открытых дверей помогают родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его творческие умения. И тогда папы и мамы начинают больше внимания уделять вопросам музыкально-творческого воспитания в семье, интересоваться, есть ли у ребенка способности к творчеству, нужно ли учить его петь, сочинять мелодии. Найти ответы на них им помогают беседы и консультации музыкального руководителя.