План:
1. Модели инклюзивного образования: их преимущества и недостатки.
Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении - это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям. Несомненным плюсом для общества является интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья; искоренение дискриминации и воспитание милосердия, взаимоуважения и терпимости.
Преимущества инклюзивного образования:
ü Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах;
ü В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью; это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками;
ü В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы; образовательные программы детей- инвалидов в инклюзивных школах имеют более высокий стандарт, чем в сегрегационных образовательных организациях (специальных школах) и, соответственно, имеют более высокие академические результаты обучения;
ü В инклюзивных классах взаимоотношения между детьми с особенностями и без особенностей становятся более прочными, нежели между детьми в специальных школах; постепенно обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего;
ü Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий;
|
ü У детей и родителей детей без особых образовательных потребностей формируется большее понимание к семьям, где есть дети с особыми образовательными потребностями.
Недостатки инклюзивного образования:
1. Объективные:
ü Содержание образования. Сложность соединения общеобразовательных программ со специальными. Помимо общеобразовательных предметов, дети с нарушениями в развитии нуждаются и в специальных, обеспечивающих интеграцию детей в обществе путем формирования навыков, которые у здоровых детей не требуют внимания педагогов-специалистов.
ü Кадровый вопрос. Несовершенство кадрового состава педагогов. Действующая система подготовки и повышения квалификации педагогов абсолютно не учитывает возможность их работы с детьми с особыми образовательными потребностями, как и не учитывает сам факт обучения детям с особыми потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. Если допустить, что на обучении в общеобразовательной школе в одном классе находятся дети с разными отклонениями, учитель должен владеть набором специальных знаний и навыков.
ü Финансирование. Для создания условий для инклюзивного образования необходимы немалые денежные средства.
ü Доступности и приспособление общеобразовательных учреждений - большая наполняемость класса (количество детей); неприспособленность помещений к особым потребностям детей; недостаточное количество специалистов и специальных услуг для детей с особыми потребностями, которые учатся в условиях общеобразовательного учреждения.
|
ü Межведомственное сотрудничество. Отсутствие налаженной системы взаимодействия общеобразовательных учреждений и специализированных учреждений и структур.
2. Субъективные:
ü Родители детей с особыми образовательными потребностями могут наблюдать неприятие своих детей ровесниками и даже допускают случаи насмешек над своими детьми.
ü Родители детей с особыми образовательными потребностями будут замечать отличия в развитии своих детей и их ровесников, соответственно, будут страдать от этого.
ü Дети с особыми образовательными потребностями будут получать недостаточно реабилитационных и других специальных услуг.
ü Дети с особыми образовательными потребностями не будут приняты своими ровесниками.
ü Консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых детей, которые часто выступают, простив того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами.
2. Формы инклюзивного образования.
1. Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни).
2. Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения «стабильности»).
3. Центральное значение в ходе построения инклюзивного образовательного пространства приобретает учет личностных характеристик всех субъектов инклюзивного обучения, позволяющий создать устойчивую аксиологическую базу инклюзивного обучения всех детей.
|
3. Барьеры в реализации моделей инклюзивного образования.
1. Физические:
ü Среда города, транспортная доступность, наличие пандусов, специально оборудованных помещений, специальное освещение, голосовые сигналы, уточняющие таблички, указатели и т.д.;
2. Финансовые:
ü Отсутствие дополнительных средств на оказание специальной поддержки особому обучающемуся, отсутствие тьюторов, отсутствие стимулирующей доплаты для педагогов, отсутствие возможности совершенствовать материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
3. Социальные:
ü Особая культура, политика и практика работы ОО, отсутствия опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ, боязнь контактов, предубеждения о бесполезности людей с ОВЗ, шаблонные установки - идиоты, дебилы итд.;
4. Профессиональные:
ü Отсутствие знаний и опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ; наличие профессиональных стереотипов; профессиональная неуверенность; неумение оценивать индивидуальные достижения.
5. Психологические:
ü Страх перед неизвестным; негативные установки; отсутствие готовности к изменениям; лень, нежелание прикладывать усилия; профессиональное выгорание, отсутствие творческого начала; неготовность к работе с «особыми» детьми; эмоциональное «неприятие» особого ребенка (педагог не принимает ребенка, в успешности которого не уверен); коммуникативный барьер – барьер непонимания.
Вопросы и задания:
1. Есть ли противопоказания для инклюзивного образования?
Нет сомнений, противопоказания к инклюзивному обучению есть, можно даже выделить ряд проблем:
1. Не каждый учитель готов принять ребенка с ограниченными возможностями в свой класс, это большая ответственность и, соответственно, большая проблема для инклюзивного образования.
2. Не все учебные заведения адаптированы для обучения детей с ограниченными возможностями.
3. Нежелание принимать ребенка-инвалида в класс, родителями здоровых детей.
4. Издевательства и унижения со стороны одноклассников.
5. Внутренняя скованность, нежелание общаться.
2.Подготовить обзор научных статей по тематике семинарского занятия.
Никитина Н. И. К вопросу о развитии отечественной системы непрерывного инклюзивного образования. – Москва: Научно‐образовательныйцентрФГБОУВПО«Российскийгосударственныйсоциальныйуниверситет», 2015. – 8 с.
Аннотация:
В данной статье рассмотрены некоторые теоретические и методические аспекты процесса развития в России системы непрерывного образования «детский сад–школа–вуз». Акцентировано внимание на особенностях социально-психологического климата инклюзивных школ, затронуты вопросы кадрового обеспечения образовательных организаций инклюзивного типа, а также проблемы профессиональной подготовки в вузе специалистов социономического («помогающего») профиля (социальных педагогов, психологов, социальных работников.
Алехина С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России. – Москва: ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», 2015. – 11 с.
Аннотация:
В статье изложен авторский взгляд на тенденции развития инклюзивного образования в России на современном этапе. Обсуждается специфика российской модели динамики процесса инклюзии в образовании. Рассматриваются основные направления методологии инклюзии.
Серебрякова Ю. В. Особенности обоснования мировоззренческой позиции преподавателя на занятиях по философии со слабослышащими студентами. – Ижевск: ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова», 2016. – 5 с.
Аннотация:
В статье предпринята попытка найти новый методический подход к обучению слабослышащих студентов на занятиях по философии. Учитывается технический аспект выбора режима восприятия реальности, невозможность симуляции глухоты, приведены задания для мониторинга внерационального мышления (работа с образами, интуиция, моральные суждения). Делается вывод о рациональности и цельности будущей междисциплинарной гуманитарной методики обучения слабослышащих ради сохранения, определенности и развития смысла как такового, что, по сути, является противоположностью постмодернистским мировоззренческим установкам.
3.Составить терминалогический словарь по теме семинарского занятия.
ü Адаптация – это формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
ü Дети – инвалиды – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
ü Домашнее обучение – это способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах).
ü Инклюзивное образование - это форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
ü Инклюзия – это процесс увеличения степени вовлеченности каждого гражданина в социуме, в первую очередь, людей, имеющих нарушения физического развития.
ü Коррекционная школа – это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.
ü Реабилитация – этоприменение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки человека до наивысшего уровня его функциональных способностей.
5.Подготовить презентацию по теме: «Модели инклюзивногообразовния».
Прикреплено
6.Составьте кластер по третьему вопросу плана семинарского занятия.