ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ




ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

И.П. Волкова, Российский государственный педагогический

университет им. АН. Герцена. Санкт-Петербург

 

Значимость учета индивидуальных различий между людьми в различных областях деятельности, в практике лечения различных заболеваний, обучения и воспитания детей

отмечается еще древнегреческими философами. Из глубокой древности идет учение Гиппократа и Галена о темпераменте, обусловливающем индивидуальные различия-* между людьми. Проблема соотношения природного и социального, врожденного

и приобретенного в процессе развития человеческой психики, выделения ведущих детерминантов ее развития остается одной из самых сложных и дискуссионных теоретических проблем наук о человеке. Глубокий историко-логический анализ становления и развития научных представлений и знаний о проявлениях психики в условиях зрительной депривации представлен в работах АХ Литвака. Слепой рассматривался либо как человек с ограниченными познавательными возможностями, либо, наоборот, как человек, имеющий преимущества в развитии некоторых сторон психики, в частности логических форм отражения. Наиболее значимыми считаются офтальмологический и нейрофизиологический аспекты проблемы индивидуальных различий лиц с глубокой зрительной патологией комплексных офтальмологических, психоневрологических и электрофизиологических исследованиях ученых, внесших огромный вклад в теоретическое обоснование индивидуализации и дифференциации обучения детей с глубокими нарушениями Разработка офтальмологического и нейрофизиологического аспектов проблемы индивидуальных различий детей со зрительной патологией продолжает оставаться актуальной теоретической и практической проблемой в связи с отмечаемой исследователями тенденцией усложнения контингента школ — увеличением количества детей с остаточным зрением, врожденным характером зрительных заболеваний, наличием у детей нескольких зрительных заболеваний, а т а к ж е дополнительными нарушениями различных систем организма, сочетающимися со зрительной патологией Результаты исследований в этом направлении позволили разработать рекомендации для тифлопедагогов для научно обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения с учетом всего комплекса данных, характеризующих зрительную и другие функциональные системы организма ребенка. Результаты начатых в 60-е гг. под руководством А.И. З о т о в а комплексных экспериментальных исследований зрительных ощущений, соотношения световой, цветовой и электрической чувствительности у слабовидящих и частично зрячих школьников при различных по характеру и степени тяжести зрительных заболеваниях, влияния зрительной нагрузки на динамику функциональной деятельности зрительного анализатора, критическую частоту слияния мельканий, устойчивость ясного видения, скорость возникновения и длительность затухания зрительного последовательного образа, а также скорость зрительного восприятия у частично зрячих и слабовидящих школьников разных возрастных категорий имели несомненное как теоретическое, так и практическое значение. Данные исследований подтверждали корковую природу зрительных ощущений, вывод о том, что раскрытие механизмов зрительных ощущений возможно лишь на основе учения Сеченова-Павлова, и тем самым способствовали утверждению естественно-научного понимания закономерностей психического развития как в норме, так и в условиях зрительной депривации. Результаты экспериментальных исследований явились основанием для выделения отдельной группы факторов, которые А.И. Зотов называет «аномальными». По мнению ученого, аномальные, патологические факторы (степень выраженности зрительной патологии, характер заболевания, время возникновения зрительной патологии и пр.) маскируют, а зачастую и искажают проявление природных, индивидуально- типологических особенностей ребенка (биологические факторы). Выделение аномальных факторов в особую группу наряду с социальными и биологическими имело не только теоретическое. но и практическое значение. 1Слож- ное взаимодействие биологических, индивидуально - типологических и аномальных особенностей, неоднозначное влияние дефекта зрения на различные зрительные функции, развитие восприятия, представлений, мышления, памяти и пр. психических процессов при различных по глубине и характеру заболеваниях ставили вопрос о дальнейшей дифференциации обучения внутри групп, слабовидящих и частично зрячих.. На основе глубоких комплексных экспериментальных исследований познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников было доказано, что (сведение природы индивидуальных различий в формировании и развитии отдельных процессов и всей психической деятельности к патологии зрения тормозит решение важнейших теоретических и практических вопросов, разработку путей, средств и методик коррекционной работы, осуществление научно обоснованного индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе.^ Проявление взаимосвязи и взаимозависимости социальных, биологических и аномальных факторов чрезвычайно сложно и многообразно. Болезнь, а также врожденные индивидуальные особенности человека всегда реализуются в конкретной социальной среде: п р и одних и тех же условиях и содержании учебно- воспитательного процесса и при однозначности качества дефекта темп и уровень развития познавательной деятельности оказываются часто различными. Что касается влияния зрительной патологии на проявления темперамента, здесь мы встречаем лишь указания на тот факт, что наряду с такими устойчивыми свойствами личности, как направленность, способности, характер, темперамент косвенно связан с дефектами зрения, а особенности характеристик темперамента у лиц со зрительной патологией касаются только внешних его проявлений. В современных исследованиях темперамент рассматривается в качестве биологического фундамента личности как психобиологическая характеристика, описывающая все богатство содержательных переменных поведения человека. В ходе исследования были также выявлены различия в степени выраженности таких характеристик темперамента, как сензитивность, эмотивность, тревожность и спонтанность. Так. у слепых школьников, в отличие от слабовидящих и нормально видящих, более высокие показатели по шкале сензитивности, что может свидетельствовать об их более глубоких и дифференцированных переживан и я х и повышенной чувствительности во взаимодействии с предметной и социальной средой Таким образом, полученные количественные показатели проявления с е н з и т и в н о с т и у слепых школьников, рассматриваемые как акцентуа ц и и темперамента, в сочетании с высокой степенью проявления социальной эмоциональности могут свидетельствовать об их возможных затруднениях в процессе социальной а д а п т а ц и и и и н т е г р а ц и и. Е с л и у слепых школьников показ а т е л и сензитивности шревышают нормативные, то у слабовидящих школьников эти показатели снижены по сравнению с нормально видящими и слепыми школьниками и в целом ниже нормативных. Очевидно, что ограниченные зрительные возможности слабовидящих детей приводят к с н и ж е н ию дифференцированной чувствительности в отношении различных нюансов предметной и социальной среды, обусловливают меньшую степень эмоционального реагирования на разнообразные явления окружающей действительности. Нивелирование проявления данных свойств темперамента у слабовидящих детей может отрицательно сказываться на их социальной адаптации, поскольку поз и т и в н а я или негативная окраска эмоциональных проявлений, дифференцированная эмоциональная чувствительность выполняют важные адаптивные функциидУ слепых школьников показатели эмотивност и соответствуют п о к а з а т е л ям нормально видящих школьников и в целом нормативным, что отражает, очевидно, в этом отношении большие компенсаторные возможности слепых детей за счет поступлении многообразной информации, идущей с сохранных анализаторных систем. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что слабовидящие дети используют в процессе отражательной деятельности в основном нарушенное зрение и не используют в полной мере возможности других анализаторных систем. Очевидно, что слабовидящие дети должны быть объектом пристального в н и м а н и я с точки зрения коррекционной работы, направленной на полисенсорное развитие. Более низкие показатели у слабовидящих школьников по сравнению со слепыми и нормально видящими и по шкале тревожности, которая рассматривается авторами методики как психофизиологическое свойство, имеющее в определенной мере предупреждающий характер, сигнализирующий об опасности;.) Под опасностью подразумевается не только реальная угроза жизни, но и изменения в окружающей среде, а также явления, нарушающие обычный стереотип восприятия и поведения. Очевидно, что причины сниженных показателей тревожности у слабовидящих детей по сравнению с другими группами школьников те же, что и причины низкой сензитивности и эмотивности, и связаны с ограниченными возможностями зрительного анализатора и особенностями зрительного восприятия слабовидящих детей. Но в условиях ограниченной возможности самореализации в некоторых сферах жизнедеятельности данная акцентуация темперамента слабовидящих школьников может создавать риск возникновения как межличностных так и внутриличностных конфликтов. Дальнейшее изучение индивидуальных различий, обусловленных сложным сочетанием индивидуально- типологических, социальных и аномальных факторов, позволит более обоснованно осуществлять организацию дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании слепых и слабовидящих школьников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: