а. Принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока литературного чтения.




Принципы анализа художественного произведения — это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста. Они основываются на закономерностях восприятия литературы как искусства слова детьми младшего школьного возраста. В методике принято выделять следующие принципы анализа:

· принцип целенаправленности;

· принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;

· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;

· принцип учета потребностей ребенка;

· принцип внимательного отношения к тексту произведения;

· принцип единства формы и содержания;

· принцип избирательности;

· принцип целостности;

· принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование специальных читательских умений, на совершенствование навыка чтения.

Рассмотрим эти принципы применительно к организации урока чтения в начальной школе.

I. Анализ должен быть целенаправленным. Цель анализа произведения — углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

Из этого положения следуют два методических вывода. Во-первых, планируя урок и обдумывая, какие задачи следует решить на нем, учитель должен помнить, что основная задача каждого урока чтения — освоение художественной идеи изучаемого произведения. Именно эта задача обусловливает выбор средств для ее решения, т. е. определяет, какие литературоведческие знания и в каком объеме понадобятся ученикам, какие наблюдения за спецификой данного произведения необходимо сделать на уроке, какие приемы анализа текста окажутся целесообразными, какая работа по развитию речи необходима и т. п. Таким образом, все частные задачи урока определяются его общей целью — постижением идеи произведения, а также спецификой способа существования художественной идеи.

Во-вторых, принцип целенаправленности предполагает, что каждый из вопросов учителя преследует определенную цель, является шагом на пути освоения идеи и учитель хорошо понимает, на какие знания опирается ребенок, обдумывая ответ, какие умения формируются при выполнении задания, каково место данного задания в общей логической цепи анализа.

2. Анализ текста проводится только после целостного, непосредственного, эмоционального восприятия произведения.

Термин «целостное восприятие» в данном случае обозначает, что текст произведения должен быть воспринят ребенком целиком, без адаптации. Анализ какой-либо части произведения, не прочитанного школьником до конца, не может привести к успеху, поскольку нарушается естественный читательский интерес, отсутствует возможность соотнести часть и целое, а значит, идея произведения остается недоступной. Таким образом, во время первичного восприятия текст обязательно читается целиком. Если объем произведения велик и на чтение уходит весь урок, то анализ проводится на следующем уроке. Возможно и предварительное чтение произведения дома. В этом случае целесообразно начать урок с обмена впечатлениями о прочитанном, с перечитывания отрывков текста, чтобы ввести учащихся в атмосферу произведения, напомнить сюжет и подготовить их к анализу.

Непосредственность восприятия — также важное требование, связанное с организацией первичного восприятия текста. Не стоит «заинтересовывать» ребенка и направлять его внимание такими заданиями, как: «Я буду читать вам стихотворение С. А. Есенина "Пороша", а вы слушайте и думайте, о каком времени года идет речь в стихотворении». Подобные задания перед чтением держат юного читателя в напряжении, не дают ему возможности насладиться музыкой стиха, почувствовать удовольствие от общения с текстом и в то же время не способствуют углублению восприятия, ибо ответ на подобный вопрос очевиден. Усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы эмоциональная реакция ребенка при первичном восприятии была созвучна эмоциональному тону произведения. Поэтому первый этап урока — подготовка к первичному восприятию — преследует цель создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить детей на восприятие конкретного произведения. Эта цель может быть достигнута различными методическими приемами: это и рассказ учителя о событиях, связанных с написанием произведения (например, рассказ о ссылке А. С. Пушкина в Михайловское перед чтением стихотворения «Зимний вечер»), и беседа, оживляющая жизненные впечатления детей и дающая им необходимые для восприятия текста сведения (например, беседа о чувствах, которые вызывает у людей гроза, и об отражении страха перед этим грозным явлением природы в мифологии перед чтением стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»), и анализ произведений живописи, близких по теме литературным текстам (например, рассматривание и обсуждение репродукции картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» перед чтением стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге»), и викторина по уже известным детям произведениям писателя (например, при чтении юмористических рассказов Н. Н. Носова) и т. п.

Учителю следует подумать и о том, кем будет прочитан текст. Чем младше дети, тем целесообразнее, чтобы в первый раз они прослушали текст в исполнении учителя, поскольку слабая техника чтения учащихся I—II классов не позволяет им отнестись к самостоятельно прочитанному тексту как к произведению искусства, получить эстетическое удовольствие от чтения. Однако постепенно следует приучать ребят к самостоятельному чтению про себя незнакомого текста. Поручать ребенку читать незнакомый текст вслух всему классу нецелесообразно, поскольку такое чтение может быть беглым и правильным, но не может быть выразительным, а значит, потеряется главное — эмоциональность первичного восприятия.

III. Анализ текста должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия, расширяя зону доступного ребенку.

Восприятие художественного произведения детьми младшего школьного возраста имеет свои специфические черты. В книге они видят прежде всего объект изображения, а не само изображение, отождествляя художественную действительность и реальную жизнь. В центре внимания младших школьников оказываются события и герои, причем события воспринимаются как подлинные, имевшие место в действительности, а герои — как живые люди, участники описанных событий. Исследования Л. И. Беленькойи О. И. Никифоровой показывают, что восьмилетних детей привлекает подробное развертывание действия. Пропуск в описании поступка одного из его компонентов мешает определить особенности изображенных характеров даже пятиклассникам; младшие же школьники и при подробном описании не всегда учитывают обстоятельства, мотивы, последствия поступков, что ведет к односторонней оценке персонажей. Обычно герои или принимаются детьми полностью, или вызывают негативное чувство — полутонов и оттенков нет. Дети 8—9 лет способны к обобщению прочитанного. При самостоятельном чтении они выделяют в художественном произведении более или менее существенные связи и отношения, но преимущественно внешние, чувственные, наглядные. Ребенок обобщает в пределах конкретного образа, конкретной ситуации. К 10 годам он подходит к абстрактному пониманию идейного смысла произведения, хотя обычно ссылается в ответе на конкретный образ.

Знание специфики младших школьников как читателей помогает учителю планировать ход анализа, однако не освобождает его от необходимости проверить, как воспринят о конкретное произведение его учениками Поэтому на уроке выделяется специальный этап — проверка первичного восприятия. Методика выявления первичного восприятия художественного произведения подробно описана выше (см. «Методику выявления уровня литературного развития младших школьников»). Важно лишь подчеркнуть, что на этом этапе не следует корректировать ответы детей. Цель данного этапа урока — определить, что дети увидели в тексте самостоятельно, а в чем испытывают затруднения, что прошло мимо их внимания, и внести поправки в задуманный ход урока.

IV. Анализ должен отвечать потребности ребенка разобраться в прочитанном.

Одна из специфических черт младших школьников как читателей состоит в том, что у них нет потребности в перечитывании и анализе текста. Дети уверены, что после первого знакомства с произведением, они поняли все, поскольку и не подозревают о возможности более глубокого прочтения. А ведь именно противоречие между актуальным уровнем восприятия и потенциалом смысла художественного произведения является источником литературного развития. Следовательно, учитель обязательно должен пробудить в юном читателе потребность в перечитывании и обдумывании текста, увлечь его аналитической работой. Этой цели служит третий этап урока — постановка учебной задачи. Очень важно, чтобы ребенок принял задачу, поставленную учителем, а в дальнейшем и сам научился ставить ее перед собой. Целесообразно использовать различные способы постановки учебной задачи. Первоклассников можно увлечь интересным для них видом деятельности, например, оформлением детской книжки с картинками. Чтобы решить, как оформить книжку, нужно определить, на сколько страниц следует разбить текст и почему, что и как будет изображено на каждой иллюстрации, какой будет обложка. Для того чтобы ответить на эти вопросы, ребенок вместе с учителем перечитывает и анализирует текст, открывает в нем для себя нечто новое, не замеченное ранее, убеждается, что внимательное перечитывание необходимо и интересно. Более старшим детям можно предложить в качестве учебной задачи проблемный вопрос. Часто такой вопрос возникает при проверке первичного восприятия, когда обнаруживается, что дети по-разному оценивают персонажей произведения или у них, возникает разное эмоциональное восприятие прочитанного. Анализ в данном случае служит средством подтверждения или опровержения возникших точек зрения. Удачным способом постановки учебной задачи является сопоставление различных вариантов прочтения стихотворения, различных мелодий, иллюстраций разных художников к одному произведению и т. п., поскольку материал для сравнения всегда будит мысль ребенка, вызывает потребность сделать выбор и обосновать свою позицию.

V. Аналитическое чтение требует внимательного отношения к тексту произведения.

После постановки учебной задачи надо дать детям возможность перечитать текст, на этот раз самостоятельно. Теперь, уже зная содержание текста в целом, читатель может более внимательно отнестись к отдельным деталям. Вторичное восприятие текста, направленное постановкой Учебной задачи, — это четвертый этап урока. При вторичном восприятии большого по объему произведения вполне допустимо перечитывать и анализировать его по частям, поскольку текст уже знаком учащимся.

VI. Анализу подлежит не жизненная ситуация, изображенная в произведении, а изображение этой ситуации автором.

Данный принцип основан на литературоведческом положении о единстве формы и содержания. Г. А. Гуковский подчеркивал: «Нельзя изучать произведение, не истолковывая его, не пронизывая все без остатка изучение идейным истолкованием. Нельзя думать так: сначала установим объект истолкования, а затем начнем истолковывать, или так: прежде чем говорить об идее произведения, надо знать произведение. Это неверно, так как знать произведение — это, значит, понимать то, что отразилось в нем в действительности, т. е. понимать его идею... Проблема заключается в том, как правильно, полно и убедительно для "аудитории" раскрыть идею произведения, раскрыть ее в самом произведении, а не прикрепить ее к произведению, раскрыть ее в системе образов, а не только в прямых суждениях автора...»

Учет данного принципа требует от учителя тщательного обдумывания формулировок вопросов и заданий.

VII. Анализ должен быть избирательным.

На уроке обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею. Следовательно, выбор пути и приемов анализа зависит от особенностей изучаемого произведения. Например, восприятию произведений, раскрывающих процесс становления характера персонажа (Н. Н. Носов «На горке», «Заплатка», Ю. Я. Яковлев «Цветок хлеба»,

Л. Н. Толстой «Птичка» и др.), поможет анализ композиции. Можно использовать такой прием, как составление плана. Это позволит выявить причинно-следственные связи между эпизодами, проследить развитие образа-персонажа. При изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, ярко раскрывающее жизненные позиции героев, их характеры (В. А. Осеева «Сыновья», «Три товарища», Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок», Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася» и др.), анализировать композицию нецелесообразно. Лучше использовать прием словесного рисования, позволяющий воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, или чтение по ролям, помогающее понять позицию каждого персонажа, разделить точку зрения героя и авторскую точку зрения.

VIII. Анализ должен быть целостным.

Целостность анализа означает, что художественный текст рассматривается как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате постижения этих связей можно освоить художественную идею. Поэтому каждый элемент произведения рассматривается в его отношении к идее. Анализ пейзажа, портрета, поступки персонажа и т. п. вне контекста приводит к искажению художественной идеи. Так, например, в современных хрестоматиях для начальной школы стихотворение А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает...» приводится в сокращении, опускаются две последние строфы, причем обрыв текста осуществляется в середине предложения. Составители хрестоматий знакомят детей с описанием прихода весны, а в стихотворении А. К. Толстого содержится горестный вопрос: «Отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело?» Композиция стихотворения построена на контрасте гармонии природы и смятения человеческой души, естественно, что при отсутствии второй части стихотворения его художественная идея искажается, пейзаж, данный в первых двух строфах, теряет свою функциональную направленность.

Принцип целостного анализа не противоречит принципу избирательности. Анализ одного из элементов — названия текста, композиции, портрета персонажа и т. д. — может привести читателя к освоению идеи произведения, если рассматривается как одно из средств существования художественной идеи.

IX. Школьный анализ художественного произведения призван способствовать литературному развитию детей.

В процессе анализа учащиеся наблюдают за спецификой литературного произведения, на этой основе у них формируются начальные литературоведческие представления, читательские умения.

Особое внимание на начальном этапе литературного образования следует уделять формированию навыка чтения с учетом таких его характеристик, как правильность, беглость, осознанность и выразительность. Совершенствование навыка чтения происходит в процессе анализа произведения благодаря многократному возвращению к тексту. Важно, чтобы перечитывание носило аналитический, а не воспроизводящий характер, чтобы на вопросы учителя нельзя было ответить, не обращаясь к тексту. В этом случае изменяется мотивация деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, как это было в период обучения грамоте, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, пережить эстетическое удовольствие. В этом случае правильность, беглость чтения становятся средством достижения новой, увлекательной для ребенка цели, что ведет к автоматизации процесса чтения. Сознательность и выразительность чтения достигаются за счет анализа текста и предполагают использование темпа, пауз, логических ударений, тона чтения для передачи чувств и переживаний персонажей, авторской позиции, своего восприятия произведения.

X. Анализ текста завершается синтезом.

В ходе урока обязательно предусматривается этап обобщения. Формы обобщения результатов анализа могут быть различны: выделение основных проблем, поставленных в произведении, анализ иллюстраций, выразительное чтение и т. п. Важно, чтобы дети не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали тот путь, который привел их к цели, учились быть читателями.

Домашнее задание должно побуждать детей к перечитыванию текста под новым углом зрения, должно быть новой ступенькой в восприятии.

 

II. Практическая часть:

б) Выполните задания

Б. Подберите литературный материал для урока по сопоставлению художественного, научно-художественного и научно-популярного произведений. Сформулируйте тему, цель и задачи урока.

Научно-художественные произведения для детей - это разновидность детской познавательной литературы, в котором познавательная информация подается читателю с помощью сюжета и художественного образа. Основная задача таких произведений заключается в развитии познавательного интереса у детей, воспитании умственной активности, в том, чтобы привлечь внимание к окружающему миру, вызвать вопрос, в отличие от научно-популярной литературы, которая дает готовые ответы в определенной системе.

Научно-художественные произведения: М. Пришвин («Рассказы егеря Михаил Михалыча»), И. Соколов-Микитов («Найденов луг»), В. Обручев («Плутония»), А. Арсеньев («ДерсуУзала»), В. Дуров («Звери дедушки Дурова»), Б. С. Житков («Про эту книгу», «Плотник», «Паровоз», «Сквозь дым и пламя»).

Научно-популярные произведения для детей - это бессюжетные познавательные произведения, основной задачей которых является раскрытие определенной системы знаний, привитие желание и выработки навыка пользоваться доступной справочной книгой. Научно-популярными являются подавляющее большинство статей в детских энциклопедиях.

Научно-популярные произведения:И.Акимушкина «Причуды природы», М.Ильин «Сто тысяч почему»,

 

Тема: Научно-познавательный рассказ «Луна». Рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Луна».

Цели: сравнение и анализ научно-познавательного и художественных рассказов; нахождение их отличительных черт и особенностей.

Задачи:

- повторить отличительные признаки научно-познавательного рассказа;

- учить анализировать, сравнивать, делать выводы;

- развивать монологическую речь учащихся, их воображение, память;

- формировать интерес к литературе разных жанров.

 

2б. Составьте вопросы для «Познавательного боя» по материалам произведений В. Бианки.

1. Кто должен поспеть домой до захода солнца, иначе входы, выходы закрывают? Из какого рассказа ты узнал об этом?

Муравьишка

"Приключения муравьишки "

2. "Птицы прогнали Сойку из рощи, и она вернулась в свое дупло. Она и не замети ла, что в гнезде прибавилось одно лишнее яйцо. Новое яйцо было почти такое же маленькое, как любое из четырех яиц. Она спокойно уселась высиживать птенцов"

· О какой птице говорится?

· В каком рассказе?

О сойке

"Кукушонок"

3. "Только он просунул в дырку голову- рраз! - кто-то больно щелкнул его по носу. Он пискнул и отскочил от дупла. А сзади уже мчался на него сосед. С криком сшиблись они в воздухе, упали на землю, сцепились и покатились в канаву....На шум драки со всего сада слетелись старики-воробьи. Они сейчас же разобрали, кто прав, кто виноват, и задали ему такую трепку, что он не помнил, как и вырвался от них."

· О ком говорится в этом отрывке?

· Из какого рассказа отрывок?

О воробьишке.

"Красная горка"

4. "Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий, сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит."

· О ком говорится в этом отрывке?

· Из какого рассказа отрывок?

О раке.

"Хвосты "

 

5. Кто упирается крепким, жестким своим хвостом в кору, размахивается всем телом, стучит носом по суку - только щепки летят? Из какого рассказа ты узнал об этом?

Дятел

"Хвосты "

 

6. "Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, то тише, то громче, то реже, то чаще, трещотка трещит деревянная, а и только. Так разошелся, что и про завтрак свой забыл..."

· О ком говорится в этом отрывке?

· Из какого рассказа отрывок?

О аисте

"Кто чем поет?"

 

7. Кто ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко? Из какого рассказа ты узнал об этом?

Клёст

«Чей нос лучше»

 

8. "Закрути, закрутил головой, заскрипела его жесткая шея - тоненький-тоненький писк послышался."

· О ком говорится в этом отрывке?

· Из какого рассказа отрывок?

О жуке-усаче.

"Кто чем поет?"

 

9. У кого нос крохотный, служит и сеткой и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку попадают, когда ночью летают над землей. Из какого рассказа ты узнал об этом?

У широконоса

«Чей нос лучше»

 

10. У кого дом как шалашик из сухой травы и мха, постелька из мягких перышек? Из какого рассказа ты узнал об этом?

У пеночки

«Лесные домишки»

 

11. "Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях...Повернулся комок боком - сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута."

· О ком говорится в этом отрывке?

· Из какого рассказа отрывок?

О летучей мыши.

"Чьи это ноги?"

12. У кого домик, как островок плавучий? Плывет по озеру куча сухого тростника. Посреди кучи ямка, а дно ямки мягкой болотной травой выстлано.

· О ком говорится в этом отрывке?

· Из какого рассказа отрывок?

О чемге.

"Лесные домишки "

 

13. У кого страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жесткие ладошки в разные стороны вывернуты.

· О ком говорится в этом отрывке?

· Из какого рассказа отрывок?

О кроте.

"Чьи это ноги?"

 

14. У кого яйца в бурых крапинах лежат прямо на песке среди гальки? Из какого рассказа ты узнал об этом?

У зуйка

«Лесные домишки»

 

15. Рыбы из воды нас видеть не должны, мы друг на дружку сбоку смотрим. Хорошо видать, ведь белые мы, заметные на воде и над берегом

О белых чайках.

"Почему чайки белые"

16. Где раки зимуют? В норках-пещерках под водой.

17. Какие рассказы В.БИАНКИ ты еще читал?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: