Взаимоотношения в любительском коллективе.




В любительском коллективе могут возникнуть различные взаимоотношения между руководителем и хором (ансамблем), между группами хора (ансамбля), между отдельными его участниками. В зависимости от того, каковы эти взаимоотношения, они могут благоприят­ствовать работе или, наоборот, тормозить ее. Руководителю надо заботиться о том, чтобы в коллективе создава­лась обстановка, которая способствовала бы успеху работы.

Громадное значение для успешной работы имеют отноше­ния между руководителем и участниками. Руководителю ни в коей мере не следует противопоставлять себя коллекти­ву. И руководитель, и участники представляют собой единое целое, перед ними стоят одни и те же задачи. В работе руководитель выступает как выразитель воли самого коллектива, и его действия всегда направлены к достижению тех целей, которые стоят перед всем хором или ансамблем.

Для руководителя хора (ансамбля) чрезвычайно важно никогда не терять самообладания и не выходить из равновесия при не­удачах в работе или при нарушении кем-либо из певцов принятого распорядка. Совершенно недопустима грубость в поведении руководителя, так как она не может внести ни­чего положительного в деятельность художественного кол­лектива, каковым является самодеятельный хор или ансамбль.

Руководитель—это старший товарищ для каждого из участников коллектива. Но это вовсе не означает, что между ним и ими могут быть панибратские отношения. Последние ведут только к падению авторитета руководителя и губи­тельно отражаются на всем деле.

Руководитель должен одинаково относиться ко всем уча­стникам, вне зависимости от того, каковы дарования и подготовленность того или иного из них. Нельзя выделять своим вниманием кого-либо из отдельных лиц и ставить их в привилегированное положение. Каждый, участвующий должен чувствовать себя равноправным членом коллектива.

Наилучших результатов достигают те коллективы, в которых сами участники горячо относятся к работе, как к своему кровному делу. Воспитание такой активности возможно лишь на основе систематических обсуждений рабо­ты коллектива. Руководителю нередко приходится выслушивать критические замечания в свой адрес. В практике встречаются случаи, когда руководители не умеют правильно отно­ситься к критике и стремятся пресекать ее, считая, что кри­тика подрывает их авторитет. Такое поведение в корне невер­но. Критика и самокритика являются той силой, которая способствует развитию, движению вперед и является в то же время методом воспитания людей. Поэтому на руководителя ложится обязанность создать в коллективе такие взаимоотно­шения, которые способствовали бы процветанию хорошей, подлинно товарищеской критики и самокритики, направлен­ных на улучшение общего дела.

Однако, как показывает практика, правильно поставлен­ных деловых отношений между руководителем и коллекти­вом недостаточно для подлинно плодотворной деятельности. Наилучшие результаты достигаются в тех случаях, когда участники не только признают музыкальный авто­ритет своего руководителя, а уважают его как человека и относятся к нему с искренней любовью. Такое отношение можно наблюдать в тех коллективах, руководители которых отли­чаются высокими морально-этическими качествами, с увле­ченностью относятся к своей работе с коллективом и живут общими интересами с ним.

Не меньшее значение для успеха дела имеют и те отноше­ния, которые складываются между самими участниками любительского коллектива. Нездоровые взаимоотношения, которые мо­гут возникнуть, неизбежно вносят дезорганиза­цию в работу и усложняют ее. Опыт показывает, что только тот коллектив достигает положительных результатов в своей дея­тельности, который представляет собой монолитный коллек­тив, спаянный в единое целое. Недопустимо, когда в хоре или ансамбле имеются группы, противостоящие друг другу, или отдель­ные лица, противопоставляющие себя коллективу. Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы отноше­ния между участниками складывались на основе взаимо­понимания и взаимоуважения. Только на этой почве может возникнуть коллективная дружба, необходимая для успешной деятельности.

Для успешного развития самодеятельного коллектива руководителям можно порекомендовать в план учебно-воспитательной работы включить мероприятия следующего характера:

- мероприятия по систематическому изучению психологической атмосферы взаимоотношений, настроений и общественного мнения с целью использования полученных результатов в деятельности клубного объединения;

- мероприятия по усилению влияния коллектива на организацию досуга и выхода на массовую аудиторию;

- мероприятия по периодическому проведению анализа ближайших, средних и дальних целей коллектива. Самодеятельный коллектив всегда должен находиться в постоянном движении, развитии и совершенствовании как в учебно-творческом, так и в воспитательной деятельности, эффективно решать задачи воспитания коллективисткой направленности;

- мероприятия по организации процесса врастания новых членов в коллектив.

В ходе деятельности в каждом коллективе складываются определённые связи функционально-ролевого и личного характера. Требуется некоторое время, чтобы новый член коллектива сумел привыкнуть к своим новым функциям и незнакомым людям, к существующим нормам и ценностям, а для этого рекомендуется не иметь предвзятого мнения о вновь пришедшем члене коллектива. Работа с новичками требует особого внимания руководителя, с тем, чтобы каждый из них почувствовал себя уверенно и свободно, чтобы для каждого нашлось дело по душе.

Межличностные отношения успешно развиваются в том случае, когда, с одной стороны учитываются объективные законы общественной жизни, а с другой – характеры людей и их индивидуальности. Вот почему для успешного развития межличностных отношений в коллективе должно быть обеспечено организационное единство, которое предполагает:

 

1. Наличие устава и положения фиксирующего права и обязанности членов группы как внутри её, так и вне её.

 

2. Ведение дневника или летописи коллектива. Это будет способствовать рождению определенных традиций, а также станет средством укрепления дисциплины, поможет незаметно «подчинить» члена коллектива общим требованиям руководителя без прямого давления с его стороны.

 

3. Необходимо постоянно повышать активность каждого участника путём распределения системы поручений, по обеспечению внутренней и внешней жизнедеятельности коллектива.

 

4. Чтобы коллектив существовал длительное время, его руководителю необходимо постоянно усложнять цели, вводить элементы новизны, видоизменять формы, средства и методы воздействия на участников как в творческо-учебном, так и в воспитательном плане.

5. Текучесть состава уменьшится, если руководитель будет учитывать субъективные ожидания каждого участника коллектива, так как расхождение между реальными обстоятельствами, сложившимися в процессе многолетней деятельности, и ожидания вновь пришедших порою приводит к рассогласованию. Поэтому дистанцию между существующими условиями и ожиданиями необходимо постоянно уменьшать.

В каждом коллективе, в каждый период времени состояние отношений может быть различным, и поэтому средства и методы улучшения общей атмосферы сплоченности будут каждый раз иными. Однако при всём многообразии исходных состояний коллектива средств и методов воздействия, неизменным остаётся одно – вся система организационных и воспитательных мероприятий должна учитывать индивидуальные особенности личности.

Руководителю творческого коллектива недостаточно только владеть художественно-технологическими умениями и навыками в области определённого жанра искусства, знать историю и современные тенденции его развития, осуществлять художественный анализ и критику произведений. Ему необходимо направлять психолого-педагогические процессы, обладать знаниями и навыками педагога и воспитателя. Так участники самодеятельности на первый план выдвигают следующие идеальные качества руководителя самодеятельного коллектива:

 

Хорошо знает интересы и запросы своего коллектива. Реально оценивает его сильные и слабые стороны;

 

Умеет вовлечь всех членов коллектива в активную деятельность, может найти каждому участнику посильное и интересное задание;

 

Развивает в коллективе творческое начало как в суждениях, так и в действиях, пробуждает инициативу;

 

Видит общественно-значимую перспективу деятельности, которой стремится увлечь коллектив, оценивает успехи работы с учётом этой перспективы;

 

Умеет бороться за интересы коллектива, добиваться для него лучших условий работы;

 

Стремится организовать самостоятельную работу коллектива на достаточно высоком уроне;

 

Требователен к качеству работы, справедлив в оценке членов коллектива, их успехов и недостатков;

 

Не стесняется учиться у других, в том числе у членов коллектива, принимает их замечания и предложения, если они полезны делу, даже в том случае, когда они расходятся с его взглядами и многое другое.

 

Наличие этих качеств у руководителя самодеятельного коллектива обусловит успешную работу по формированию творческого климата в коллективе.

 

Литература.

1. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Л. Живов. – Москва: Владос, 2003. – 272 с.

2. Калугина, Н. В. Методика работы с русским народным хором / Н. В. Калугина. – Москва: Музыка, 1977. – 254 с.

3. Кеериг, О. П. Хороведение: учеб. пособие / О. П. Кеериг. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2004. – 188 с.

4. Огороднов, Д. Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле / Д. Е. Огороднов. – Киев: Музична Украина, 1980. – 64 с.

5. Руднева А. В. Русский народный хор и работа с ним. – Москва: Гос. музыкальное изд-во, 1960. – 87 с.

6. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка: учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Самарин. – Москва: Академия, 2002. –

352 с.

7. Соколов, В. Г. Работа с хором / В. Г. Соколов. – 2-е изд. – Москва, 1983. – 160 с.

8. Шамина, Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом /

Л. В. Шамина. – Москва: Музыка, 1988. – 175 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: