Как успешно компании пройти налоговую проверку.




В жизни каждого директора наступает день, когда в организацию приходит налоговый инспектор. Сама по себе налоговая проверка достаточно неприятна, но от нее никуда не денешься. Важно правильно и встретить проверяющих, и организовать проверку.

Налоговые органы при проведении проверки должны соблюдать нормы НК РФ. Однако, как показывает практика, зачастую нарушаются порядок ее проведения и права налогоплательщиков. Как вести себя руководителю, чтобы значительно снизить риск негативных последствий проверки? Единого алгоритма нет. Поэтому решения приходится принимать по ходу проверки в зависимости от того, как складывается ситуация.

 

Ø Семь главных заповедей поведения директора, которые сведут риск доначислений к минимуму.

  Заповедь Комментарии
  Не перегибайте палку. § Ваша задача – защитить интересы бизнеса, а желание показаться осведомленным приведет к тому, что Вы наговорите лишнего. § Если Вам задали непонятный вопрос или Вы ощущаете подвох, никто не запрещает взять паузу и подумать. Выиграв время, Вы можете изучить документы или посоветоваться с юристом. § Выберите оптимальную линию поведения с первого дня проверки. Не стоит выполнять все прихоти и требования инспектора, порой переходящие черту закона. § Другая крайность – противодействовать проверке и развязывать войну с налоговой инспекцией. Такое поведение обернется против Вас. Пример. В первый день проверки директор не пустил контролеров в офис. На второй день налоговики пришли с «группой поддержки» из оперативников. Тогда директору пришлось открыть дверь. Такая тактика обернулась тем, что у компании изъяли документы, жесткие диски и собрали доказательства для доначислений.
  Не поддавайтесь эмоциям.   § Главная установка: рассматривайте общение с проверяющими, как деловые переговоры. Ваша цель – выстроить корректное, уважительное взаимодействие, которое позволит спокойно контролировать процесс налоговой проверки. Ваши действия должны соответствовать критерию «для того, чтобы …», а не «потому, что...». § Сами налоговики придерживаются тактики «вежливые люди», проявляя доброжелательность и участие в проблемах налогоплательщика. Но доверять такому поведению не стоит. Задача налоговиков – найти нарушения. ФНС призывает инспекторов к вежливости Налоговая служба выпустила письмо, в котором призвала контролеров вежливо общаться с компаниями и физлицами.
  Не открывайте доступ к папкам § Заранее определите помещение, где разместятся проверяющие. Место в бухгалтерии – не лучшее решение. Посадив инспекторов поближе к документам и учетным программам, Вы кидаете в землю семена будущих проблем. Разумнее выделить отдельную комнату (не архив), свободную от лишних папок и компьютеров, где установлена программа «1С». § Если такого помещения нет, обратитесь в инспекцию с просьбой провести проверку на ее территории. Для этого подайте заявление, в котором укажите объективные причины (п. 1 ст. 89 НК РФ). Ими могут быть: ü недостаточная площадь офиса; ü отсутствие свободных столов для инспекторов; ü санитарный день, ремонт в офисе; ü пожар, наводнение, обвал крыши и иные чрезвычайные обстоятельства. § Если Вы переусердствуете, не пуская налоговиков, суд расценит это как противодействие. Пример. Компания «Компаунд» попросила налоговиков провести проверку на территории инспекции. При этом документы для проверки не представила, сославшись на то, что архив затопило. Налоговики решили осмотреть помещение, но их не пустила охрана. На проходной инспекторам выдали копию приказа об отпуске руководителя. Приказ содержал оговорку, что на период отпуска директор никому не передает руководство фирмой. В следующий раз налоговиков не пустили из-за командировки директора. И снова он не оставил заместителя. Когда налоговики пришли в третий раз, оказалось, что у компании санитарный день и посторонних не пускают. Когда же налоговикам вместе с полицейскими все-таки удалось прорваться дальше проходной, бухгалтер и директор заперлись в кабинетах. Отдел кадров, производственные и складские помещения были закрыты. Налоговикам пришлось составить акт проверки без документов. В результате компании доначислили 13,3 млн. руб. налогов и штрафов. Суд сделал вывод, что компания намеренно уклонялась от проверки, и согласился с действиями налоговиков (решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.02.2016 №А57-17201/2015).
  Не полагайтесь на здравый смысл сотрудников. § Донесите до сотрудников, как реагировать на просьбы, уговоры и приказы инспекторов. § Поручите главбуху и юристам разработать формы ответов, которые исключат лишние вопросы налоговиков. Неправильно, когда бухгалтеры и другие сотрудники то и дело бегают объяснять проверяющим, откуда взялась та или иная цифра. Введите правило: о каждом обращении контролеров сотрудник обязан сообщить ответственному за проверку. § Ответственным назначайте человека, который имеет рычаги давления на персонал, адекватного, стрессоустойчивого и хорошо разбирающегося в налогах. Можно назначить Вашего заместителя, финансового директора или юриста. § Общаться с налоговиками должны эмоционально устойчивые сотрудники. Задушевные разговоры и откровения с инспекторами в курилках – не редкость. Налоговики часто используют это как способ собрать информацию. Важных свидетелей готовьте заранее. Объясните им, как отвечать на вопросы налоговиков, или проведите тренинг. § Еще предупредите сотрудников, чтобы они не оставляли улики на рабочем месте. Пример. Компания вела двойную бухгалтерию и кодировала реальные данные условными обозначениями. Исполнитель, который вел учет, оставил на компьютере многочисленные памятки, как не запутаться в кодах. На допросе сотрудник, понимая, что терять ему нечего, рассказал налоговикам, как расшифровываются коды.
  Не надейтесь на память. § Заведите «дневник проверки». Оформите его в обычной тетрадке или сделайте таблицу в Excel. § Поручите ответственному сотруднику за проверку фиксировать в дневнике действия инспекторов (приостановление, продление проверки, запросы, выемки, экспертизы и т. п.). Так Вы отследите запросы налоговиков и представленные документы. Проанализировав данные «дневника», можно спрогнозировать претензии инспекторов. А значит, усилить Вашу позицию в возможном споре. Ценность «дневника» еще и в том, что он позволяет выявить и зафиксировать нарушения со стороны контролеров. Пример. Налоговики провели выемку документов. Обосновали тем, что руководитель отказался получить соответствующее требование. Отказ подписали двое понятых. Восстановив ход проверки по «дневнику», мы выяснили, что директор никак не мог отказаться от требования, так как в тот день был за границей. Это подтвердила отметка в загранпаспорте. Суд признал незаконным решение о проверке и выемке документов.
  Не недооценивайте контролеров. Пример: Опытный инспектор и сильный специалист, приходя на проверку, прикидывался «божьим одуванчиком». Казалось, он не понимает даже азов бухгалтерского и налогового учета. Постоянно просил ему что-то подсказать. Через пару дней сотрудники компании расслаблялись, начинали подтрунивать над некомпетентностью инспектора. В ответ тот только краснел и неумело отшучивался. Затем расслабление переходило в разгильдяйство: передаваемые документы не отслеживали. Контролеру предоставляли неограниченный доступ к «1С». А директору докладывали, что все под контролем. Ситуация перевернулась с ног на голову в день вручения увесистого, качественного акта по результатам налоговой проверки. Бухгалтерия бледнела, директор краснел, а инспектор разговаривал уже совсем по-другому.
  Не бойтесь возражать. § Часто налоговики, запрашивая документы, перегибают палку. В итоге бухгалтерия круглосуточно распечатывает бумаги, не успевая менять картриджи в принтерах. Если Вы чувствуете, что претензии или запросы налоговиков необоснованные, нестандартное мышление поможет выйти из тупиковой ситуации. Пример. Одной компании инспекция выставила обширное требование о представлении копий документов. Чтобы обжаловать требование в суде, компания привела расчеты, измерив претензии инспекции в автомобилях «Газель». Аргументация показалась суду убедительной, и он отменил требование налоговиков. § Однако не стоит прибегать и к излишней находчивости. Например, компания не представила инспекции запрошенные документы, сославшись на то, что их изъяли правоохранительные органы. В качестве доказательства предъявила протокол выемки бумаг следователем, подписанный двумя понятыми. Сделав запросы в профильные службы, налоговики выяснили, что понятых с такими ФИО нет, а изымавший документы «следователь» не служил в органах. Как отреагировали на эту «изобретательность» правоохранительные органы, история умалчивает.

 

Ø Табу, которые никогда нельзя нарушать при общении с контролерами.

· Запугивать нельзя никого и никогда, к тому же у налоговой инспекции есть возможность защитить своих сотрудников.

· Предлагать взятку должностному лицу не только уголовно наказуемо, но и сам факт предложения взятки говорит о генеральном директоре как о человеке, не уважающем работу инспектора и считающем, что налоговика можно купить.

· Не надо заискивать и кивать налоговому инспектору, прикидываясь малопонимающим директором, которого подводят бухгалтеры один за другим, и радоваться тому, что вот наконец-то налоговики и вывели их на чистую воду. Некоторые директора пытаются дарить продукцию собственного производства или товары, которыми торгует компания. Но здесь есть свои подводные камни: Вы можете отдать больше, чем составит сумма штрафа, или налоговик подумает: раз Вы откупаетесь, значит, есть что искать.

 

Ø Итоговый перечень Ваших действий, если пришла налоговая проверка.

· проверьте решение и служебные удостоверения проверяющих инспекторов;

· выделите отдельное помещение;

· если в Вашем офисе нет места, напишите письмо в инспекцию;

· назначьте ответственного сотрудника отвечающего за проверку;

· проведите инструктаж сотрудников;

· заведите «дневник проверки»;

· сохраняйте все документы по проверке: решение, требования, описи, акт проверки и т. п.

· документы передавайте строго по описи;

· фиксируйте нарушения инспекции;

· проведите налоговый аудит: возможно, у Вас есть переплаты по налогам, которые перекроют доначисления.

 

Хотите Вы или нет, но если проверяющие пришли с проверкой, то нарушения они все равно найдут. Не сразу, так позже, иначе они даром едят свой хлеб. Поэтому отнеситесь к приходу инспекторов как к чему-то мешающему нормальной жизни, но неизбежному.

Это та же сплошная аудиторская проверка, только со штрафными санкциями. За найденные минимальные нарушения Вы отделаетесь минимальными штрафами, за максимальные – большими. И знайте одно: работа компании все равно продолжится (только если компания не занимается незаконной деятельностью).

Удачного прохождения налоговой проверки всем нам!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: