Преимущества и недостатки республики и монархии.




Монархия и республика – это древние формы правления. Каждая из них имеет сложное строение и свои плюсыи минусы.

 

МОНАРХИЯ

Автор Английской конституции Уолтер Бэйгхот говорил: «Монархия – это форма правления, при которой внимание людей сосредоточивается на одном человеке, совершающем великие дела».Наиболее естественной формой правления, самой лучшей и правильной, считал монархию греческий философ Аристотель. По его определению она из народа вырастает и для народа существует.

Главным признаком любой монархии служит наличие единственного главы, у которого власть пожизненная, передаваемая по наследству. Именно он представляет страну на политической арене, а также является хранителем и гарантом преемственности традиций.

 

Виды монархии:

  1. Абсолютная, или самодержавие: монарх – помазанник Божий, символ нравственности. (Бруней, Ватикан, страны Аравийского полуострова)
  2. Конституционная, когда правление осуществляет парламент, а у монарха роль почти декоративная. Однако многие конституционные монархии по-прежнему сохраняют значительную власть или политическое влияние, например, через определённые резервные полномочия, которые также могут играть важную политическую роль. (Испания, Дания, Великобритания, Марокко, Малайзия, Таиланд, Иордания, Нидерланды, Швеция). Фактически это «коронованные республики».

 

В реальности в разных странах разные ограничения власти монархов – от полного единоличия власти (Бруней, Оман) до выборности (Малайзия, Ватикан, Камбоджа)

ПРЕИМУЩЕСТВА:

  1. Очень быстро принимаются решения и так же скоро реализуются. Все зависит от единственного человека. Никаких прений-обсуждений. А это особенно существенно и эффективно, когда для страны наступило тяжкое время. Даже если власть монарха – формальность, ему по силам стать символом единения государства.
  2. Легче осуществить долгосрочные преобразования в государстве. Замена лидеров одного на другого при демократии грозит и сменой курса, часто на резко противоположный. А это может угрожать благосостоянию страны и ее граждан. Но монарх способен реализовать кардинальные преобразования, которые непопулярны в настоящее время, зато необходимые в дальнейшем.
  3. Монарх не стремится к улучшению собственного благосостояния за государственный счет. Это очевидно, он сам – государство.
  4. Единство власти – единство государства. Монарх – это не просто единоличная власть, это и прочная система власти.
  5. Исключено пришествие к власти случайного человека.Монарх с детства воспитывается как будущий глава государства, что позволяет ему приобретать навыки необходимые для такой должности
  6. Борьбу за власть и дворцовые интриги не исключены, но они не принимают таких огромных масштабов, и не отвлекают такое количество денежных, временных и других ресурсов, как при демократии.

 

НЕДОСТАТКИ

 

  1. Никто не может дать гарантии, что преемник окажется хорошим правителем, что он окажется способным на верные решения, что может повести за собой народ, или наоборот, что он не окажется тираном. И тогда монархия легко превратится в диктатуру.
  2. История знает немало примеров кровавой борьбы за регентство при малолетнем монархе или престол, когда наследниками убит и монарх, и другие претенденты. А сменить монарха вряд ли удастся.
  3. Монарх быстро, твердо и единолично принимает решения. Но никакой ответственности ни перед кем он за это не несет, даже если они противоречат государственным интересам.
  4. О плюрализме при монархии говорить не приходится.
  5. Монархия самим существованием способствует нарушению принципа равенства людей.
  6. Средства на ее содержание из государственного бюджета расходуются немалые. Для небольших государств это особенно накладно.

 

Писатель Бернар Вербер в своей книге «Дыхание Богов» писал: «Уязвимость любой монархии в том, что вся власть сконцентрирована в одних руках. Гибель одного человека влекла за собой гибель всей системы ».

 

РЕСПУБЛИКА (ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ)

Виды республик:

- парламентска я: верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Есть премьер-министр, на которого возложены и представительские функции. (Финляндия, Германия, Италия и многие страны Европы)

- президентска я: в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент(США, Казахстан, Бразилия и большинство стран Латинской Америки)

- парламентско-президентская: президентская власть сочетается с наличием контроля парламента за деятельностью правительства, которое формируется президентом с участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны (Россия, Португалия, Франция)

 

В реальности во многих странах есть своя специфика демократической формы правления, тот или иной баланс между ветвями власти.

 

ДОСТОИНСТВА

1. правительство должно учитывать интересы народа и нести перед ним ответственности за принятые им решения и законы.

2. разделение властей между органами государственной власти (исполнительная, законодательная и судебная).

3. "Эластичность" власти (При сильном напряжении в обществе власть сменяется)

4. Учитываются интересы меньшинств, соблюдение прав человека (законы).

 

 

НЕДОСТАТКИ

1. нет гарантии, что выбор населения будет верным и к правлению может прийти человек, который не способен править справедливо и с выгодой для страны (так Гитлер пришел к власти выборным путем).

2. ограничена возможностьбыстрого принятия решения;

3. большие возможности для коррупции. Адольф Гитлер говорил: «Если взять республику, где весь народ выбирает главу государства, то с помощью денег, рекламы, и тому подобных вещей на этот пост можно воздвигнуть просто шута горохового».

4. представители власти, зависимые от выборов, балансируют между диктатурой и охлократией (власть толпы, популизм). Часто, наобещав «пряников» для избирателей, чтобы выиграть выборы, придя к власти и столкнувшись с реальностью, вынуждены принимать жесткие меры.

5. Часто народ может выбрать в представители власти просто «хорошего человека», не учитывая его компетентность.

6. Затруднено принятие непопулярных решений.

 

 

Подводя итог всему сказанному, заметим, что, несмотря на то, что республика считается более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией не завершен и по сей день. В последние годы процесс «республиканизации» замедлился, а монархические государства не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Таким образом, видно, что четкой границы между плохой и хорошей формами правления в современном мире не существует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: