Keywords: I. Bosch, culture, symbolism, heresy, art, Northern Renaissance.




Загадочный мир символов Иеронима Босха

Шестопалова Ю.С., Столповский В.И, бакалавры, 2 курс

научный руководитель: к.и.н ., доц. Татаренкова Е.А.

 

В статье рассматривается проблема творчества Иеронима Босха, разные подходы к восприятию его творений и расшифровки символов, изображенных на них. Поставлен вопрос выявленияить общихе черты его символистического видения мира.

Ключевые слова: И. Босх, культура, символизм, ериетичество, искусство, северное возрождение.

The mysterious world of the symbols of Hieronymus Bosch

Shestopalova J.S., Stolpovsky V.I.

 

The article considered the problem of creativity Hieronymus Bosch, different approaches to the perception of his works and the decoding of the symbols depicted on them. The question is raised to reveal the common features of his symbolic vision of the world.

Keywords: I. Bosch, culture, symbolism, heresy, art, Northern Renaissance.

Иероним Босх является одним из самых загадочных живописцев Северного Возрождения. Не смотря на то, что в наследство Босх оставил всего пару десятков картин и изображений, он внес неоценимый вклад в развитие западноевропейского искусства. Его революционная для того времени манера творчества, множество тёмных и неизвестных пятен в его биографии, всегда давали повод для жаркой дискуссии исследователям и почитателям его таланта: одни считали его ревностным католиком, другие свято верили в то, что он латентный еретик, третьи относили его к приверженцам алхимии. Эксцентричное искусство Босха нельзя ограничивать рамками какого-либо одного угла зрения, его стоит рассматривать с разных сторон из-за специфичности его мировоззрения.

Спор о том, что Босх зашифровал в своих произведениях тайные еретические послания продолжается уже без малого пять5 веков. Одним из современных авторов, придерживающихся данной теории, является Линда Харрис. Она уверена, что ересь художника берет свои корни в дуалистическом катаро-манихейском учении. Согласно данному религиозному течению, необходимо вырваться из окружающего их страшного мира путем аскетизма и изнурения себя. В данной религиозной концепции Бог и Дьявол меняются местами. И если мы начнем детально рассматривать произведения Босха, то можно заметить явную неканоническую, местами антиклерикальную интерпретацию библейских сюжетов, где композиционная составляющая концентрируется вокруг таких элементов как свет и тьма, рай и ад, духовное и материальное. Его фантасмагорические образы были слишком своеобразны и являлись абсолютно новым концептом для Средневекового искусства, наполненным одержимостью художника идеями о грехе, колдовстве, человеческих пороках, распространённых накануне Реформации.

Джозеф Кернер писал, что «Босх объединяет свое видение библейских сюжетов, мироощущения с демоническими созданиями. Он привносит в свои работы дьявольское подражание и это не простая близость. Босх пишет картины таким образом, чтобы зрители не знали, что они видят» [1, s.96]. Несомненно, данный факт не мог не заинтересовать различные круги населения, будь то религиозные фанатики, либо члены какого-либо тайного сообщества. И те и другиеИ те, и другие гадали, какое понимание образа мира предлагает что же хотел сказать автор в своихей работахой на грани еретичества Босх?

Антиклерикальная направленность и отступление от канонов выразительнее всего проявляются в триптихе «Страшный суд», иллюстрирующий один из классических библейских сюжетов. Поверхностный взгляд на данное произведение не выявит проявления каких бы то ни было еретических элементов, но сопоставление изображения с мировоззрением катаров сразу наведёт на мысль о том, что Босх не просто пытается представить концепцию смерти или идею разрушения, а зрит в саму сущность этого неизбежного процесса, изображая самые изощренные способы проявления крайней формы аскезы и самобичевания.; Ввсе это косвенно дпоказывает то, что художник был все-таки посвящен в еретические учения и имел некоторое представление об этом. Стоит отметить, что наличие обнаженных тел показывает не только всю безнадёжность человеческого положения, сколько презрение автора к порочности и разврату. Немецкий профессор истории искусства Моника Лейш-Кисль говорит об этой картине так: «Почти 2/3 от общего впечатления от шедевра – это ужасная нервозность и беспокойство. Смотря на различные элементы, следуя мерцающему свету на картине и языку пламени, взгляд останавливается на невообразимых существах, написанных в реалистичной манере. Такое ощущение, что эта картина состоит не из общего мира, а из хаоса. Но это не что иное, как бритвенно-острый ужас» [2; s.13].

Перейдем к другому, не менее значимому произведению Босха «Поклонение волхвов». В нем так же на первый взгляд взят обычный библейский сюжет. Однако если присмотреться, то можно найти немало символов, которые могут давать отсылку, как к ереси. Во-первых, стоит обратить пристальное внимание на центральную часть триптиха. На переднем плане изображены волхвы, облаченные в церковные одежды и поклоняющиеся как бы застывшим в безжизненных позах фигурам Мадонны и Христа. Приносимые волхвами дары представляют собой мини-скульптуру на ветхозаветный сюжет о жертвоприношении Исаака. В Средневековье данный образ считался олицетворением жертвенности Христа, и согласно мнению множества ученых, данный элемент позволяет Босху связать приношения волхвов с мессой. Рассматривая эту скульптуру видно, что скульптура Исаака стоит на жабах, которые в свою очередь ассоциировались с дьяволом, что прямо указывает на то, что Босх связывал Ветхий и Новый завет, да и в целом церковь с тьмой и бесовщиной.

В центре композиции мы можем увидеть изображение вертепа, который традиционно поразмещался в произведениях на схожую проблематику. Однако с еретической точки зрения его можно трактовать как своеобразный «дом дьявола», на что указывают следующие компоненты: во-первых, внутри вертепа изображена толпа, во главе которой странная демоническая фигура, увенчанная подобием тернового венца. Она может являться воплощением Антихриста, сочетая в себе образы Папы Римского (полоска ткани между ног, которая использовалась как атрибут облачения представителей католического духовенства), иудейского первосвященника Каифы (изображение колокольчика на подоле его одеяния), предавшем суду Христа, так и Иродом. Во-вторых, изображение раны на ноге может намекать на кожное заболевание Ирода, которое зафиксировано в некоторых средневековых мистериях, к тому же для катаров Ирод был воплощением официальной церкви, рвущейся убить Христа. Окружающая данное существо толпа, скорее всего, является аналогией духовенства, которое служит ложному, дьявольскому учению. Изображенная поодаль пара мужчины и женщины, подвергаемые нападению стаей волков, может восприниматься как олицетворение церковной общины, раздираемой демонами, или же, как еретики, преследуемые инквизицией.

Столь резкое непринятие Босхом официальной церкви может быть вызвано и объективными причинами. Известно, что время жизни Босха - это период упадка моральных устоев церкви, отхода от принципов "истинного" христианства, распространения упаднических настроений среди всех социальных слоёв. В памяти людей еще живы были воспоминания о понтификате печально известного Александра VI, жадность церкви до богатства, и лицемерие клириков. Нравы простого люда были не менее развращенными: повсеместное невежество, жестокость и безнравственность. В это время, как некогда раньше, люди искали оправдание всему происходящему в происках Дьявола и прочей нечистой силы, в результате чего церкви пришлось подстраиваться под новые реалии и позволить общенародной культуре срастись с официальными религиозными догмами, тем самым приблизив церковь к неизбежной Реформации, наступившей спустя пятнадцать15 месяцев после смерти Босха.

Среди образов, используемых художником,его картин особое положение занимают животные. Они являются не только регулярными персонажами приданий и сказок, образы и символический концепт которых менялся в зависимости от эпохи религиозных и моральных ассоциаций, но и основными спутниками мистицизма. В культуре Западной Европы традиционно существовала библейская демаркация «чистых» и «нечистых» существ. Различные бестиаристы противопоставляли животных, символизировавших Христа (орел, феникс, пеликан) тварям, вызывавшим ассоциации с образом дьявола (жаба, обезьяна, сова). Природа являлась своеобразной ареной постоянной борьбы добрых и злых сил, и Босх лишь расширил рамки этого непрекращающегося противостояния, перенеся ее в мир людей, чтобы ярче продемонстрировать духовный мир человеческой души. Одним из самых распространённых животных изображений в произведениях Босха изображений является сова, которая в средневековье часто ассоциировалась с дьяволом. Ведущая исключительно ночной образ жизни, охотящаяся в темноте птица стала весьма подходящим символом для сатаны. У Босха сова является постоянным свидетелем глупых или вызывающих поступков людей, что может так же интерпретироваться как символ искушения и обмана.

Еще одним интересным символом иллюзорного удовольствия и сладострастия являются изображения фруктов, ягод и семян. Но в катаро-манихейской традиции данные элементы приобретают дополнительный смысл. Семена и плоды интерпретировались как некое «ядро души человека», которое по мере своего перерождения всё глубже погружается в пучину материального мира и всё дальше отдаляется от Бога. Пренебрежительно Босх относится и к музыке и музыкальным инструментам. В его представлении музыка являлась изобретением Сатаны, с помощью которого он соблазнял людей совершать грехи, впадать в сладострастие. То есть музыка заставляла людей забывать о каких-либо духовных стремлениях и становиться пленниками материального мира. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» даже получила своё название «Музыкальный ад». Здесь художник использовал музыкальные образы весьма необычно: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой. Всё это в совокупности с общей стилистикой должно было стать ярчайшей иллюстрацией порочности и бренности мира.

Произведения Босха можно воспринимать как отражение социально-экономической действительности его государства в те времена. В период молодости художника Нидерланды перешли под Габсбургское покровительство. Именно с этого момента здесь начинается засилье испанских чиновников и феодалов, установление непосильных налогов для местного населения, разорение хозяйств, обнищание простого народа и широкое развёртывание деятельности святой инквизиции, а также втягивание голландцев в бесконечные континентальные войны, который с периодически возникающими вспышками чумы значительно влияли на демографическое состояние населения. В экстравагантности образов Босха легко угадывается сопереживание автора судьбе своей и родиныродины и своих соотечественников.

Не смотря на всю убедительность всех вышеперечисленных доводов и доказательств, касающихся причастия Босха к различным еретическим сектам, возникаетвстаёт вопрос: как ему удавалось скрывать свою принадлежность к подобным сомнительным религиозным элементам в то время, когда по всей Европе свирепствовала безжалостная инквизиция? Когда с благословления папы издавался специальный антидемонологический трактат «Молот Ведьм», а любой, даже самый незначительный намёк на отклонение от установленных религиозных норм мог восприниматься как самое настоящее проявление еретических настроений? Конечно, возможно, что всё это не более чем совпадение и плод фантазий жадных до сенсаций исследователей-утопистов. А может всё дело в мастерстве самого автора, его тонком, неповторимом восприятии окружающего мира и невероятном таланте совмещать не совмещаемое, балансировать на грани между строгим следованием канонов и маниакальным стремлением выразить через своё творчество пренебрежительное отношение к утвердившимся порядкам, а его живопись можно воспринимать как своеобразный вызов современному ему миру? Увы, современная наука пока не готова дать ответ на этот вопрос, и нам всего лишь остаётся любоваться произведениями этого средневекового гения и пытаться расшифровать его манящий и загадочный символический мир.

Список источников и литературы:

1. Koerner, Joseph. “Impossible Objects: Bosch’s Realism.” RES: Anthropology and Aesthetics 46 (2004): 73-97. JSTOR. Web. 3 Mar. 2011.

2. Monika Leisch-Kiesl. Bilder der Angst. Loretan, Adrian/Luzatto, Franco (Hg.), Gespenster der Angst. Gesellschaftliche Ängsteals theologische Herausforderung, Kontext Europa (Theologie Ost – West. Europäische Perspektiven 3), Münster 2004, 11–26.

3. Philip L.B. Bosch Hieronymus. New York: H.N. Abrams, 1980. 40 p.

4. Бозинг В. Иероним Босх. Между Адом и Раем. Около 1450-1516. М., 2008.

5. Гордеева М. Великие художники. Том 34. Иероним Босх. М., 2010.

6. Харрис Л. Тайная ересь Иеронима Босха. М., 2014.

7. Х е йзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. М.,1988.

8. Блинова О. В. Алхимия и её символика в творчестве Иеронима Босха // Науковедение. — 2000. — № 1. — С. 82—127



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: