Сотворение Адама (ок. 1511) (см. слайд)
Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джордже Вазари описывал Адама как фигуру, "чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного". Прекрасно сложенный Адам еще остается неподвижным, лишенным жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в свое создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем пальца Адама. Именно "почти". Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот "пробьет" сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.
"Сотворение Адама" представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу Юлия II в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу Если на боковых стенах капеллы представлены эпоха Закона (Моисей) и эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка посвящена самому началу истории человечества, описанному в Книге Бытия. Сцены из нее распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая - Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая. Последняя повествует об истории Ноя. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но вместе с тем в ней, несомненно, воплотилась и ренессансная мысль.
|
Картины на деревянных досках.
Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы (ок. 1495) (см. слайд)
Незаконченная картина на деревянной доске "Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы". Ее принято называть "Манчестерской Мадонной", поскольку впервые она была показана широкой публике на выставке 1857 года, прошедшей в Манчестере. "Манчестерская Мадонна" отличается стилем и тем, что написана темперой, а не маслом (вскоре ее сменившим). Все это позволяет отнести "Мадонну" к самым ранним работам Микеланджело. В качестве материала для доски ренессансные художники (и Микеланджело тут не исключение) использовали тополь. Кисти Микеланджело принадлежат еще две картины на деревянных досках, "Леда и лебедь" и "Искушение св. Антония", но они дошли до нас только в копиях.
Микеланджело рассматривал искусство как свободную деятельность, а не ремесло. Он оставался аристократом, как и был им по рождению. Он открыто соперничал со своим менее знатным, но не менее выдающимся современником Леонардо да Винчи.
Микеланджело умер в1564 году оставив множество своих замыслов неисполненными.
Рафаэль Санти (1483-1520) На его век было отпущено всего37 лет
Родился в семье придворного художника в городе Урбино. В 1500 году переехал в Перуджу, чтобы совершенствовать мастерство. Позднее художник отправился в Рим, где создал настенные росписи покоев Папы римского в Ватикане (см. слайд)
|
Сикстинская Мадонна (1512-1514) – наиболее знаменитое творение художника. (см. слайд) МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ Мадонна с младенцем относятся к образам, наиболее часто встречающимся в творчестве Рафаэля. Впрочем, это не удивительно, поскольку этот сюжет был наиболее распространенным во всем христианском искусстве. Рафаэль был одним из немногих художников, которые могли вновь и вновь возвращаться к этой теме, не повторяясь и не сбиваясь на стереотипы. Он постоянно находил оригинальные композиционные решения - изящные, гармоничные, воздушные, не гонясь при этом за новшеством ради новшества. Его картины, изображающие Мадонну с младенцем, различаются по размеру и настроению. Среди них можно встретить и маленькие интимные картинки для частных коллекций, и величественные холсты, рассчитанные на всеобщее обозрение. Мадонна под балдахином (см. слайд)
Портрет Маддалены Доим (см. слайд)
АРХИТЕКТУРА
После смерти Донато Браманте Рафаэль становится самым признанным архитектором эпохи Высокого Возрождения. Правда, большинство его архитектурных сооружений после смерти художника так. и не были доведены до конца, а те строения, которые ему удалось завершить, не дожили до наших дней. Таким образом, нам трудно сейчас судить о масштабе достижений Рафаэля-архитектора, однако немногочисленные уцелевшие постройки дают возможность говорить о его таланте. К таким сооружениям относятся интерьер капеллы Киджи (начата в 1512 году) в римской церкви Санта-Мария дель Пополо и те части построек, которые Рафаэль успел завершить на вилле Медичи, расположенной на склонах Монте-Марио, вблизи Ватикана. Работа над виллой Медичи была заказана художнику в 1516 году кардиналом Джулио Медичи. Рафаэль успел закончить только садовую лоджию (см. слайд), однако она, стилизованная под элегантный античный римский интерьер, украшенная алебастровыми барельефами и узорным орнаментом, остается образцом искусства эпохи Ренессанса.
Рафаэль с наибольшей актуальностью выразил ренессансный идеал человека. Он синтезировал все предшествующие ему достижения Возрождения, определив дальнейшее развитие гуманистических идей в искусстве.