ЗАДАНИЕ 6
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
В этом задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. Чаще всего допускаются ошибки в образовании формы:
1) сравнительной и превосходной степени прилагательных;
2) собирательных числительных;
3) целых и дробных числительных;
4) родительного падежа числительных;
5) именительного и родительного падежа множественного числа существительных;
6) косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога
Образование форм сравнительной степени | ||||
Начальная форма | Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
(простая) | (составная) | (простая) | (составная) | |
светлый | светлЕЕ, | более (менее) светлЫЙ. | светлЕИ- Ший | самый светлЫЙ; светлЕЕ всех; наиболее светлый. |
В этой таблице представлено образование степеней сравнения прилагательного светлый. Если прилагательное в составной сравнительной или превосходной степени, то оно остается в начальной форме (искл. составляют случаи со словом «всех» (умнее, красивее, талантливее и т.п.)
> Обратите внимание!
ü Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!
Неправильно говорить: наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейший и т.п.
Правильный вариант: наиболее умный; менее красивый; самый талантливый.
Образование форм числительных | ||
Числительные | Пример Ошибок | Правило и правильные варианты |
а) сложные | Нет шестьсот рублей, о четырёхсоткнигах и т.п | При склонении у сложных числительных изменяются обе части (четырёхсот (р.п.), четыремстам (д.п.), четырьмястами (тв.п.), о четырехстах (п.п.), Правильный вариант: нет шестисот рублей, о четырёхстах книгах. |
б) составные | Тремя тысячами пятистами восьмидесятью семью | При склонении составных числительных изменяется каждое слово (трём тысячам семистам пятидесяти двум (д.п.), пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (тв.п); Правильный вариант: Тремя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью |
в) дробные | При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трёх (каких?) седьмых; пяти (каким?) девятым). | |
г) полтора и полтораста | Полторами стаканами, полутора- стам друзьям | Числительныеполтора (ж.р. — полторы) и полтораста в им. и Вин. п.имеют указанную форму, а во всех остальных падежах — форму полутора и полутораста (полторы чашки (и.п.), полутора чашек (р.п.), полтораста центнеров (и.п.), полутораста центнерами (т.п.)). Правильный вариант: Полутора стаканами, полуторастадрузьям. |
д) сорок, девяносто, сто | Девяностомтетрадям; о сорокахсобытиях; к стам книгам | Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: им.п. и вин.п. — сорок, девяносто, сто, остальные падежи — сорока, девяноста, ста. Правильный вариант: девяноста тетрадям; о сорокасобытиях; к ста книгам. |
е) собиратель- ные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро | Двое девчонок, семеро жен -щин, трое кошек | Эти числительные употребляются только а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот; б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц; в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении «человек»), пятеро подозрительных лиц, трое ребят; г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро; д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж; д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат. Обратите внимание! Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных! Правильный вариант: Две девчонки, семь женщин, три кошки |
ж) собирательные оба-обе | К обоимстарушкам, у обеих мальчиков | Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям). Правильный вариант: к обеим старушкам, у обоих мальчиков |
Образование форм глагола | |
Пример ошибок | Правило и правильный вариант |
Поклади в сумку, ехай быстрей, я победю его | Запомните: а) формы повелительного наклонения глаголов: ехать - поезжай (-те); лечь —ляг (-те); б) глагол класть употребляется только без приставки; в) глаголы с корнем –лож-только с приставкой (положить, выложить и Т.П.). г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п. Правильный вариант: Положи в сумку, поезжай быстрей, смогу победить его |
Образование форм местоимений | |
Пример ошибок | Правило и правильный вариант |
Посредиего, внутри них, ближе неё, ихняя судьба | а) К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзадии др., управляющих родительным падежом: вокруг Них, сзади Него. б) После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутрии др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей. в) После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше её. г) Обратите внимание! Притяжательное местоимение их имеет только эту форму! Ихний — это ошибка! Правильный вариант: Посреди него, внутри их, ближе её, их судьба |
Варианты падежных окончаний имен существительных | |
Пример ошибок | Правило и правильный вариант |
Двое сапог ов, несколько румын ов, взвод солдат ов, пять ампер ов, красивых полотенц ев | Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на твёрдый согласный в род.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают: 1) парные предметы: варежки — варежек (но: носки — носков); 2) национальность (если основа оканчивается на нили р): армяне-армян, болгары — болгар (но: калмыков, киргизов,таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); 3) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но; минёров, сапёров); 4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран(но: граммов, килограммов); 5) а также существительные ж.р. на -ня и ср.р. на-це: башня — башен, басня - басен; блюдце- блюдец, зеркальце -зеркалец, одеяльце - одеялец, полотенце - полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев) Правильный вариант: Двое сапог, несколько румын, взвод солдат, пять ампер, красивых полотенец |
Молодые инженерА | Окончание -ы (-и) употребляется; а) у заимствованных существительных на -ер (-ёр): шофёры: б) у заимствованных неодуш. и одуш. сущ. на -тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора): Правильный вариант: Молодые инженер ы |
Кусок сыр А | Окончание -у (-ю) употребляется: а) у вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахар А): б) у отвлеченных и собирательных сущ. в сочетании со словами много, мало: много шумУ, мало народУ Правильный вариант: Кусок сыр У |
Пять апельсин, вкусных яблоков | Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ов: лимон ов, баклажан ов (но: яблок) Правильный вариант: Пять апельсин ов, вкусных яблок |
Существительные ср.р. на -ье в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ий: снадобье- снадобий, захолустье — захолустий(но: платьев, устьев, низовьев, верховьев) |
Решите самостоятельно
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) полутораста книгам
2) толковые инженера
3) трех восьмых
4) наименее удобный
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) всех милее
2) ящик мандаринов
3) подошел к ему
4) жарких пустынь
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) Курсантских погонов
2) несколько платьев
3) с восьмьюстами семьюдесятью
4) лягте на пол
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) более честный
2) обеим подругам
3) много претензий
4) двум третьих стакана
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) много народу
2) семисот двадцати
3) группа англичан
4) директоры заводов
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) двести килограмм
2) выступали профессора
3) их предложения
4) более красивый
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) пара сапог
2) ехайте быстрее
3) шесть гусаров
4) мало народу
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) шире реки
2) наименее удобный
3) двадцать двое суток
4) выложите на тарелку
9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) двумстам сорока трем
2) рядом с ними
3) самый умнейший
4) плантации чая
10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) видели арабов
2) к обоим старикам
3) авторы пособий
4) пятистами рублями
11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) приближаются выборы
2) трехсот девяноста писем
3) не реже двух раз
4) в двухтысяч восьмом году
12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) построили катера
2) пара цапель
3) более тише
4) два ведра баклажанов
13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) не хотят ехать
2) несколько кочерёг
3) много басен
4) отбежи в сторону
14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) после заморозков
2) менее сладкий
3) несколько армянов
4) клади аккуратнее
15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) семьюстами соснами
2) сладких яблок
3) более организованно
4) отряд партизанов
16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) взвод солдатов
2) наиболее хорошие
3) четыре девочки
4) от синих сумерек
17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) до полных потемок
2) двое татаров
3) менее доступный
4) младше их
18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) пряники на меду
2) в полуторастах километрах
3) трое лисят
4) пара туфель
19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) восьмиметровый шест
2) три штуки ножниц
3) стояли вокруг их
4) слабее ребенка
20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) много дынь
2) более худшие привычки
3) мимо них.
4) сумею убедить
21. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) смогу победить
2) кошка мурлычет
3) наиболее решительно
4) шла сзади его
22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) трое племянниц
2) в девятистах сёлах
3) нет мест
4) несколько варежек
23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) грамотные бухгалтеры
2) девятистами пятидесятые рублями
3) гляди в оба
4) простейшая задача
24. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в обеих руках
2) полезайте наверх
3) двое собак
4) сладчайший сон
25. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) по их приказу
2) весёлые шоферы
3) глубочайшие моря
4) более пятиста ребят
26. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) по обоим сторонам
2) пять суток
3) лажу по деревьям
4) разожжёт огонь
27. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) к тысяча девятьсот сорок пятому году
2) самый простой
3) наклонился к ним
4) наиболее храбрейший
28. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) ляжьте ровно
2) полтораста дворов
3) недостает пятисот рублей
4) тончайший из них
29. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) двое очков
2) весьма медленно
3) ложи на стол
4) мастера своего дела
30. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) высыпи мусор
2) пригляделся к ней
3) свиные окорока
4) моих раздумьев
Домашнее задание:
1. вариант № 7164460
2. вариант № 7164469
Ответы
|
№ зад. | ||||||||||
ответ |
№ зад. | ||||||||||
ответ |