1. Цель работы
Ознакомление с методикой определения величины приведенного коэффициента трения во вращательной кинематической паре (подшипнике скольжения)методом выбега.
2. Основные положения
Трение в поступательной кинематической паре
Величину коэффициента трения в поступательной кинематической паре можно определить, используя закон Амонтона – Кулона, в соответствии с которым величина силы трения F прямо пропорциональна нормальной силе:
F= f×N, (1)
где F – сила трения между соприкасающимися поверхностями,
N – нормальная сила,
f – коэффициент трения скольжения.
Трение в поступательной кинематической паре можно проиллюстрировать схемой, изображённой на рис. 1. Сила трения F, приложенная к ползуну, направлена в сторону, противоположную вектору скорости его движения . С учётом (1) и рис. 1 можно получить
Рис. 1. Силы в поступательной
кинематической паре
,
где j – угол трения скольжения причём .
Реакция отклоняется от нормали на угол j в сторону, противоположную скорости .
Величина f зависит от шероховатости трущихся поверхностей и материалов, наличия и качества смазки, температуры поверхностей и т.д.
Величину коэффициента трения скольжения f можно определить
а) экспериментально, путем расчета величины N и измерения величины F;
б) с использованием справочной литературы.
Трение во вращательной кинематической паре
Его можно проиллюстрировать схемой, приведённой на рис. 2. Здесь:
А – точка приложения нормальной реакции ;
– равнодействующая всех нормальных сил (эпюра этих сил может иметь различный вид).
– сила трения (равнодействующая всех сил трения, распределенных по поверхности контакта).
|
– сила давления цапфы вала на опору (корпус подшипника).
Рис. 2. Силы во вращательной кинематической паре
Исходя из условия равновесия вала, можно записать
, причём ,
где – сила реакции во вращательной кинематической паре,
– радиус круга трения,
j' – угол трения.
Так как угол невелик, то можно условно принять
где – приведенный коэффициент трения скольжения во вращательной кинематической паре.
Во вращательной паре реакция отстоит от оси вращения на величину радиуса круга трения – r. Сила всегда касательна к кругу трения.
Момент трения .
Величину f ' можно определить экспериментально (см. данную лабораторную работу), приближенно по эмпирическим формулам. Например, для нового и изношенного подшипников, эпюры распределения давлений в которых приведены на рис. 3, приведенные коэффициенты трения определяются следующим образом.
Новый подшипник Изношенный подшипник
а б
Рис. 3. Эпюры распределения давлений в новом (а) и изношенном (б)
подшипниках скольжения
Для нового подшипника, у которого зазор очень мал, величину f' можно вычислить по формуле
,
а для изношенного (со значительным зазором) – по формуле
,
где f – коэффициент трения скольжения в поступательной кинематической паре
(берется из справочной литературы).
Трение качения в высшей кинематической паре
Картину распределения давлений в зоне контакта двух тел при качении и сил можно проиллюстрировать схемами, приведенными на рис. 4. Здесь:
– равнодействующая сила напряжений в месте смятия
соприкасающихся звеньев,
|
– нагружающая сила, ,
– момент трения качения,
k – плечо силы трения качения или коэффициент трения качения
(имеет размерность длины).
Условие равновесия тела качения можно описать следующей зависимостью
, откуда .
где – сила перекатывания.
Величину k можно взять в справочниках. Экспериментально величину коэффициента трения в подшипнике скольжения можно определить с помощью лабораторной установки ТММ-7М.
а б
Рис. 4. Примерная схема распределения давления в состояниях покоя (а) и качения (б)
Установка ТММ-7М и её технические характеристики
Установка ТММ-7М (рис.5) состоит из ротора, представляющего собой вал 1 с двумя симметрично и консольно укрепленными на нем маховиками 2, вращающимися в подшипнике (вкладыше) 3, закрепленном на неподвижной станине 4. Разгон ротора производится электродвигателем 5 через разъединительную муфту 6. Частота вращения ротора измеряется тахометром 7. Установка снабжена не показанными на рисунке дополнительными узлами, позволяющими устанавливать необходимый температурный режим подшипника, осуществлять сухое, жидкостное, полусухое и полужидкостное трение, а также секундомером для определения времени выбега (останова) ротора.
Рис. 5. Принципиальная схема установки ТММ-7М
Технические характеристики установки
Исследуемая пара трения: вал – сталь 45,
подшипник (вкладыш) – бронза БраЖ–9–4Л.
Смазка подшипника – кольцевая.
Максимальная частота вращения электродвигателя – 930 об/мин.
Сила веса ротора – 1100 Н.
Момент инерции ротора – 2,6 кг м2.
Диаметр цапфы ротора – 50 мм.
|
Питание двигателя осуществляется от сети трехфазного переменного тока напряжением 220В частотой 50 Гц.
Движение вращающейся системы (ротора установки) можно описать следующим дифференциальным уравнением
,
где I – приведенный к валу ротора момент инерции вращающихся масс;
w – угловая скорость ротора,
t – время,
Мд и Мс – приведенные к валу ротора моменты движущих сил и сил сопротивления соответственно.
В режиме выбега (остановки ротора при отключенном двигателе) момент движущих сил Мд = 0, а момент сил сопротивления можно определить по формуле
Мс = f 'G r, Н м,
где r – радиус цапфы ротора,
G – сила веса ротора,
f ' – приведенный коэффициент трения скольжения в подшипнике.
Составим уравнение движения для этого случая:
.
Угловую скорость вращения ротора можно выразить через частоту вращения n, об/мин по формуле
, с-1,
где n – частота вращения ротора, об/мин.
Тогда с учетом этого можно получить следующую формулу для расчета величины приведенного коэффициента трения скольжения в подшипнике:
. (1)
Для определения приведенного коэффициента трения по формуле (1) необходимо, на основании экспериментальных данных, построить график зависимости n = f(t) (диаграмму выбега ротора (рис.6)), а из диаграммы выбега найти производную:
,
где b – угол наклона касательной к оси времени t, проведенной через исследуемую точку a диаграммы выбега,
mn , mt – масштабные коэффициенты по соответствующим осям координат, равные соответственно:
где Ln – длина отрезка оси ординат, соответствующая максимальному значению частоты вращения n диаграммы выбега,
Lt –длина отрезка оси абсцисс, соответствующая максимальному времени выбега t ротора.
Отметим, что длины отрезков Ln и Lt выбираются в миллиметрах, а размерность величин n и t – в присущих им единицах измерения системы СИ (об/мин и с). Найденное таким образом значение приведенного коэффициента трения f ' является мгновенным значением.
Рис. 6. Диаграмма выбега
Если в формуле (1) перейти от бесконечно малых величин dn и dt к малым, но конечным значениям Dn и Dt, то есть считать для некоторого промежутка bc диаграммы выбега значение приведенного коэффициента трения постоянным, то формула (1) примет вид:
. (2)
В этом случае приведенный коэффициент трения f ' находится непосредственно по формуле (2) подстановкой в нее принятого значения Dn, равного, например, 100 об/мин и соответствующего ему значения Dt в секундах, найденного по диаграмме выбега (рис. 2).
3. Порядок выполнения работы
1. Под руководством преподавателя ознакомьтесь с установкой ТММ-7М и включите ее.
2. С помощью электродвигателя и муфты скольжения разгоните ротор установки до частоты вращения 930 об/мин.
3. Выключить электродвигатель 5 и разомкните разъединительную муфту 6.
4. Наблюдая показания тахометра 7, включите секундомер при частоте вращения ротора 900 об/мин.
5. Не выключая секундомера, зафиксируйте текущее время, соответствующее показаниям тахометра 800, 700..., 200 об/мин; указанные измерения проведите трижды и найдите соответствующее среднее значение величины t.
6. Результаты измерений частот вращения ротора n и времени t запишите в таблицу.
7. Постройте график зависимости t от n.
8. Вычислите приведенный коэффициент трения скольжения.
9. Оформите отчет о выполненной работе по прилагаемой форме.
5. Форма отчета
Лабораторная работа №9
Определение приведённого коэффициента трения
в подшипниках скольжения методом выбега
1. Схема установки.
2. Основные характеристика установки:
Вес ротора маховиков с валом G = … Н.
Момент инерции маховиков с валом I = … кг м2.
Заданный температурный режим Т =...° С.
Диаметр цапфы вала 2r =… м.
3. Таблица измерений частоты вращения вала n и времени выбега
N, об/мин | ||||||||
t, с | ||||||||
t, с | ||||||||
t, с | ||||||||
tср, с |
4. Диаграмма выбега.
5. Расчет приведенного коэффициента трения для диапазона скоростей от… об/мин до… об/мин (Dn =…об/мин, Dt =…с)
.
Работу выполнил Работу проверил
студент___________ _______________
(подпись) (подпись преподавателя)
Контрольные вопросы
1. Что понимают под термином «выбег»?
2. Изменяется ли величина приведённого коэффициента трения с изменением скорости вращения вала?
3. В какую сторону изменяется величина приведённого коэффициента трения в процессе износа подшипника?
4. Что такое круг трения во вращательной кинематической паре?
5. Что влияет на трение во вращательной кинематической паре?