Слушание. «Марш Черномора».




Конспект урока музыки

Класс 02.02.2021

Тема: «Опера» (на материале опер Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»)

Музыкальный материал:

-хор «Славься», ария Ивана Сусанина из оперы Глинки «Иван Сусанин».

-увертюра к опере «Руслан и Людмила».

-песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

-марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

-русская народная песня «Со вьюном я хожу».

-песня «Гостья зима».

 

Цель урока: Продолжить знакомство с операми М. И. Глинки. Расширить и углубить знания о содержании и строении опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».

Задачи урока:

Воспитательные: Воспитывать культуру слушания, любовь, интерес к классической музыке. Создавать условия для воспитания нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, пониманию музыкального сюжета оперы, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.

Развивающие: Развивать мышление, музыкальную память, речь, интерес к крупным музыкальным жанрам, воображение. Развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся, формировать их духовные потребности, через организацию творческой учебной деятельности. Продолжать развитие исполнительских навыков.

Образовательные: Продолжать формирование у учащихся целостного восприятия крупного музыкального жанра – опера. Сопоставить вокальные и инструментальные фрагменты оперы. Расширять и углублять знания о содержании и строении оперы.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический, метод стимулирования, метод контраста и сопоставления, метод обобщения, метод перспективы и ретроспективы, метод эмоциональной драматургии, и т. д.

 

 

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начался урок!

 

Повторение пройденного материала.

У: Внимательно послушайте произведение.

(Слушают увертюру из оперы «Руслан и Людмила»)

- Как оно называется? Кто композитор?

Д: – Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Композитор оперы М.И. Глинка.

У: - Правильно. А вы помните, что такое опера?

Д: - Опера - это спектакль где актёры танцуют и поют в сопровождении оркестра.

У: - Хорошо, а кто руководит оркестром? Где играет оркестр во время оперы?

Д:- Дирижёр, в оркестровой яме.

У:- Правильно. А что такое увертюра?

Д:- Вступление к опере.

У:- Молодцы!

 

Слушание: «Песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила».

У: - Сегодня мы с вами познакомимся с первым действием из оперы «Руслан и Людмила», которое называется «Песня Баяна». Сейчас я расскажу сюжет первого действия:

Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и славного витязя Руслана. Вещий певец Баян поёт о героическом прошлом, затем его мысль обращается к новобрачным: их ждут суровые дни. Людмила клянётся в любви своему избраннику – в этом залог её счастья с Русланом.

Послушаем отрывок «Песня Баяна». Обратите внимание, на каком инструменте играет Баян и какой характер у этой песни.

(Слушают отрывок из оперы «Песня Баяна»)

Д:- Баян играл на г у слях.

У:- Правильно, но в состав симфонического оркестра гусли не входят и поэтому арфой и фортепиано имитируются переборы струн гусель Баяна.

-А этот фрагмент в вокальном исполнении звучал или в инструментальном?

Д:- В вокальном.

У:- Правильно, в дальнейшем такие фрагменты, где поёт один солист, мы будем называть арией.

А какой характер у этого фрагмента?

Д:- Напевный, лирический, повествовательный, светлый.

У:- И так, какое произведение мы слушали сейчас?

Д:- «Песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» композитора М.И. Глинка.

 

Динамическая минутка.

Немного потанцуем:

1.Руки домиком и поворот в правую сторону. Ноги пружинкой.

2.Руки домиком и поворот в левую сторону. Ноги пружинкой.

3.Разводим левой рукой в сторону, а потом ставим на пояс.

4.Разводим правой рукой в сторону, а потом ставим на пояс.

5.Руки домиком правая рука указательным пальцем достаёт до подбородка.

6. Руки домиком левая рука указательным пальцем достаёт до подбородка.

7. Правая нога, пяточка, носочек, потопали.

8.Левая нога, пяточка, носочек потопали.

9. Покружились (два раза).

10.Руки домиком правая рука указательным пальцем достаёт до подбородка.

11. Руки домиком левая рука указательным пальцем достаёт до подбородка.

12.Пружинка.

13.Руки домиком и поворот в правую сторону.

14.Руки домиком и поворот в левую сторону.

15.Поклон.

 

Слушание. «Марш Черномора».

У:- В основе оперы лежит литературное произведение-поэма. Назовите её и назовите автора.

Д:- Поэма «Руслан и Людмила», автор А.С. Пушкин.

У:- Кто может рассказать сюжет поэмы? (краткое содержание)

Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Женихи на руку Людмилы — витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф. Людмила подает руку Руслану, и пир превращается в свадьбу.Людмилукрадёт злой волшебник Черномор. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну. Но вот наконец Руслан попадает во дворец Черномора. Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество. Руслан побеждает Черномора и спешит к Людмиле. Руслан видит, что его невеста спит мёртвым сном, невольная ревность охватывает витязя. Руслан забирает её и, сопровождаемый друзьями и бывшими рабами Черномора, покидает дворец, устремив свой путь на Киев в надежде там разбудить юную княжну.По пути в Киев Руслан и все остальные остановились на ночлег. Фарлаф похищает спящую Людмилу. В гриднице Светозара в Киеве оплакивают прекрасную Людмилу, которую никто не может разбудить. Её принес похитивший её Фарлаф, но разбудить её он не в силах. Слышен шум приближающихся всадников — это Руслан с друзьями. В ужасе трусливый Фарлаф. Руслан подходит к Людмиле и надевает ей на палец волшебный перстень Финна. Людмила пробуждается.

 

- Сейчас мы познакомимся с «Маршем Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». А вы подумайте, какой характер у этого произведения. И обратите внимание на звучание инструментов симфонического оркестра. После слушания вы должны назвать эти инструменты.

(Слушаем Марш Черномора)

Д:- Страшный, воинственный, суровый, тяжёлый, сказочный и т.д.

У:- Как удалось композитору создать такой образ? Какими средствами музыкальной выразительности?

Д:- Динамика - громкая и тихая,

Мелодия – скачкообразная.

Темп – умеренный, маршевый.

Регистр - низкий и высокий.

У:- Правильно. Вот так композитору удалось представить нам красочно образ Черномора: напыщенного, злого и в тоже время трусливого и потерянного. Мы послушали сегодня два совершенно разных фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» - это «Песня Баяна» и «Марш Черномора». Чем они отличаются?

Д:- Характером, первое произведение напевное, спокойное, повествовательное, а второе сказочное, загадочное, изображающее злого волшебника Черномора.

У:- Правильно. А второе отличие?

Д:- Первое произведение вокальное, а второе инструментальное.

У:- Молодцы!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: