Задание к семинару по дисциплине
«Литературное образование дошкольников»
(ПН4Д, ПН4ДО)
Литературоведческий анализ художественного произведения для детей дошкольного возраста (например, С.Я. Маршака «Теремок», Л.Н. Толстого «Котёнок», К.И. Чуковского «Федорино горе», К.Д. Ушинского «Орел и кошка» и др. – по выбору) по схеме:
1) Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2) Жанровое своеобразие произведения.
3) Общая характеристика сюжета и содержание конфликта.
4) Образы персонажей:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи (о чем?)
- манера (как?)
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа.
5) Система мотивов и проблем.
6 Композиционно-структурный уровень произведения. Основные этапы в развитии действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
9) Особенности языка художественного произведения, идиостиля автора.
11) Эмоции и эстетические чувства, которые вызывает данное произведение.
Анализ стихотворной сказки С.Я.Маршака «Теремок».
Тематика сказки.
Стихотворная сказка С.Я.Маршака «Теремок»
Ранняя сказка С.Я.Маршака (1887-1964) «Теремок» создана в период борьбы прогрессивного искусства нашей страны против реакционной проповеди педагогов о «вреде» сказки для воспитания подрастающего поколения.
В сказке с А.М.Горьким, К.И.Чуковским и молодыми писателями С.Я.Маршак доказывал безжизненность и антинародность этих лжеучений. В критических статьях, вступлениях и в художественных произведениях он восстанавливал право фантазии на достойное место в детской литературе.
|
Великий знаток и патриот фольклора,- как русского, так и зарубежного, свою стихотворную сказку «Теремок» С.Я.Маршак написал как одну из форм фантастики для детей, соединяющей фольклорные традиции, персонажи, шутки, потешки, с усилением приключенческих мотивов и роли юмора.
Автор ввел в произведение забавный, но принципиальный спор: какая сказка нужнее и полезнее мальчишкам и девчонкам – страшная или веселая?
В центре действия раскрыта тема общей защиты мирных тружеников от хищников. Через весь текст проходит тема роли в добром доме, в семье народной шутки, потешки, пляски, прибаутки.
2.2 Идейное содержание стихотворной сказки.
Не смотря на старания и азарт злого деда – «Еловой шишки» на опасную агрессивность его зверей, сильных и хищных, это произведение С.Я.Маршака излучает и прославляет жизнерадостность, веселье даже в моменты борьбы не на жизнь, а на смерть. Жизнеутверждающие призывы Петуха, забавные «хозяйственные» действия Мышки и Лягушки с кружкой, грозные «предупреждения» колючего Ежика, атмосфера игры в войну – все увлекает детей, вызывает смех. Страшные обидчики уходят в леса. Зрители горячо приветствуют их. Автору удалось доказать, что мирные маленькие и небольшие жильцы теремка, самоотверженно, дружно защищая свой уютный дом, добрый настрой, налаженный общей деятельностью быт, побеждают слаженностью действий, помощью друг другу. Враги проигрывают поодиночке – отдельные хищники слабее дружных малышей. С.Я.Маршак – мастер и пропагандист народных форм искусства на отдыхе, сумел превратить свою небольшую стихотворную комедию в чудесный, заразительный образ народного праздника, семейного, домашнего. Пляски с приговорками, песенки, шутки утверждают благотворность русского фольклорного наследия для отдыха и торжества.
|
Особенности сюжета и композиции сказки
Сюжет «Теремка» известен издавна по народным сказкам о животных «Теремок», «Кот, Петух и Лиса». Но С.Я.Маршак удачно обогатил свое произведение интересными контрастными персонажами: Злой дед по прозвищу «Еловая шишка» и Добрый дед – «Гороховый стручок». Они своим спором, какая сказка, страшная или веселая, милее детям создают комедийную ситуацию «вместе сказку показывать». После забавного заселения в теремок смелых, добрых животных Злой дед словно меняет характер действия. Появляется волк «Зубами щелк», к тому же бездомный и озорной:
Мышка - А что ты умеешь делать?
Волк - Ловить Мышат! Давить Лягушат! Ежей душить! Петухов потрошить!... (5;с.194)
Заговор-встреча Серого с Лисой и медведем играет роль завязки основных происшествий. Начинается чередование мирных и весело-воинственных сцен, где требуют, угрожают, ломают:
Медведь - Долго ждать мне неохота,
Расшибу я вам ворота! (5; с.198)
Но напор отбит, «петушится», ликует Петух и попадает в лапы мстительной Лисы. Ужас плена, торжество рыжей, ехидство деда «Еловая шишка» - это кульминация действия:
Злой дед - Вот лиса бежит во весь дух,
А в зубах ее бьется Петух. (5; с.203)
Но читатели и зрители переживают недолго. В азарте погони нарастает веселье, которым руководит лукавый Добрый дед – «Гороховый стручок»:
- Петуха она швырнула
Да скорей в кусты нырнула.
… И осталась без хвоста… (5; с. 204)
За комедийной развязкой следует радостный праздник-пляс «под гармошку», хоровое пение. Впереди – добрый день. А вместо живого, концовки – утешение Злого деда, который плачет, может быть, от досады?
Последнее слово за «Гороховым стручком»:
- Приходите, дети,…много-много сказок есть на белом свете,
самую веселую выберу для вас!
Композиция сказки С.Я.Маршака построена, как мы убедились, на контрасте веселого и страшного, доброго и злого. Но основная направленность «Теремка» состоит в утешении и развлечении малышей, в обогащении их воображения, речи.