Особенности сюжета и композиции сказки




Задание к семинару по дисциплине

«Литературное образование дошкольников»

(ПН4Д, ПН4ДО)

 

Литературоведческий анализ художественного произведения для детей дошкольного возраста (например, С.Я. Маршака «Теремок», Л.Н. Толстого «Котёнок», К.И. Чуковского «Федорино горе», К.Д. Ушинского «Орел и кошка» и др. – по выбору) по схеме:

 

1) Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2) Жанровое своеобразие произведения.

3) Общая характеристика сюжета и содержание конфликта.

4) Образы персонажей:

-внешность героя,

- поведение,

- речевая характеристика

- содержание речи (о чем?)

- манера (как?)

- стиль, словарь

- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5) Система мотивов и проблем.

6 Композиционно-структурный уровень произведения. Основные этапы в развитии действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

9) Особенности языка художественного произведения, идиостиля автора.

11) Эмоции и эстетические чувства, которые вызывает данное произведение.

 

 

Анализ стихотворной сказки С.Я.Маршака «Теремок».

Тематика сказки.

Стихотворная сказка С.Я.Маршака «Теремок»

Ранняя сказка С.Я.Маршака (1887-1964) «Теремок» создана в период борьбы прогрессивного искусства нашей страны против реакционной проповеди педагогов о «вреде» сказки для воспитания подрастающего поколения.

В сказке с А.М.Горьким, К.И.Чуковским и молодыми писателями С.Я.Маршак доказывал безжизненность и антинародность этих лжеучений. В критических статьях, вступлениях и в художественных произведениях он восстанавливал право фантазии на достойное место в детской литературе.

Великий знаток и патриот фольклора,- как русского, так и зарубежного, свою стихотворную сказку «Теремок» С.Я.Маршак написал как одну из форм фантастики для детей, соединяющей фольклорные традиции, персонажи, шутки, потешки, с усилением приключенческих мотивов и роли юмора.

Автор ввел в произведение забавный, но принципиальный спор: какая сказка нужнее и полезнее мальчишкам и девчонкам – страшная или веселая?

В центре действия раскрыта тема общей защиты мирных тружеников от хищников. Через весь текст проходит тема роли в добром доме, в семье народной шутки, потешки, пляски, прибаутки.

 

2.2 Идейное содержание стихотворной сказки.

Не смотря на старания и азарт злого деда – «Еловой шишки» на опасную агрессивность его зверей, сильных и хищных, это произведение С.Я.Маршака излучает и прославляет жизнерадостность, веселье даже в моменты борьбы не на жизнь, а на смерть. Жизнеутверждающие призывы Петуха, забавные «хозяйственные» действия Мышки и Лягушки с кружкой, грозные «предупреждения» колючего Ежика, атмосфера игры в войну – все увлекает детей, вызывает смех. Страшные обидчики уходят в леса. Зрители горячо приветствуют их. Автору удалось доказать, что мирные маленькие и небольшие жильцы теремка, самоотверженно, дружно защищая свой уютный дом, добрый настрой, налаженный общей деятельностью быт, побеждают слаженностью действий, помощью друг другу. Враги проигрывают поодиночке – отдельные хищники слабее дружных малышей. С.Я.Маршак – мастер и пропагандист народных форм искусства на отдыхе, сумел превратить свою небольшую стихотворную комедию в чудесный, заразительный образ народного праздника, семейного, домашнего. Пляски с приговорками, песенки, шутки утверждают благотворность русского фольклорного наследия для отдыха и торжества.

 

Особенности сюжета и композиции сказки

Сюжет «Теремка» известен издавна по народным сказкам о животных «Теремок», «Кот, Петух и Лиса». Но С.Я.Маршак удачно обогатил свое произведение интересными контрастными персонажами: Злой дед по прозвищу «Еловая шишка» и Добрый дед – «Гороховый стручок». Они своим спором, какая сказка, страшная или веселая, милее детям создают комедийную ситуацию «вместе сказку показывать». После забавного заселения в теремок смелых, добрых животных Злой дед словно меняет характер действия. Появляется волк «Зубами щелк», к тому же бездомный и озорной:

Мышка - А что ты умеешь делать?

Волк - Ловить Мышат! Давить Лягушат! Ежей душить! Петухов потрошить!... (5;с.194)

Заговор-встреча Серого с Лисой и медведем играет роль завязки основных происшествий. Начинается чередование мирных и весело-воинственных сцен, где требуют, угрожают, ломают:

Медведь - Долго ждать мне неохота,

Расшибу я вам ворота! (5; с.198)

Но напор отбит, «петушится», ликует Петух и попадает в лапы мстительной Лисы. Ужас плена, торжество рыжей, ехидство деда «Еловая шишка» - это кульминация действия:

Злой дед - Вот лиса бежит во весь дух,

А в зубах ее бьется Петух. (5; с.203)

Но читатели и зрители переживают недолго. В азарте погони нарастает веселье, которым руководит лукавый Добрый дед – «Гороховый стручок»:

- Петуха она швырнула

Да скорей в кусты нырнула.

… И осталась без хвоста… (5; с. 204)

За комедийной развязкой следует радостный праздник-пляс «под гармошку», хоровое пение. Впереди – добрый день. А вместо живого, концовки – утешение Злого деда, который плачет, может быть, от досады?

Последнее слово за «Гороховым стручком»:

- Приходите, дети,…много-много сказок есть на белом свете,

самую веселую выберу для вас!

Композиция сказки С.Я.Маршака построена, как мы убедились, на контрасте веселого и страшного, доброго и злого. Но основная направленность «Теремка» состоит в утешении и развлечении малышей, в обогащении их воображения, речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: