Анализ основных ГОСТов на детское питание




Наряду с подтверждением соответствия продуктов детского питания требованиям безопасности исключительное значение имеет подтверждение их соответствия функциональному назначению и пищевой ценности, т.е. потребительским свойствам.

Для российского рынка в настоящее время характерно наличие большого ассортимента пищевых продуктов различного уровня качества и безопасности практически из всех стран мира, что в равной мере относится и к такой чрезвычайно важной и социально значимой группе продукции, как продукты детского питания.

К сожалению, имеют место случаи, когда не всегда квалифицированные, а иногда и не вполне добросовестные посредники (поставщики) сбрасывают на российский потребительский рынок не только фальсифицированные, но и небезопасные для детского организма продукты питания.

Обеспечение государственного регулирования в области качества и безопасности продуктов детского питания является одной из важнейших задач регулирования вопросов потребительского рынка во всех странах мира, в том числе и в России[5].[1, c.18]

Приниятие федеральных законов "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" позволило перейти от административного регулирования в области производства и оборота продуктов детского питания к законодательному регулированию вопросов их качества и безопасности.

Вместе с тем требуются меры по приведению в соответствие с действующим законодательством подзаконных актов и нормативных документов, к которым в первую очередь относятся государственные стандарты как инструмент для регулирования вопросов качества и безопасности продуктов питания.

Сложившаяся экономическая ситуация, появление на рынке значительного количества новых продуктов детского питания, присутствие на рынке фальсифицированной продукции определили приоритетные направления в развитии стандартизации этой группы продукции.

Это в первую очередь касается:

· установления терминов и определений;

· разработки стандартов вида ОТУ;

· гармонизации государственных стандартов на методы контроля с международными стандартами и Директивами ЕС;

· введения в стандарты показателей, обеспечивающих выявление фальсифицированной продукции методами лабораторных анализов;

· разработки стандартов на методы испытаний, в том числе экспрессных, позволяющих выявлять фальсифицированные и опасные для здоровья детей продукты.

Работа проводится в рамках федеральной целевой программы "Развитие индустрии детского питания" на 2008-2018 гг., принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. 1207 и продленной на 2019 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. 1034. Заказчиком Программы является Минсельхоз России.

Главной задачей при создании нормативной базы является установление современных научно обоснованных требований к продуктам детского питания и объективных и достоверных методов контроля.

Следует отметить, что большинство стандартов на продукты детского питания и методы их контроля введено в действие на территории Российской Федерации в последние годы:

ГОСТ 30625-98 "Продукты молочные жидкие и пастообразные для детского питания. Общие технические условия" и ГОСТ 30626-98 "Продукты молочные сухие для детского питания. Общие технические условия";

ГОСТ 30627.1-98 - ГОСТ 30627.6-98 на методы определения витаминов А (ретинола), С (аскорбиновой кислоты), Е (токоферола), РР (ниацина), В1(тиамина), В2(рибофлавина) в молочных продуктах для детского питания;

ГОСТ 30648.1-99 - ГОСТ 30648.7-99 на методы определения жира, общего белка, влаги и сухих веществ, титруемой кислотности, активной кислотности, индекса растворимости, сахарозы в молочных продуктах для детского питания;

ГОСТ 30705-2000 и ГОСТ 30706-2000 на методы определения общего количества мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов и количества дрожжей и плесневых грибов в молочных продуктах для детского питания;

ГОСТ Р 51172-98 "Консервы пищевые. Каши лечебно-профилактические для детского питания. Технические условия" устанавливает требования к лечебно-профилактическим кашам, предназначенным для питания детей, проживающих на территориях, пострадавших от радиации;

ГОСТ 51181-98 "Концентраты пищевые детского и диетического питания. Методика выполнения измерений массовой доли каратиноидов (фотометрический метод)" направлен на обеспечение контроля содержания провитаминов А, участвующих в повышении защитных иммунных сил организма;

ГОСТ Р 51187-98 "Полуфабрикаты мясные рубленые, пельмени, фарши для детского питания. Общие технические условия" устанавливает требования к продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), дошкольного возраста (до 6 лет), школьного возраста (старше 6 лет);

ГОСТ 30650-99 "Консервы птичьи для детского питания. Общие технические условия" устанавливает требования к продукции, предназначенной для детей с 5-месячного возраста до 3-х лет;

ГОСТ Р 51770-2001 "Продукты мясные консервированные для питания детей раннего возраста. Общие технические условия" устанавливает требования к консервированной мясной продукции для питания детей раннего возраста, критерии оценки которой разработаны на основе опыта отечественной и зарубежной промышленности и научно-исследовательской работы специалистов отрасли и педиатров.

Стандарты вида ОТУ призваны обеспечить идентификацию продукции детского питания на соответствие заявленному наименованию, виду, функциональному назначению и тем самым поставить заслон фальсифицированной продукции. Согласно ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации. Технические условия" устанавливаемые техническими условиями требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

К сожалению, в настоящее время существует проблема подтверждения в полном объеме соответствия продуктов детского питания установленным требованиям качества ввиду отсутствия стандартизованных объективных и достоверных методов контроля. Это распространяется на контроль допустимых уровней минеральных веществ, всего перечня витаминов и др.

Кроме того, для повышения достоверности получаемых результатов испытаний, в том числе и продуктов детского питания, назрела необходимость разработки стандартов и на методы испытаний, которые в настоящее время существуют в виде методических указаний и рекомендаций Минздрава России[6].[18, c.120]

При этом задача состоит в том, чтобы при разработке новых, пересмотре действующих стандартов или внесении в них изменений соблюдались требования ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений" в части проведения метрологической экспертизы стандартов.

С учетом определенных приоритетов составлен план государственной стандартизации 2018 г., который предусматривает разработку девяти государственных стандартов Российской Федерации, в том числе:

ГОСТ Р "Продукты для питания здоровых детей первых лет жизни. Термины и определения";

ГОСТ Р "Продукты молочные для детского питания на молочной основе. Метод определения массовых долей калия, натрия, кальция, магния и марганца";

ГОСТ Р "Продукты для детского питания на молочной основе. Метод определения массовой доли золы";

ГОСТ Р "Мясо птицы для детского питания. Общие технические условия";

ГОСТ Р "Порошок костный пищевой для диетического и лечебно-профилактического питания. Технические условия";

ГОСТ Р "Блоки из мясо- и субпродуктов жилованные для детского питания. Технические условия";

ГОСТ Р "Мясо и мясопродукты для детского питания. Метод определения дисперсности";

ГОСТ Р "Мясо и мясопродукты для детского питания. Методы определения костных включений";

ГОСТ Р "Изделия колбасные вареные для детского питания. Общие технические условия".

При формировании проектов плана государственной стандартизации на 2018 г., среднесрочных (2018-2020 гг.) и долгосрочных (до 2024 г.) программ будут сохранены аналогичные принципы работы по стандартизации.

Однако надо сказать, что, к сожалению, работа по стандартизации пока не успевает за все возрастающими требованиями рынка. Это объясняется, прежде всего тем, что даже работа по реализации заданий федеральной целевой программы проводилась за счет внебюджетных источников и средств спонсоров, которых явно недостаточно.

Важнейшим механизмом подтверждения соответствия продуктов, в том числе и детского питания, требованиям безопасности является обязательная сертификация, которая была введена с 1 сентября 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1992 г. 508 как одна из защитных мер государства от проникновения на отечественный рынок опасной и некачественной продукции как зарубежного, так и отечественного производства[7].[1, c.77]

Продукты для питания детей вошли в Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г.

В процессе подготовки действующих сегодня Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья вопрос совершенствования процедур сертификации продуктов детского питания неоднократно обсуждался на заседаниях Координационного Совета при Центральном органе по сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и Научно-технической комиссии Госстандарта России с участием представителей Минсельхоза России, Минздрава России, отраслевых институтов и других участников Системы.

При этом было рассмотрено предложение Минздрава России о создании самостоятельной Системы сертификации продуктов детского питания при координирующей роли Минздрава России. Учитывая, что наряду с подтверждением соответствия безопасности детского питания, исключительное значение имеет подтверждение его соответствия функциональному назначению и пищевой ценности, которое осуществляется на основании клинической апробации с учетом системного анализа состояния здоровья и питания детей, предложение Минздрава России было принято.


Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание новой Системы достаточно сложный и трудоемкий процесс, по согласованию со всеми заинтересованными организациями, в том числе Минздравом России и Минсельхозом России, порядок обязательной сертификации продуктов детского питания, подтверждаемые показатели, термины и классификация продуктов нашли отражение в принятой редакции Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья до введения в установленном порядке отдельного документа по сертификации продуктов детского питания.

Следует отметить, что анализ результатов работы экспертных групп, сформированных из представителей ТК, ЦОС, территориальных органов Госстандарта России, предприятий-изготовителей, обществ потребителей и других заинтересованных организаций, рассматривающих возможности сокращения Номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, показал, что ни в одном из протоколов экспертных групп не было предложений об исключении продуктов детского питания из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также о подтверждении соответствия указанной продукции декларацией о соответствии.

Это говорит о том, что на данном этапе развития рыночных отношений не потеряла актуальности дополнительная мера по контролю за качеством продуктов детского питания как наиболее социально значимой и ответственной группы продукции.


 

Список используемой литературы:

1. Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика // Стандарты и качество. 2012 №10. с. 53-55.

2 Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Изд. Стандартов. 2015. 150с.

3. Богатырев А.А., Филиппов Ю.Д. Стандартизация статистических методов управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 1989. 121с.

4. Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством продукции. М.: Изд.стандартов. 2017. 150с.

5. Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество. 2017. №6. с. 56-60.

6. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. «Феникс». 2012. 255с.

7. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 2015. 80с.

8. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: экономика. 2008. 168с.

9. ИСО 9000 – 1: 2014. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечения качества. Ч.1. руководящее указание по выбору и применению.

10. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 2017. 140с.

11. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 2012. 200с.

12. Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в промышленности // Стандарты и качество. 1998. №3 С. 58-64.

13. Николаева Э.К. Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Изд. Стандартов. 2015. 39с.

14. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 2013. 640.

15. Сакато Сиро. Практическое руководство по управлению качеством. М.: Машиностроение. 2010. 214с.

16. Свиткин М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества. // Стандарты и качество. 2007. №9 С. 43-47.

17. Система сертификации ГОСТ P. Основные положения и порядок сертификации услуг. М.: Госстандарт России. 2005.

18. Системы качества. Сборник нормативно-технических документов. М., 2009.

19. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: сокр. пер.с англ.

М.:Экономика. 2006. 471с.

20. Чайка И.И. Конкурентная борьба предприятий – это соревнование систем управления качеством. // Стандарты и качество. 2006. №12 с.55-59.

21. Швец В.Е. «Менеджмент качества»в системе современного менеджмента. // Стандарты и качество. 2007. №6 с 48-50.

22. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. М.: Изд. Стандартов. 2009. 325с.


[1] Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 2017. 140с

[2] Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество. 2017. №6. с. 56-60

[3]Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 2015. 80с

[4] Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: экономика. 2008. 168с.

[5] Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика // Стандарты и качество. 2012 №10. с. 53-55.

[6] Системы качества. Сборник нормативно-технических документов. М., 2009

[7] Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика // Стандарты и качество. 2012 №10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: