Характеристики чтения (показатели уровня развития навыков чтения)




Культура чтения

1. Понятие чтения.

2. Характеристики чтения.

3. Способы чтения.

4. Недостатки традиционного чтения.

5. Алгоритмы чтения.

 

1) Читать умеет сейчас практически любой человек, начиная со школьного (а то и дошкольного) возраста. Но навыки чтения, безусловно, различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека. Выпускники школ, как правило, читают достаточно быстро, но часто малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. В то же время в процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий ее эффективности.

Функции чтения. Чтение – одна из форм культуры цивилизованного общества. Функции чтения весьма многообразны:

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читаю, чтобы знать).
Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читаю, чтобы уметь).
Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня (читаю, чтобы эмоционально наслаждаться).

Стремительный рост потока информации во всех областях приводит к тому, что человеку становится все труднее осваивать даже тe знания, которые ему требуются, он теряется в обилии сведений, порой не может отделить важное и необходимое от второстепенного. Это проблема не только нашего времени, французский философ и просветитель Вольтер писал о многочисленности сочинений, которые растут так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям. Развивая эту мысль и рассматривая возможные пути преодоления «информационного кризиса», английский физик Томсон обратил внимание на реальную неизбежность убывания доли знаний, которыми в состоянии овладеть один человек, по мере их роста в общечеловеческом масштабе. Ученые подсчитали, что объем знаний во всем мире к концу века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз.

Динамическое чтение - веление времени. Необходимо вырабатывать активное, творческое отношение к чтению, стремление к постоянному совершенствованию своей читательской деятельности, Навыки чтения необходимо развивать любому человеку, поскольку это помогает перерабатывать большее количество информации, позволяет приобрести больше знаний, опыта, стать эрудированным человеком и экономить время. Для этого следует вначале ознакомиться с сутью процесса чтения и овладеть основными приемами техники чтения.

В результате многочисленных исследований получены интересные данные о процессе чтения, его организации, о психических возможностях человека по развитию восприятия, памяти, мышления, внимания.

Чтениерецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы.

Как и все ви­ды ре­че­вой де­я­тель­но­сти, чтение име­ет сле­ду­ю­щую струк­ту­ру:

1. На эта­пе пред­ва­ри­тель­ной ори­ен­ти­ров­ки фор­ми­ру­ет­ся или уточ­ня­ет­ся це­ле­вая ус­та­нов­ка, т. е. ре­шают­ся воп­ро­сы, для че­го, за­чем чи­тать. Чи­тать текст мож­но с са­мы­ми раз­лич­ны­ми це­ля­ми, на­при­мер: что­бы оз­на­ко­мить­ся с кни­гой, га­зе­той, жур­на­лом, уз­нать, о чем в них го­во­рит­ся; из­влечь из тек­ста ос­нов­ную ин­фор­ма­цию; кри­ти­че­ски ос­мыс­лить, оце­нить из­ло­жен­ную в тек­сте ин­фор­ма­цию и т. п. В про­цес­се чтение це­ле­вая ус­та­нов­ка мо­жет ме­нять­ся, на­при­мер, на­ме­ре­ва­ясь толь­ко про­смот­реть жур­нал, чи­та­тель за­ин­те­ре­со­вы­ва­ет­ся ка­кой-то статьей, и у не­го воз­ни­ка­ет же­ла­ние изу­чить ее под­роб­но.

2. Этап пла­ни­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти за­ви­сит не толь­ко от це­ле­вой ус­та­нов­ки, но и от объ­е­ма тек­ста, вре­ме­ни, от­ве­ден­но­го на ра­бо­ту с тек­стом, и т. д. При не­об­хо­ди­мо­сти под­роб­но­го изу­че­ния тек­ста пла­ни­ру­ет­ся не­од­но­крат­ное его про­чте­ние. При чтении с целью со­став­ле­ния ре­фе­ра­та де­ла­ют­ся не­об­хо­ди­мые за­пи­си и т. д.

3. На эта­пе осу­ще­ст­в­ле­ния (ис­пол­не­ния) де­я­тель­но­сти ре­а­ли­зу­ет­ся про­цесс вос­п­ри­я­тия тек­ста, который можно разделить на э тап зрительного восприятия и этап осмысления (интерпретации) прочитанного. Рассмотрим содержание этих этапов более подробно.

На этапе зрительного восприятия важную роль играют «технические навыки» чтения, которые характеризуются следующими показателями:

- острота зрения,

- скорость и характер передвижения глаз по тексту,

- размер поля зрения, участка текста, четко воспринимаемого глазами при одной фиксации взгляда.

На этапе осмысления (интерпретации) прочитанного происходит понимание смысла слов, предложений, всего текста. Иногда это происходит последовательно, а иногда одновременно. Одновременно осуществляется понимание подтекста, особенно актуально это при чтении публицистических произведений и художественной литературы.

На втором этапе важны «интеллектуальные навыки»: умение выделить основную информацию, способность к запоминанию, способность к концентрации внимания.

Про­цесс по­ни­ма­ния тек­ста скла­ды­ва­ет­ся из по­сле­до­ва­тель­но­го на­ра­щи­ва­ния смыс­лов всех мик­ро­кон­тек­стов: ос­мыс­лив пер­вый мик­ро­кон­текст, чи­та­тель при­бав­ля­ет к не­му смысл вто­ро­го, они вза­и­мо­дей­ст­ву­ют, из­ме­няя и до­пол­няя друг дру­га. По­ни­ма­ние тек­ста за­ви­сит от мно­гих об­сто­я­тельств: от слож­но­сти его со­дер­жа­ния, струк­ту­ры, сти­ля, гра­фи­че­ской под­ачи и т. д. Так, для по­ни­ма­ния на­уч­но­го тек­ста не­об­хо­ди­ма оп­ре­де­лен­ная ба­за зна­ний, вла­де­ние со­от­вет­ст­ву­ю­щей ин­фор­ма­цией, на­ли­чие опы­та изу­че­ния на­уч­ных тек­стов.

4. На эта­пе кон­т­ро­ля осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ана­лиз ре­зуль­та­тов де­я­тель­но­сти в за­ви­си­мо­сти от це­ле­вой ус­та­нов­ки, от тех за­дач, ко­то­рые ста­ви­лись пе­ред чтением тек­ста. В си­с­те­ме ме­ха­низ­мов Ч. мож­но вы­де­лить: ме­ха­низм внут­рен­не­го про­го­ва­ри­ва­ния (при чтении че­ло­век не толь­ко ви­дит текст, но и про­го­ва­ри­ва­ет его про се­бя и од­но­вре­мен­но как бы слы­шит се­бя со сто­ро­ны, в ре­зуль­та­те че­го осу­ще­ст­в­ля­ет­ся вза­и­мо­дей­ст­вие ор­га­нов зре­ния и слу­ха: на­ло­же­ние гра­фи­че­ско­го об­ра­за на слу­хо­вой вы­зы­ва­ет ас­со­ци­а­тив­ное вос­п­ри­я­тие зна­че­ния); ве­ро­ят­но­ст­ное про­гно­зи­ро­ва­ние, ко­то­рое про­яв­ля­ет­ся на смыс­ло­вом и вер­баль­ном (сло­вес­ном) уров­нях; смыс­ло­вое про­гно­зи­ро­ва­ние — уме­ние пред­уга­дать, пред­вос­хи­тить опи­сы­ва­е­мые в тек­сте со­бы­тия по на­зва­нию тек­ста, по пер­вым его пред­ло­же­ни­ям до­га­дать­ся о даль­ней­шем раз­вер­ты­ва­нии со­бы­тий; вер­баль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние — уме­ние по на­чаль­ным бук­вам уга­ды­вать сло­во, по пер­вым сло­вам уга­ды­вать син­так­си­че­ское по­стро­е­ние пред­ло­же­ния, по пер­во­му пред­ло­же­нию (или пред­ло­же­ни­ям) — даль­ней­шее по­стро­е­ние аб­за­ца.

Характеристики чтения (показатели уровня развития навыков чтения)

Скорость чтения - это объем прочитанного текста за единицу времени. Объем текста определяется в страницах, словах, слогах, знаках. Время измеряется в часах, минутах, секундах. Чаще всего единицей измерения скорости чтения служит количество слов в минуту. Чтение со скоростью до 300 слов в минуту считается обычным, свыше 300 слов в минуту - ускоренным. Пределом сплошного чтения является скорость 700-800 слов в минуту (по некоторым данным - до 1000 слов в минуту).

Коэффициент усвоения - количество усвоенного содержания текста. Он включает понимание и запоминание текста. Коэффициент усвоения измеряется в процентах или долях единицы и определяется как отношение усвоенного материала к общему содержанию, принимаемому за 100 процентов или единицу. В педагогической практике показателем хорошего усвоения считается коэффициент 0,7 или 70 процентов.

Продуктивность чтения - обобщенный количественно-качественный показатель навыков чтения, характеризующийся объемом усвоенного содержания текста за единицу времени. Продуктивность чтения определяется как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения и измеряется количеством слов в минуту.

В нашей стране установлен государственный норматив только по скорости чтения для школьников начальных классов: для первого класса - 30-60 слов в минуту, для второго - 90-110 и для третьего-110-140. К сожалению, для других категорий читателей нормы чтения не установлены. Однако исследования показывают, что скорость чтения взрослых читателей колеблется от 100 до 200 слов в минуту, коэффициент усвоения - 50-60 процентов, а продуктивность чтения - 90-115 слов в минуту.

Попытки нормирования чтения мы находим и в других странах. Так, например, в США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 процентов): для школьников начальных классов - 80-158 слов в минуту, средних классов- 175-204, старших классов - 214-250, для студентов- 250-280, для высококвалифицированных чтецов - 340-620 слов в минуту.

В практике обучения динамическому чтению помимо рассмотренных показателей оценки чтения по скорости, коэффициенту усвоения, продуктивности чтения может использоваться еще показатель гибкости чтения.

Гибкость, или динамичность, чтения - это способность читателя изменять как скорость, так и коэффициент усвоения в зависимости от цели и вида чтения, а также от степени доступности содержания текста.

У каждого читателя имеются внутренние неиспользованные резервы. Как читатели мы должны стремиться достичь скорости свыше 300 слов в минуту и усваивать содержание текста с коэффициентом не ниже 70 процентов. Мы должны быть гибкими, динамичными в зависимости от целей и видов чтения. И чем больше эта гибкость, тем лучше.

3) Способы чтения

Одни книги можно лишь попробовать, другие - проглотить, и, наконец,
немногие нужно разжевать и проглотить. Ф. Бэкон

Прежде чем начинать чтение, необходимо выбрать определенный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала и цели чтения. Чтение разных текстов может преследовать различные цели: общеобразовательные, профессиональные, эстетические, информационные, развлекательные.

Материалом чтения может выступать массовая и специальная печатную информацию. Массовая информация делится на публицистическую, эстетическую и обыденную. Публицистическая информация используется для формирования общественной. Эстетическая (художественная) информация воздействует на эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов, способствует эстетическому воспитанию. Обыденная информация peгламентирует поведение человека в социальной среде, формирует его общекультурный уровень. Специальная информация адресована не всем членам общества. Она имеет целевое назначение и используется для решения определенных общественных задач. Для изучения такой информации необходимы специальные профессиональные знания. Специальная информация п одразделяется на научную, учебную, техническую и т.п. Соотнести цели чтения и виды информации можно лишь с определенной долей условности. От цели чтения и выбранного материала зависят способы чтения. Итак, «для чего читать» обусловливает «что читать», а затем и «как читать».

В наиболее общем виде классифицировать способы чтения можно следующим образом:

1) тексты, которые необходимо подробно изучить,

2) тексты, с которыми надо ознакомиться,

3) тексты, из которых надо выбрать определенную информацию.

Способы, или виды, чтения – это стратегии, используемые при чтении текстов различных групп, зависимые от поставленной цели и задач.

Выделяются следующие основные способы чтения.

Сплошное чтение - чтение без пропусков, выборочное чтение - с пропуском некоторых участков текста.

Сплошное и выборочное чтение подразделяются на виды, выделение которых зависит от принципа классификации.

Сплошное чтение:

1) Углубленное чтение. При таком чтении необходимо понять, проблематику текста, ее аспекты, выделенные автором, аргументацию, выводы. Для этого необходимо осмыслить структуру текста, сопоставить выводы автора с собственными рассуждениями. Обращается внимание на детали текста, производится их анализ и оценка. Такой способ чтения иногда называют аналитическим, изучающим… Он применяется при чтении научной литературы, текстов с незнакомой, сложной тематикой.

2) Ознакомительное чтение. Его цель – общее знакомство с содержанием текста. При этом внимание уделяется не анализу текста, а его информативной стороне, как правило, только основной информации. При таком способе чтения достаточно уяснить, какие существенные факторы содержатся в тексте. Следует обратить внимание на выходные данные, автора, где и когда опубликован.

Ознакомительное чтение используется при чтении публицистических текстов, иногда художественной литературы.

3) критическое чтении. Это оценочное, специальное чтение, выполняемое с целью рецензирования книги или статьи. Основная его цель - оценить степень логичности, аргументированности, раскрытия темы, профессионализм автора, определить новизну и оригинальность идей создателя, композиционные особенности текста.

4) Корректорское чтение. Чтение текста с целью внесения редакционных правок: композиционных, стилистических, речевых, орфографических и пунктуационных.

Выборочное чтение. Если в тексте нас интересует какая-то вполне определенная информация (например, статистические данные, описание какого-либо события и т.п.) или новизна приводимых сведений, то следует использовать выборочное чтение. Оно также подразделяется на несколько видов

1)Ориентировочное чтение обычно используется при первом знакомстве с книгой. Оно включает ознакомление с автором, названием книги, выходными данными, аннотацией, предисловием, оглавлением. Иногда достаточно двухминутного общения с книгой, чтобы по указанным элементам принять решение: читать, не читать, что читать (все или часть), как читать. В результате такого чтения создается представление о книге, и в дальнейшем уже легче ориентироваться в ее содержании.

2)Чтение-поиск осуществляется, когда надо найти конкретную информацию. Обычно этот вид чтения связан с энциклопедиями, разного рода справочниками, словарями либо с поиском необходимой информации по книгам, журналам и другим источникам. Умение быстро распознать нужное, в короткие сроки выполнить поиск способствует экономии времени. Во многих книгах есть разного рода указатели, помогающие быстро найти нужную информацию. Это оглавление, предметные указатели, перечень используемых терминов и т. д.

3)Чтение-просмотр производится с целью выявления основного содержания текста в течение короткого промежутка времени, значительно меньшего, чем требуется для сплошного чтения. При таком чтении количество воспринимаемых слов, фраз сознательно уменьшается до такой степени, при которой не нарушается целостное понимание общего содержания текста. Опытные читатели достаточно умело пользуются этим видом чтения. Но такое выборочное чтение возможно только при условии, если человек свободно владеет сплошным чтением и обладает хорошей избирательностью восприятия, созданной большим опытом.

Сканирование. Это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов и т.п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы, и зрение работает избирательно: читатель имеет установку найти только интересующие его данные. Чтобы овладеть таким способом чтения необходимо развивать приемы техники чтения.

При профессиональной работе с текстом можно прочитывать более 200 страниц в день. Традиционное чтение (построчное) достаточно медленно. В последние годы все более популярной становится техника быстрого чтения, которая требует специального обучения. Этот способ чтения характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного.

«Традиционный текст можно самостоятельно научиться читать быстрее, читая его как оркестровую партитуру (она читается одновременно и синхронически: сверху вниз, то есть колонками, столбцами и диахронически: слева направо, колонка за колонкой.) Дело в том, что все нотные знаки, расположенные на одной вертикальной линии, составляют в партитуре большую конститутивную единицу, или пучок оркестровых отношений, и воспринимаются как единое целое» (Косарев А.Ф.). Аналогичным образом можно прочитывать текст, обнаруживая при этом ключевые слова и смысловые центры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: