Исследование структуры психологической культуры




Зорин С С

Системный и комплексный подход формирования психологической культуры личности

При формировании психологической культуры личности нужен системный и комплексный подход в системе «родители – (воспитатели - детский сад) – (учитель - школа) – (преподаватель - профессиональное образование) – (руководитель - профессиональная деятельность)» и комплексно на уровне психологии, психопедологии, физиологии, социологии, медицины, культурологии и т.д.

Для формирования психологической культуры личности ведущая роль отводится психологической службе в школе в воспитании психологической культуры у учителя, родителей и школьников.

Психолого-педагогическая культура является частью, необходимым структурным элементом профессиональной культуры будущего учителя. Психолого-педагогическая культура будущего учителя должна базироваться на единстве психологических и педагогических знаний и умений. Благодаря психолого-педагогической культуре обеспечивается правильное определение стратегических целей и задач в профессиональной деятельности будущего учителя, с адекватным использованием средств и методов их достижения.

Первым базовым уровнем формирования психолого-педагогической культуры учителя являются педагогические вузы.

Для формирования психолого-педагогической культуры у будущего учителя школы необходим системный подход формирования знаний, умений, стиль общения, стиль руководства, стиль отношений, творческий стиль деятельности и т.п.

На основе психологической культуры учителя формируется педагогическая культура. Психологическая и педагогическая культура синтетически взаимосвязаны и находятся в единстве в педагогической деятельности учителя. Педагогическая культура базируется на единстве психологических и педагогических знаний и умений преподавателя.

В систему психолого-педагогической культуры учителя должны входить следующие показатели:

- показатель уровня психолого-педагогических знаний,

- показатель педагогического мастерства и творчества при передаче знаний в процессе педагогической деятельности преподавателя.

- показатель коммуникативности, стиля общения, стиля отношений, стиля руководства и т.д.

- показатель уровня научно-исследовательской работы преподавателя,

- показатель уровня организаторских способностей учебно-воспитательного процесса.

- показатель стиля индивидуальной деятельности, поведения.

- показатель рефлексии, который имеет огромное значение для самостоятельного повышения психологической культуры и квалификации преподавателя.

Вторым уровнем формирования психолого-педагогической культуры учителей, родителей и учащихся в школе является психологическая служба в школе. Педвуз формирует у студента базовую основу психолого-педагогической культуры учителя, а психологическая служба в школе продолжает формировать эту культуру у учителя, родителей и учащихся.

В период работы в ГГПИ, когда я заведовал кафедрой психологии (1993-2003 гг.) наша кафедральная научная тема была направлена на формирование психологической культуры у студентов педвуза. Мы предлагали комплексную систему по эффективным формам работы повышения психологической культуры студента, учителя, родителей и учащихся в системе: "вуз - психологическая служба - школа, учебно-воспитательный процесс", которая предусматривает следующие блоки моделей:

Блок 1. Психологическая культура студента.

Блок 2. Психологическая культура учителя.

Блок 3. Психологическая культура родителей.

Блок 4. Психологическая культура ученика.

Анализ деятельности школьных психологов в школе показывает, что выделяемая штатная единица психолога на школу или детский сад недостаточна, один психолог не имеет возможности выполнять весь объем необходимой работы в школе или в детском саду - по развивающей и коррекционной работе, по психодиагностике, по профориентационной работе и т.д. Для более эффективной работы необходимо создавать школьные психологические службы, где должны работать психологи, социологи, сексологи, дефектологи, детские врачи и другие специалисты.

Наша экспериментальная работа в школах и в пединституте показала, что в рамках школы можно создать психологическую службу с привлечением штатного психолога, педагогов школы, дефектолога, детского врача и педагогов - психологов класса.

На всех факультетах были разработаны спецкурсы по практической психологии, на факультете ПНО был разработан спецкурс " Классный психолог ", где студенты изучали курс " Практическая психология в школе", с профилем - " Психолог класса ", так как многие гимназии, лицеи, специализированные школы уже сейчас имеют штатные единицы классного куратора, который выполняет фактически функции классного психолога-воспитателя. Почти все учителя в общеобразовательных школах являются классными руководителями, которые фактически выполняют функции классного педагога-психолога и воспитателя. Классный руководитель или классный куратор окончивший педвуз и имеющий педагогическое образование не всегда умеет общаться с детьми, не допустить или разрешить конфликтную ситуацию, провести оперативную психодиагностику, организовать коррекционную работу в классе, провести консультацию с детьми и родителями и т.д.

Для того, чтобы уметь сформировать и управлять ученическим коллективом для этого необходимы более глубокие психологические знания, которые учитель получает в вузе. Учителя окончившие педагогические вузы должны иметь помимо основной специальности учителя предметника еще дополнительно специальность классного психолога, так как учитель или воспитатель детского сада успешно может выполнять функцию классного психолога или группового дошкольного психолога, под руководством практического психолога, также как он является в настоящее время классным руководителем в школе. Такого учителя можно назвать " Классный психолог и куратор класса ", в детском саду " Групповой психолог - воспитатель ". Для детского сада групповых психологов - воспитателей могут успешно готовить факультеты дошкольного воспитания. Для детей начальных классов на факультетах ПНО, для учащихся старших классов на факультетах истории, филологии, биологии и т.д.

Психологическая культура личности должна формироваться на основе формирования психологических знаний, способностей, возможностей, интересов, склонностей детей. Прежде всего мы должны формировать творческий потенциал личности. Нужно с детства формировать рефлексивную гуманистическую творческую личность. С раннего возраста нужно формировать культуру межличностных отношений, культуру общения, воспитание культуры семейной жизни, ориентируя девочек и мальчиков, прежде всего на этику и психологию семейной жизни, на статус родителей.

Важное значение по формированию творческого потенциала личности в системе образования имеет психологическая служба в школе, сегодня уже никто не отрицает необходимость в школе и в детских дошкольных учреждениях практического психолога, чья психологическая подготовка значительно выше, которую получают учителя и воспитатели в педагогических вузах. Но, при всём желании психолога, он не может взять на себя все психологические задачи. Так или иначе, свою деятельность он должен строить на тесном сот­рудничестве с учителями, воспитателями, родителями, дефектологами, логопедами, офтальмологами психиаторами, социальными психологами и педагогами, юристами и т.д. В школе нужна пси­холого-педагогическая служба, классные психологи в школе и груп­повые психологи в детских садах. Психолого-педагогическая служба должна состоять из специалистов разного профиля - психолога, педагога методиста, дефектолога, логопеда, офтальмолога, психиатора, юриста, социального педагога т.е. привлекаются все специалисты, которые необходимы для эффективной работы особенно с детьми из небла­гополучных семей, с ЗПР, с различными дефектами зрения, слуха, речи и т.п. Естественно, психолог должен быть главной, направляющей фигурой в этой службе. В её работе обязательно должны принимать активное участие все школьные педагоги. Современный учитель должен получить в педагогическом вузе такие психологические знания, которые сделают его практическим психологом в классе и дадут возможность эффективно сотрудничать с практическим психологом школы, дефектологом, социальным педагогом и т.д. Позволит ему проводить под руководством специалистов психодиагностику, коррекционную работу с педагогически запущенными детьми, с ЭПР, с дефектами зрения, речи, слуха, письма, с одарёнными детьми и т.п.

Подобная иерархия психологической службы должна быть в дошкольных учреждениях. Работу школьных и дошкольных психоло­гических служб должны координировать областные, городские, районные центры психологической службы, которые должны иметь современное диагностическое и коррекционное оборудование, вы­соко квалифицированных специалистов.

В данный период работы мною была создана городская ассоциация психологов, которая координировала работу всех психологов города.

Перед психологической службой стоят следующие задачи:

1.Основной задачей психологической службы является фор­мирование психологической культуры у учащихся, у родителей и учителей школы. Профилактическая работа по сохранению психологического, психического и физического здоровья. Сохранение зрения, слуха у детей. Воспитание здорового образа жизни.

2.Одной из основных задач психолого-педагогической служ­бы является исследовательская работа школьного коллектива уча­щихся и педагогического коллектива, исследование проблем обу­чения и воспитания учащихся и детей дошкольного возраста, исследование передового педагогического опыта творческих учи­телей-новаторов, исследование отдельных классов, учащихся с различными отклонениями в психологическом развитии - речи, зрения, слуха, ЗПР, и т.д. Исследование одарённых детей.

3. Третьей задачей психолого-педагогической службы явля­ется психодиагностика психического развития учащихся, педаго­гического коллектива, коллектива в классах, в школе и т.п. На основе проведённых психодиагностических исследованиях прово­дится анализ причин конфликтов между учителями и учащимися, между учителями и администрацией, причины отставания (задерж­ки) психического развития отдельных учащихся и т.д.

4. Четвертой задачей психологической службы является коррекционная работа, на основе психодиагностической и исследовательской работы разрабатывается дифференцированный и индивиду­альный подход обучения детей посредством индивидуальной или групповой адаптации учебно-воспитательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей психического развития каждого ре­бёнка - способностей, задатков, темперамента, характера, поз­навательных процессов и т.п. Особое внимание должно уделяться детям с различными нарушениями развития, например, зрительно­го, слухового анализаторов, нарушением речи, процессов чтения и письма, ритма и темпа речи, с ЗПР. В некоторых случаях необ­ходимо создание адаптационно-коррекционных классов, где обуче­ние проводится по индивидуальной программе для определенного контингента детей с применением соответствующей аппаратуры. Как для одарённых так и для отстающих учащихся необходимо при­менять метод индивидуального темпа обучения.

5. Консультационная работа психолого-педагогической служ­бы проводится среди учащихся, учителей, родителей. Психологическая служба должна проводить семинарские занятия по психоло­гии для учителей, лекции и беседы для родителей и учащихся. Индивидуальные и групповые консультации для учителей, родите­лей и учащихся, знакомить с новинками литературы по психоло­гии. Основная цель консультационной работы - формирование пси­хологической культуры у учителей, учащихся, родителей.

6. Важной задачей психолого-педагогической службы явля­ется выявление задатков, способностей, склонностей и интере­сов. На основе выявленных задатков, способностей, интересов и склонностей проводится формирование творческого потенциала личности.

7. Формирование творческого потенциала и развитие творчества у детей является важной задачей психологической службы в школе, в детском саду. Это могут быть творческие комнаты, творческие мастерские, лаборатории, круж­ки, студии, где свободно дети могут развивать свои способнос­ти. В эту задачу входит развитие педагогического творчества у студентов педвуза, учителей, например создание лаборатории: " Творчество в педагогической деятельности".

8. На основе учета и развития задатков, способностей, склонностей, интересов и творческой деятельности учащихся пси­хологическая служба должна проводить профориентационную работу среди школьников. Психологическая служба должна знакомить школьников с профессиями, приглашать творческих специалистов из разных областей деятельности, проводить диагностику по профпригодности на ту или иную профессию, проводить консульта­ции по профориентации.

9. Одной из важных задач психологической службы должна стать работа в области психологии труда и инженерной психоло­гии в школе, где нужно исследовать оптимальные варианты по ор­ганизации учебного процесса учащихся и учителей. Внедрение в школы компьютерной техники, ТСО,АСО,ЗТС и т.п., психологи должны проводить исследования по оптимизации этой техники в учебном и воспитательном процессе с учетом инженерно-психоло­гических требований взаимной адаптации в системе: "человек – цифровая система ЭВМ". Проводить эргономические исследования школьного обо­рудования, проводить оптимизацию рабочих мест школьника и учителя. Создание комнаты психологической разгрузки для учителей и учащихся.

10. Важной задачей психологической службы является созда­ние картотеки на учащихся школы или детей детского сада. Для этого проводится паспортизация группы детского сада или класса т.е. создается "

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ" на каждого учащегося для учета индивидуального развития личности ребенка с рождения или с детского сада.Психо­логической службой заводится " СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАС­ПОРТ КЛАССА ИЛИ ГРУППЫДЕТСКОГО САДА" на каждый класс или группу, где анализируются межличностные отношения между деть­ми, учителями, воспитателями, их статус на основе психологи­ческих срезов, которые делаются систематически не реже двух раз в год. Заводится "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫИЛИ ДЕТС­КОГО САДА" в данном паспорте психологическая служба отражает социально-психологические данные школы, детского сада.

11. Воспитание психологической культуры у учащихся, учителей, родителей. У учащихся воспитание психологической культуры происходит через факультативные занятия по психологии. У учителей, через семинары и научно-практические конференции, тренинги, деловые игры и т.п. Через психолого-педагогический университет для родителей.

Успешность учебно-воспитательного процесса в школе будет прежде всего зависит от совместной работы всех педагогов и психологической службы. Современный учи­тель должен получить в педагогическом вузе такие знания, кото­рые сделают его практическим психологом в классе и дадут воз­можность эффективно сотрудничать с практическим психологом и психологической службой. Позволит ему проводить психодиагнос­тику, выявить и оценить трудности психологического характера, пользоваться методами психологического воздействия на детей под руководством школьного психолога. Следовательно, функциони­рование такой службы в детском саду, в школе необходимо расс­матривать как процесс своеобразной психологизации всего педа­гогического персонала школы и детского сада.

Только системный комплексный подход формирования гуманистической рефлексивно-творческой личности позволит создать гуманистическое социально-демократическое общество, способствующее гармоничному развитию каждой личности в данном обществе.

Говоря об актуальности и практической значимости такого психологического феномена, как психологическая компетентность, а более широко - психологическая культура, можно привести массу примеров того, что отсутствие элементарной психологической грамотности выступает основной причиной возникающих проблем, трудностей или конфликтов в социальном взаимодействии людей. Недостаток психологической компетентности или психологической культуры приводит к возникновению стрессовых ситуаций, болезненных состояний, кризисов в жизни и деятельности как отдельных людей, так и общества в целом. Особое значение психологическая культура приобретает в условиях усиления межэтнической, межнациональной и международной напряженности, роста враждебности, угрозы терроризма.

Вполне очевидно, что источник разнообразных проблем, прежде всего, следует искать в характере обучения и воспитания подрастающего поколения. Многие острые и больные проблемы жизни современной молодежи, такие как инфантильность и социальная дезадаптированность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания и преступность находятся в прямой зависимости от уровня психологической культуры воспитателей, родителей и педагогов. Большинство школьных проблем обусловлено именно психологической некомпетентностью определенной части педагогов. Современные педагогические подходы часто оказываются неэффективными для решения задач обучения и воспитания. Ситуация усугубляется тем, что в современных школьных программах отсутствуют вопросы обучения пониманию себя и другого человека, обучения правилам общения, диалога, сотрудничества и совместной деятельности; развития коммуникативных умений и культуры умственной деятельности, культуры переживаний и чувств, культуры труда и творчества.

Не менее болезненными являются последствия психологической безграмотности и в других сферах: здравоохранении, социальном обслуживании, предпринимательстве, торговле.

Ориентация в образовании на личность и ее развитие требует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии, а на практике -соответствующего уровня психологической образованности и психологической компетенции педагогических кадров. Это также задает необходимость внесения психологической культуры в учебно-воспитательный процесс, в атмосферу любого образовательного учреждения. Таким образом, в период модернизации российского образования работу по психологизации учебно-воспитательного процесса школы, повышению психологической грамотности, компетентности и культуры всех субъектов образовательной деятельности следует считать важнейшей задачей образовательных учреждений и психологических служб.

Идея психологической культуры и проблема культуры социального взаимодействия людей имеет глубокие корни в истории науки. Для того чтобы адекватно оценить современное состояние научной разработанности этого фундаментального и многомерного психологического феномена, необходим, прежде всего, ретроспективный анализ научных предпосылок становления понятия «психологическая культура».

Философско-культурологическое основание этого понятия мы находим еще у представителей немецкой классической философии (И.Г.Гердер, Г.Ф.Гегель, И.Кант), а также у целого ряда философов и культурологов (Н.А.Бердяев, М.М.Бахтин, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, М.К.Мамардашвили, Д.Мацумото и др.).

Психологические аспекты взаимосвязей человека и культуры находят свое отражение в работах представителей «культурной антропологии» (А.Кребер и М.Херсковиц) и «психологической антропологии» (А.А.Белик, К.К.Клакхольн, Г.Мюррей, В.И.Слабодчиков, М.Спиро, Д.Хонигман, Ф.Хсю, и др.). Важнейшим для психологической антропологии является вопрос о том, как индивид усваивает культурные образцы поведения.

Очень важное значение в раскрытии сущности психологической культуры имеют работы основателей и представителей культурно-исторического направления в психологии (А.Г.Асмолов, В.Вундт, Л.С.Выготский, М.Коул, А.Н.Леонтьев и др.).

Анализ различных проблем взаимодействия личности с культурой мы находим в работах представителей психоаналитических теорий (Р.Бенедикт, М.Мид, Г.Рохейм, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг и др.).

Альтернативой психоаналитическому толкованию взаимоотношений индивида с обществом и культурой является подход представителей гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.). Представления о самоактуализирующейся личности очень близки к идеям психологической культуры в человеке.

Общей психологической культуры в образовании и педагогической деятельности нашли отражение в исследованиях целого ряда представителей гуманистического направления в педагогике (Ш.А.Амонашвили, ПФ.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, Н.И.Пирогов, В.А.Сухомлинский, А.П.Тря-пицына, К.Д.Ушинский и др.).

Важным для решения наших задач являются идеи о неразрывной и диалектической взаимосвязи культуры, образования и личности (В.А.Аверин, Н.В.Бордовская, А.П.Валицкая, С.И.Гессен, И.В.Дубровина, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Е.И.Исаев, А.А.Реан, В.Е.Семенов, В.И.Слободчиков и др.).

Непосредственное отношение к психологической культуре имеют работы в области психологии общения (А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, В.Н.Куницына, Б.Д.Парыгин, Л.А.Петровская и др.). Выяснение условий, связанных с оптимальностью, конструктивностью, комфортностью, эффективностью, успешностью общения фактически выводят исследователей на свойства и функции психологической культуры.

Другой областью, где закладываются основы понятия «психологическая культура» и исследуются различные ее аспекты и компоненты, но без явного эксплицирования самого понятия, являются «организационная психология» и, особенно, ее современные направления - «организационная культура» и «корпоративная культура». (А.Н.Занковский, К.Камерон, Р.Куинн, В.А.Спивак, Э.Шейн и др.).

Результаты научных исследований психологических аспектов различных видов и форм компетентности (Н.С.Глуханюк, А.А.Деркач,B.Г.Зазыкин, А.М.Зимичева, Ю.И.Емельянов, В.А.Климов, А.К.Маркова, Л.А.Петровская, Д.Равен, М.А.Холодная и др.) могут быть использовны для разработки представлений об уровнях психологической культуры, а также как одно из базовых оснований для разработки целостной теории психологической культуры.

Целый ряд идей и методологических оснований, которые могут быть продуктивно использованы в разработке теории психологической культуры, мы находим в научных трудах таких классиков психологической науки, как Б.Г.Ананьев, М.Я.Басов, Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев,C.Л.Рубинштейн, а также в работах известных современных психологов А.Г.Асмолова, И.В.Дубровиной, Ю.М.Забродина, В.П.Зинченко,A.М.Зимичева, Е.П.Ильина, В.Н.Панферова, А.А.Реана, Л.А.Регуш,B.В.Рубцова, В.И.Слободчикова, Г.С.Сухобской, В.Д.Шадрикова и др. Исследования, направленные непосредственно на изучение проблемы психологической культуры как самостоятельного феномена, начались сравнительно недавно. Сегодня их насчитывается небольшое количество, и все они относятся к последнему десятилетию. Большая часть известных нам работ посвящены исследованию психологической культуры в контексте профессиональной деятельности как составляющей профессиональной культуры или фактора того или иного вида деятельности (С.П.Иванова, Н.И.Исаева, Н.И.Лифинцева, Г.И.Марасанов, Ф.Ш.Мухаметзянова, А.Б.Орлов, Н.Т.Селезнева, Е.Е.Смирнова, и др.). В этих работах анализируются различные аспекты, характеристики психологической культуры в связи с особенностями педагогической и других видов деятельности, выделяются функции психологической культуры, делаются попытки выделения ее компонентов или составляющих и описания ее структуры.

Разнородность, фрагментарность, мозаичность и несогласованность существующих подходов в работах перечисленных авторов свидетельствуют о недостаточной разработанности методологических оснований в этих исследованиях, а также об отсутствии последовательного применения системного подхода к анализу психологической культуры, как многомерного психологического явления и интегрального психического образования человека.

Одной из попыток системного анализа психологической культуры, как базисной культуры личности, являются работы Л.С.Колмогоровой. Она справедливо разводит понятия психологической и профессионально-психологической культуры и считает, что психологическая культура может проявляться в различных сферах жизнедеятельности. В своих исследованиях Л.С.Колмогорова обосновывает представление о том, что основы психологической культуры закладываются в детстве, и анализирует возможности и особенности ее генезиса на разных возрастных этапах. Однако непоследовательное применение структурно-функционального и системного подходов приводит к смешению структуры и уровней развития психологической культуры.

Другой попыткой использования системного подхода к рассмотрению психологической культуры являются исследования Н.И. Исаевой. Отмечая, что психологическая культура выступает инвариантом любой другой культуры человека, она выделяет в качестве основных составляющих психологической культуры аутопсихологическую, предметно-психологическую и социально-психологическую, как факторы развития профессионально-психологической культуры психолога образования. Однако, делая акцент на исследовании профессионально-психологической культуры, автор уходит от рассмотрения психологической культуры как самостоятельного интегрального образования в структуре психики человека.

Вместе с тем, понятийный конструкт «психологическая культура» всё более широко используется в практической психологии при создании и использовании различных методов и технологий работы с людьми (И.В.Дубровина, Ю.М.Забродин, В.Н.Куницына, Ю.Н.Емельянов, Н.Н.Обозов, Л.А.Петровская и др.), а также при разработке концепций и методов психологического образования (И.В.Вачков, И.В.Дубровина, Л.С.Колмогорова, Я.Л.Коломинский, М.В.Попова, Г.А.Цукерман, И.М.Швалёва и др.)

1. Психологическая культура как внутренняя составляющая общей культуры человека проявляется в характере форм социального взаимодействия людей и служит регулятором этого взаимодействия.

2. Психологическая культура как интегральное психическое образование человека имеет иерархическую многокомпонентную структуру и качественно своеобразные уровни развития.

3. Существует взаимосвязь между безопасностью, гуманностью, успешностью процесса педагогического взаимодействия и показателями психологической культуры как составляющей профессионально-педагогической культуры.

4. Психологическое образование может выступать эффективным средством развития психологической культуры у ее субъектов.

Основные принципы и подходы формирования психологической культуры личности:

- культурно-исторический подход к рассмотрению психологических явлений (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, М.Коул, А.Р.Лурия, A.B. Петровский, В.В.Рубцов и др.);

- принцип деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, В.П.Зинченко,A.Н.Леонтьев, В.Л.Марищук, С.Л.Рубинштейн и др.);

- системный подход (П.К.Анохин, В.Н.Бехтерев, В.А.Ганзен, Е.П.Ильин, Б.Ф.Ломов, Ж.Пиаже и др.);антропологический подход (Б.Г.Ананьев, И.Кант, А.А.Корольков, В.Н.Панферов, В.И.Слободчиков, К.Д.Ушинский и др.);

- средовый (экологический) подход (М.Я.Басов, И.А.Баева,B.В.Рубцов, В.И.Панов, В.А.Ясвин и др.)

- гуманистический подход (В.С.Библер, А.А.Леонтьев, А.Маслоу, В.Е.Семенов, В.АПетровский, К.Роджерс, А.П.Тряпицына, В.Франкл и др.);

- личностно-ориентированный подход к развитию, обучению и воспитанию (А.Г.Асмолов, Е.А.Бондаревская, И.А.Зимняя, А.М.Зимичев, А.К.Маркова, А.А.Реан, Л.А.Регуш, В. Л.Ситников, Г.С.Сухобская, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, В.А.Якунин и др.)

- идеология психологического сопровождения как подход в организации деятельности службы практической психологии в образовании (М.Р.Битянова, И.Вачков, Е.И.Казакова, АК.Колеченко, Г.АЦукерман и др.).

1. Психологическая культура, выступая регулятором социального взаимодействия людей, является важнейшей характеристикой человека как личности и субъекта.

2. Психологическая культура как социальное качество человека есть продукт социализации - энкультурации и образования. В генезисе психологической культуры можно выделить три основных качественных уровня развития: психологическую грамотность, психологическую компетентность и зрелую психологическую культуру.

3. Психологическая культура как интегральное психическое образование человека имеет целостную психологическую структуру. Основными компонентами этой структуры являются рефлексивно-перцетивный, когнитивный, аффективный, волевой, коммуникативный, регулятивный, ценностно-смысловой, социальный опыт.

4. Выступая базовой составляющей профессионально-педагогической культуры, психологическая культура обеспечивает субъектный характер, гуманность, безопасность и успешность педагогического взаимодействия в условиях образовательной среды.

5. Важным условием формирования психологической культуры в обществе является непрерывное психологическое образование как компонент общего среднего, высшего и постдипломного образования.

6. Концепция психологической культуры может служить методологическим основанием для совершенствования образовательной системы на разных её уровнях.

Исследование структуры психологической культуры

Как и любое явление психики человека, психологическая культура личности имеет свою структуру. Довольно подробно описывает структуру психологической культуры Л.С.Колмогорова. Рассмотрим эту теорию.

Основываясь на определениях культуры, принятых современной отечественной культурологией и данных психологами, Л.С.Колмогорова рассматривает понятие "базисная психологическая культура" как системное и многокомпонентное. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:

· гносеологического;

· процессуально-деятельностного;

· субъективно-личностного.

В гносеологическом аспекте были выделены следующие компоненты культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.

Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении. Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными, как практическими, так и теоретическими. Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д. Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека. Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры, как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику, и организацией деятельности по ее освоению.

Процессуально-деятельностный аспект анализа предполагает решение вопроса о содержании той активности, которая лежит в основе освоения культуры. Введение ребенка в мир психологической, как и другой, культуры возможно двумя путями: через репродукцию известного человечеству опыта и через творчество, «открытие» истин, постижение психических явлений, законов, освоение действий в личном опыте, через «инсайты», в специально организованных и приближенных к реальной жизни ситуациях.

В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Следует отметить, что становление указанных составляющих культуры личности является эффектом всей системы воздействий. С разработкой и введением специальных учебных курсов необходима проработка, конкретное наполнение содержанием таких понятий как параметры, критерии, уровни, этапы освоения и становления базовой психологической культуры личности.

Рассмотрим современные представления различных психологов о структуре психологической культуры личности.

Л.С.Колмогорова выделяет следующие составляющие психологической культуры личности, которые могут быть предметом рассмотрения, диагностики, а также параметрами, определяющими цели и задачи образования:

1. Психологическая грамотность.

2. Психологическая компетентность.

3. Ценностностно-смысловой компонент.

4. Рефлексия.

5. Культуротворчество.

Данная структура отличается от нашего представления о составляющих психологической культуры. Первые два компонента, выделенных Л.С.Колмогоровой, представляются нам как уровни развития психологической культуры. Однако, рассмотрим содержание каждого выделенного компонента.

Психологическая грамотность представляет собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и так далее. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.

Представление о психологической грамотности в рассматриваемом подходе в целом согласуется с характеристикой, данной Е.А. Климовым: «Минимально необходимый уровень развития психологической культуры - психологическая грамотность. Мнение Е.А.Климова полностью совпадает с мнением Л.С.Колмогоровой: «что касается собственно психологической грамотности, то дело усугубляется тем, что в системе общеобразовательной подготовки подрастающих поколений курс психологии не нашел еще устойчивого места: об окружающем мире учащиеся узнают многое, а что касается человека, то основательно изучаются его анатомия, физиология, обезличенные массовые исторические процессы; душеведческие же вопросы всплывают, конечно, в курсах гуманитарных дисциплин, но без опоры на специальный курс психологии. Есть основание полагать, что курс психологии может рассматриваться как органичная часть информационного обеспечения подготовки специалистов-непсихологов в вузе». Психологическая грамотность, рассматриваемая в контексте культуры, не сводится к элементарной осведомленности человека о фактах и зависимостях, характеризующих субъективный мир человека, но предполагает некоторую специфическую воспитанность личности и определенный склад, направленность ума. Е.А.Климов выделяет следующие составляющие психологической грамотности:

· душеведческую направленность мышления;

· интерес к другому человеку;

· владение э



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: