Тема 1. Предмет психогенетики, ее основные положения




АННОТАЦИЯ

Курс "Психогенетика" предназначен студентам высших учебных заведений, специализирующимся в области психологических и других не генетических специальностей. В нем интегрированы знания из области современной генетики и психологии. Анализируется текущее состояние генетики и психологии, рассматривается количественный и качественный рост психогенетических исследований в связи с применением последних достижений молекулярной и физиологической генетики и развитием философских воззрений.Курс направлен на концептуальное преподавание основных методологических принципов исследований в области психогенетики. Он сфокусирован на значении генетического подхода к анализу психологических особенностей человека, обсуждается значение зоопсихологических исследований и возможности генетического анализа тонких механизмов, лежащих в основе формирования особенностей психики человека. Цель курса состоит в изучении студентами основ генетики и методов генетического анализа для дальнейшего их применения к изучению сложных форм психической деятельности высших животных и человека. Особое внимание будет уделено ознакомлению студентов с новыми данными о физиолого-генетических механизмах формирования сложных поведенческих признаков, а также с современными направлениями психогенетических исследований.В задачи курса входит:а) изучение основ генетики, принципов работы генетического аппарата, принципов формирования простых и сложных признаков; б) изучение основных методов генетического анализа признаков;в) изучение закономерностей и особенностей формирования поведенческих признаков;г) изучение молекулярно-генетических механизмов функционирования нейроэндокрино-иммунной системы и ее центральных отделов, а также механизмов формирования сложных форм высшей нервной деятельности животных и человека;д) знакомство с современными направлениями психогенетических исследований и достижениями в этой области.

 

По дисциплине «Основы психогенетики» предусмотрен зачет в 4 семестре.

 

Вопросы к зачету

1. Предмет, цели и задачи психогенетики.

2. История становления психогенетики. Вклад Ф. Гальтона в ее становление.

3. Место психогенетики в системе наук о человеке.

4. Свойства организма (наследственность и изменчивость) как общий объект изучения в психогенетике и дифференциальной психологии.

5. Основные понятия генетики

6. Законы наследования

7. Наследование, сцепленное с полом

8. Виды изменчивости

9. Основные методы психогенетики.

10. Близнецовый метод.

11. Метод разлученных близнецов.

12. Метод контрольного близнеца.

13. Метод приемного ребенка.

14. Математико-статистические методы психогенетики.

15. Психодиагностический метод и его применение в психогенетике.

16. Генеалогический анализ. Цели и задачи.

17. Общепринятые схема и обозначения при построении генограммы.

18. Требования к сбору информации о семье.

19. Анализ генограммы.

20. Прикладное значение генеалогического анализа (область и формы применения).

21. Понятия генома, генотипа, генофонда.

22. Генотип - средовое взаимодействие.

23. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных свойств личности.

24. История возникновения евгеники

25. Негативная евгеника, ее цели и задачи.

26. Позитивная евгеника, ее цели и задачи.

27. Этический вопрос евгенических исследований

28. Психогенетические исследования интеллекта.

29. Взаимодействие генотипа и среды в развитии интеллекта.

30. Наследственные болезни головного мозга

II.1. Задания для самостоятельной работы по курсу

 

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Предмет психогенетики, ее основные положения

1. Выписать определения психогенетики, генетики поведения, поведенческой геномики. Кратко описать их цели и задачи.

3. Выписать основные исторические вехи развития психогенетики

4. Ответить на вопросы теста:

1. Формирование психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий связано с именем:

а) Ж.-Б. Ламарка;

б) Ч. Дарвина;

в) Ф. Гальтона;

г) А. Уэллеса.

 

2. Предметом изучения психогенетики является:

а) роль взаимодействия факторов наследственности и среды в формировании признаков, передаваемых от родителей потомкам;

б) роль взаимодействия факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных психофизиологических и психологических признаков;

в) роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании интеллекта.

3. Основными методами психогенетики являются:

а) близнецовый;

б) генеалогический;

в) приемного ребенка;

г) все выше перечисленные.

 

4. Основным вопросом психогенетики является определение:

а) психогенетических методов;

б) психологического признака как предмета изучения;

в) причин мутаций признаков;

г) уровня генной активности.

 

5. Весь набор генов одного организма называют:

а) генотип;

б) фенотип.

 

6. Евгеника в рамках биологии рассматривалась как:

а) естественный отбор;

б) искусственный набор;

в) особый вид селекции.

7. Отбор (в рамках евгеники) по нужным для человека признакам относится к области:

а) позитивной евгеники;

б) негативной евгеники;

г) к обеим названным.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!