Тип урока: изучение нового материала.




План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Отмечаю отсутствующих. ___ 1 мин
2. Переход к новой теме Ребята, скажите пожалуйста, о каком императоре вы говорили на предыдущих уроках? А кто мне может сказать годы его правления?   Да, действительно начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Вы подробно рассмотрели его реформы. И кто мне скажет, в 1722 г какой указ ввёл Пётр1?   Да, верно, а в чём был смысл этого приказа? Верно, но в 1725 г Пётр 1 умирает и не успевает назначить себе приемника. А какие события происходили в России после смерти Петра Великого мы узнаем с вами сегодня, изучив новую тему.   И давайте теперь с вами прочитаем цитату и попытаемся понять, как будет называться тема нашего урока. «Никогда в нашей стране, да, кажется, и ни в каком другом государстве, верховная власть не переходила по такой ломаной линии. Так ломал эту линию политический путь, каким эти лица достигали власти: все они попадали на престол не по какому-либо порядку, установленному законом или обычаем, а случайно, путём дворцового переворота или придворной интриги.»   Записываем название новой темы в тетрадь.   Пётр 1 (1672-1725)     Указ о престолонаследии   По указу Петра от 5 февраля 1722 о престолонаследии император назначал себе преемника из числа лиц императорской фамилии.     Эпоха дворцовых переворотов  
3. Новая тема: «Эпоха дворцовых переворотов» План: 1. Причины дворцовых переворотов. 2. Екатерина 1 3. Пётр 2 4. Анна Иоанновна 5. Иван Антонович 6. Елизавета Петровна 7. Пётр 3     ПЗ: Почему период с 1725- 1762 г. был назван эпохой дворцовых переворотов? ППЗ: Сравните деятельность Петра Великого и деятелей эпохи дворцовых переворотов.     Сегодня на уроке мы начнём изучать новую эпоху, вошедшую в историю как Эпохадворцовых переворотов.   Ребята, как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке?   Хорошо, и начнём мы с определения. Дворцовые перевороты -период с 1725-1762 г., в течении которого на престоле сменялось несколько правителей, путем вооруженного захвата власти. Записываем это определение в тетрадь. Давайте теперь обратимся к учебнику на стр. 84 пункт 1. Даю вам 2 мин на чтение, вам нужно выделить главные причины дворцовых переворотов.   Давайте начнём, кто мне может назвать первую причину? Причины дворцовых переворотов: Усиление роли гвардии в государственных делах страны. (Гвардия стала реальной силой, на которую могли опираться монархи и претенденты на трон.) Указ Петра I о престолонаследии. (Обострение проблемы престолонаследия в связи с указом 1722 года, Монарх получил право назначать наследника по своему усмотрению.) Появление дворянских группировок, борющихся за власть. ( Каждая группировка отстаивала свои интересы и привилегии.)   Записываем все эти причины в тетрадь.   И как мы уже знаем, 28 января 1725 года Петр I внезапно умирает, не назначив приемника. Начинает развиваться острая борьба между дворянскими группировками за власть, каждая из которых обращалась за помощью к военной силе- гвардейским полкам. Давайте мы теперь с вами посмотрим видеоролик и уже конкретно узнаем, кто находился у власти в этот период времени. По ходу просмотра записываем в тетрадь имя правителя, годы его правления и какие изменения произошли при правителе. Екатерина 1 (1725-1727) В1726 создала Верховный тайный совет (Став высшим учреждением в государстве, Верховный тайный совет ведал всеми важными внутренними и внешними делами. В его функции входило назначение высших чиновников, финансовое управление, отчетность ревизионной коллегии. Совету подчинялись три важнейшие коллегии – военная, адмиралтейская и иностранная. Центральный орган – Тайная канцелярия, созданная при Петре I – в 1726 г. была ликвидирована, и контрольно-розыскные и надзорные функции перешли к Верховному тайному совету. Сенат, провозгласивший Екатерину I самодержавной императрицей, ею же был подчинен Верховному тайному совету). Пётр 2 (1727 – 1730) При Петре II вся власть была сосредоточена в Верховном тайном совете, в состав которого вошли А.Г. и В.Л. Долгорукие. Они и Голицын были руководителями совета, состав которого изменился, в нём усилилась партия аристократии. Царь мог не считаться с советом, предписывать ему свою волю, но говорить о серьезной государственной политике в этот период не приходится). Анна Иоанновна (1730 – 1740) По предложению Голицына были составлены кондиции – условия приглашения Анны на престол, согласно которым фактически вся власть переходила в руки Верховного Тайного Совета. 4 марта 1730 г. был упразднен Верховный тайный совет на кабинет министров. В начале Кабинет министров имел только управленческую функцию, с ноября 1735 г. Он получил широкие полномочия и законодательные права. Сформировала Измайловский полк. Иван Антонович (1740 – 1741) Елизавета Петровна (1741 – 1761) Было открыто первое высшее учебное заведение МГУ (шуваловы), проведена экономическая реформа. Указом от 12 декабря Елизавета восстановила петровское детище – Сенат в значении высшего государственного органа и ликвидировала стоявший над ним Кабинет министров. Его заменила петровская личная императорская канцелярия – Кабинет, который должен был принимать документы на имя монарха, оформлять указы за его личной подписью, объявлять высочайшие повеления и руководить финансовой стороной дворцового хозяйства. Часть дел бывшего Кабинета министров-стал решать Сенат, а другая часть поступала в личное ведение императрицы. Дела шли в ее личную канцелярию – Кабинет Её Величества Пётр 3 (1761 – 1762) У него было неприятие всего русского, в интересах Пруссии подписал мирный договор, который закончил семилетнюю войну. Его свергли и власть оказалась в руках императрицы Екатерины 2 (1762 – 1796) Читают     Называют цели     Читают   Отвечают    
4. ПЗ: Почему период с 1725- 1762 г. был назван эпохой дворцовых переворотов? ППЗ: Сравните деятельность Петра Великого и деятелей эпохи дворцовых переворотов.   Потому что люди, находившиеся у власти в этот период времени, захватили ее опираясь на военные силы, т.е. осуществив переворот.   Петр всегда проявлял интерес к развитию, к достижениям стран, и хотел, чтобы в России было так же. (Великое посольство). Он твердо решил проводить реформы в России, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую державу. Правители же времени дворцовых переворотов не ставили перед собой задачи решения каких- либо глобальных проблем. Их больше интересовало удовлетворение своих целей, а также они ограничивались решением текущих вопросов      
5. Вывод по новой теме. Таким образом, мы можем сделать вывод, что дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества. В основном они сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, которые чаще всего преследовали свои корыстные интересы. В целом социально-экономическая ситуация в стране и внешнеполитические успехи Елизаветы создавали условия для преобразований в эпоху Екатерины II.        
6. Домашнее задание. Параграф 13 – 14, выучить новые определения.      
7. Рефлексия. Ребята, посмотрите на слайд и скажите, к какому смайлику вы себя отнесёте в конце урока?    
8. Выставление оценок.      

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: