Лабораторная работа/кейсы № 5
Система бюджетирования обучения в управлении персоналом
ФИО_____________________________
ФИО_____________________________
Цель и задачи проведения занятия.
Целью проведения занятия является приобретение студентами практических навыков бюджетирования в системе управления персоналом персонала.
Основными задачами занятия являются:
§ приобретение практических навыков формирования бюджета службы управления персоналом;
§ приобретение навыков расчета бюджета на обучение;
§ приобретение навыков анализа эффективности бюджета и его оптимизации;
§ приобретение навыков формирования системы оплаты труда, направленной на стимулирование достижения целей компании.
Используемая литература.
- Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
- Минченкова О.Ю. Управление персоналом: система бюджетирования: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006, 224 с.
- Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Ряковский С.М. Планирование затрат на обучение: пошаговая технология. - Журнал "Справочник по управлению персоналом", номер 2-2005
- Фитценц Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерения экономической ценности персонала. Пер. с англ. – М.: Вершина, 2006.
- Кейс «Бюджет HR-службы»
Описание ситуации и исходные данные.
В компанию «Солнышко», специализирующуюся на продаже продуктов питания для детей, пришел новый директор по персоналу. Данный специалист до этого не имел опыта работы в компании с жесткой системой бюджетирования. На предыдущем месте работы данную функцию выполнял финансовый менеджер, в том числе он составлял бюджеты и отчитывался по расходам службы персонала. Помогите новому руководителю составить бюджет расходов HR-службы на год (не включающий ФОТ и премиальные выплаты). При этом необходимо учитывать следующие данные. В компании работает 256 сотрудников, из них 115 человек – мужчины. Возрастной состав следующий: 18–29 лет – 120 человек, 30–39 лет – 98 человек, 40–49 лет – 30 человек, 50–59 лет – 8 человек. Согласно спискам у сотрудников компании 38 детей в возрасте до 14 лет. В компании ежеквартально проходит обучение персонала отдела продаж, в котором работает 24 человека (данные расходы вы можете планировать исходя из стоимости услуг в вашем регионе). В компании проходит два обязательных корпоративных мероприятия: Новый год и День компании (летнее мероприятие), на которые выделяется бюджет в размере 2000 рублей на человека, и два небольших фуршета на 23 февраля и 8 марта (расходы не более 200 рублей на человека). В компании обязательно делают ценные подарки стоимостью до 5000 рублей уходящим на пенсию сотрудникам и до 1000 рублей сотрудникам в их дни рождения. Также в компании принято дарить новогодние подарки детям (в размере до 1000 рублей каждому).
|
Постановка задачи.
Запланируйте все расходы на персонал с разбивкой помесячно. Для подготовки бюджета можете использовать Таблицу 1.
Методические указания.
При бюджетировании необходимо учесть, что расходы на мероприятия, как правило, не совпадают с их датой, так как в большинстве случаев требуется предоплата, полная либо частичная. Также по условиям задачи может быть потенциально 8 пенсионеров, так как не указано: сколько именно человек в каком возрасте работает в категории от 50 до 59 лет, а также сроки выхода на пенсию. При расчете стоимости обучения необходимо планировать расходы на 2 группы тренинга, так как стандартная группа включает в себя 12 человек (максимально до 15 человек), в данном же случае количество обучающихся – 24 человека. Помимо этого необходимо помнить о 50-процентной предоплате как стандартном условии заключения договора с тренинговой компанией.
|
Таблица 1
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «Солнышко* Киреев А.Н.Киреев
Бюджет расходов службы персонала на 2009 год
«» декабря г.
Наименование расхода | Стоимость за единицу (руб.) | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрю | Ноябрь | Декабрь | Всего (руб.) |
Обучение (итог) | ||||||||||||||
Тренинги | ||||||||||||||
Корпоративные мероприятия (итог) | ||||||||||||||
Корпоративные мероприятия (23 февраля) | ||||||||||||||
Корпоративные мероприятия (8 марта) | ||||||||||||||
Корпоративные мероприятия (День компании) | ||||||||||||||
Корпоративные мероприятия (Новый год) | ||||||||||||||
Дополнительные расходы на персонал (итог) | ||||||||||||||
Поздравления с д/рождения | ||||||||||||||
Детские подарки к Новому году | ||||||||||||||
Подарки уходящим на пенсию | ||||||||||||||
Расходы на персонал (итог) |
|
Кейс «Бюджет на обучение».
Постановка задачи:
- на основе представленных ниже описания компании и плана обучения компании рассчитайте бюджет на обучение сотрудников.
- Проанализируйте величину затрат на привлечение внешнего тренера и решите – есть ли необходимость принятия на работу внутреннего тренера с зарплатой 35000 рублей.
Описание ситуации и исходные данные.
Компания «НьюАрт» занимается оптовой продажей багета (деревянных и пластиковых реек для изготовления рам для картин) и других художественных оформительских материалов, имеет собственную сеть постерных салонов и собственную крупную багетную мастерскую, в которой по заказам клиентов производятся работы по оформлению картин, постеров и фотографий в соответствии с макетами дизайнеров.
Оптовые продажи производятся силами двух отделов - отдела московских продаж (МО) и отдела региональных продаж (РО). В отделе московских продаж работают 12 менеджеров
по продажам, в отделе региональных продаж – 18. Каждым отделом руководит начальник
отдела.
Всей сетью постерных салонов, принимающих заказы на оформление постеров, картин и фотографий, а также продающих готовые оформленные картины и постеры, руководит начальник собственной розничной сети (начальник СРС). Всего в сети 24 салона, в каждом из которых работает по 4 сотрудника – 2 старших дизайнера – консультанта и 2
дизайнера - консультанта.
Во главе всего коммерческого департамента, объединяющего отдел оптовых продаж и розничную сеть, стоит коммерческий директор.
В компании «НьюАрт» было решено внедрять систему внутреннего корпоративного обучения, направленную, на первом этапе на развитие описанного выше «добывающего» персонала.
Директор по персоналу предложила следующий план обучения:
Тема | форма обучения | ведущий | нач. РО | Мен. регион. продаж | нач. МО | Мен. моск. продаж | нач. СРС | ст. диз.-конс. СРС | диз.-конс. СРС |
Знание Компании | |||||||||
История, цели и задачи Компании "НьюАрт", структура Компании, ПВТР. | Лекция 2 часа каждые 3 месяца | Менеджер по персоналу | * | * | * | * | |||
Клиенты и рынки | |||||||||
Специфика багетного и оформительского рынка. | Лекция 3 часа каждые полгода | Коммерческий директор | * | * | * | * | |||
Клиенты "НьюАрТ". Характеристика рынков и клиентов. | 10 лекций по 2 часа 1 раз в год | Коммерческий директор | * | * | * | * | * | * | * |
Ассортимент | |||||||||
Виды багета, паспарту, подвесок, стекла и др. | 12 лекций по 2 часа 1 раз в год | Директор по закупкам | * | * | * | * | * | * | * |
Дизайн | |||||||||
Дизайн-технологии (стилистика, принципы художественного оформления). | 3 лекции по 2 часа 2 раза в год | Старший дизайнер | * | * | * | ||||
Практические занятия по дизайну художественных изображений | 4 занятия по 2 часа 4 раза в год | Старший дизайнер | * | * | * | ||||
Тренинги | |||||||||
Навыки эффективных продаж для дизайнеров - консультантов | 2 дня 2 раза в год | Внешний тренер | * | * | * | ||||
Навыки эффективных продаж (оптовые продажи) | 2дня 2 раза в год | Внешний тренер | * | * | * | * | |||
Навыки эффективного управления (для руководителей отделов) | 2дня 2 раза в год | Внешний тренер | * | * | * | ||||
Командообразование | 1день 2 раза в год | Внешний тренер | * | * | * | * | * | * | * |
Time-management | 1 день 2 раза в год | Внешний тренер | * | * | * | * | * | * | * |
Практическое изучение работы багетной мастерской. | |||||||||
Правила заполнения бланка заказа, знакомство с работой мастерской по участкам. | Практическое занятие 2 часа 4 раза в год | Начальник производства | * | * | * | ||||
Работа с программными продуктами | |||||||||
Работа в 1С "Торговля и Склад" (для менеджеров по продажам) | Семинар 4 часа 2 раза в год | Директор по ИТ | * | * | * | * | |||
Работа в диспетчерской программе (для дизайнеров-консультантов) | Семинар 4 часа 2 раза в год | Директор по ИТ | * | * | * | ||||
Бухгалтерский документооборот | |||||||||
Положение о формах договоров. Документооборот. | Семинар 3 часа 2 раза в год | Главный бухгалтер | * | * | * | * | * | * | * |
Методические указания.
При расчете бюджета следует учитывать, что при проведении обучения собственными силами оплата ведущему производится по его средней должностной почасовой ставке.
Она рассчитывается делением суммы начисленной заработной платы на количество рабочих часов в расчетном периоде.
Среднее количество рабочих часов в месяц – 176.
Специалисты имеют следующие заработные платы:
Должность | Заработная плата в месяц (рублей) |
Менеджер по персоналу | |
Коммерческий директор | |
Директор по закупкам | |
Старший дизайнер | |
Начальник производства | |
Директор по ИТ | |
Главный бухгалтер |
Оплаты работы внешнего тренера производится из расчета 30000 рублей за 1 день.
В бюджет не включены затраты на организацию обучения, оборудование и методические материалы. Принято решение считать эти расходы постоянными, равными 1000 рублей за день обучения вне зависимости от количества часов и величины групп.
- Кейс Формирование системы оплаты труда и премирования.
Постановка задачи:
на основании предложенных данных разработать систему оплаты труда и премирования Заместителю генерального директора по развитию, Директора по логистике и Директора по продажам проекта. Определить структуру системы мотивации, показатели премирования и сроки ее действия. В системе мотивации на каждого должно быть не более 3 показателей премирования.
Система оплаты труда и премирования должна быть описаны по следующим параметрам:
- Структура системы
- Название показателей премирования
- Сроки действия показателей премирования, срок выплаты премии.
- Веса показателей в системе мотивации.
Описание ситуации
Принято решение открыть производственно-торговую компанию, производящую электротехническое оборудование. Продажи будут осуществляться через дилерскую сеть в различных регионах РФ. Основная часть продаваемой продукции производится в Китае. Поставки продукции на склад осуществляются через три-четыре месяца после размещения заказа на производство товара. Годовой оборот (план на первый год) - 40 000 000 долл. Распределение товара планируется осуществлять с центрального склада. Компания привлекает ярких и сильных Топ-менеджеров, делая ставку на их профессионализм в области продаж и логистики (вкл. складскую). Проектом руководить Заместитель генерального директора по развитию. Цель проекта – произвести заказ продукции, поставить ее на склад и произвести первые продажи не позднее 5 месяцев с момента открытия компании.
Стратегия развития бизнеса
Основные стратегические задачи компании таковы:
- Вывод компании на рынок.
- Увеличение доли рынка.
- Формализация и унификация отношений с поставщиками, дилерами и дистрибьюторами, выработка системы взаимных обязательств
- Создание Региональных центров распределения продукции.
Цели компании на год
- Увеличение доли рынка
- Увеличение объема продаж
- Разработка системы договоров с дилерами
- Заключение договоров с ключевыми дилерами.
- Увеличение числа точек «встреч» конечного потребителя с продукцией компании (числа розничных точек, их площади, доступности, широты ассортимента продукции и т.п.)
Описание должностей