Психологическая модель Герберта Малецке




Немецкий ученый Герберт Малецке, хотя и относится к европейской школе исследователей системы массовой коммуникации, однако опирается на формулу Лассуэлла и интерпретирует с психологической точки зрения социальные факторы, введенные в модель МК У. Шраммом и супругами Райли.

В отличие от Лассуэлла, Г. Малецке рассматривает не пять, а четыре главных компонента массовой коммуникации:
1) высказывающий; 2) высказываемое; 3) средство распространения и 4) воспринимающий, которые он объединяет в вопросы: "кто говорит?", "что?", "при помощи какого средства?", "кому?". Автор утверждает, что эти факторы составляют "поле коммуникативных зависимостей", или "коммуникативное поле". Поэтому нужно анализировать сначала каждый из четырех основных факторов отдельно, а потом их реляции в рамках "поля отношений".

Из множества классификаций видов коммуникации автор выделяет следующие ее формы:

а) прямая и непрямая;

б) взаимная и односторонняя;

в) частная и публичная.

Из этого набора характерных черт коммуникации Малецке выбирает те, которые характеризуют массовую коммуникацию. Она является:

1) непрямой коммуникацией, поскольку отличается временным или пространственным, или пространственно-временным расстоянием между участниками коммуникации;

2) односторонней коммуникацией, так как участники ее связаны друг с другом всегда только при помощи технических средств, а эти технические средства устроены так, чтобы сообщения передавались только в одном направлении, что делает невозможным обмен ролей между участниками, поскольку эти роли с самого начала твердо установлены своеобразием технических средств;

3) публичной коммуникацией, поскольку со­общение МК адресовано неограниченному и четко неопределенному кругу лиц.

Этот "неограниченный и неопределенный круг лиц", или аудиторию МК, Малецке называет "дисперсной публикой".

В отличие от других понятий - "аудитория", "публика", "группа", "толпа" и т.п. - автор характеризует свою "дисперсную публику" следующими чертами:

- дисперсная публика или дисперсные публи­ки не являются постоянными социальными образованиями. Они возникают от случая к случаю путем обращения некоторого количества людей к сообщениям МК;

- сообщения, к которым обращаются члены дисперсной публики, передаются средствами МК, а не путем прямого личного общения;

- члены дисперсной публики в совокупности представляют собой некую сообщность индивидов, находящихся в разных местах, или относительно маленькие, собравшиеся в одном месте группы (два товарища, семья, посетители кино, рабочие одного предприятия на совместном просмотре телепередачи).

"Дисперсная публика", по мнению автора, социально неоднородна, в нее входят люди, живущие в различных условиях, чьи интересы, взгляды, образ жизни не совпадают. Однако в некоторых условиях "дисперсная публика" может приобретать черты относительной однородности.

Таким образом, по мнению Малецке, "дисперсная публика" не имеет ни структуры, ни организации, в ней нет распределения ролей, как в первичной группе, нет обычаев, традиций, нет образцов поведения.

При этом интересны суждения Малецке относительно других определений аудитории МК. По его мнению, такие понятия, как "масса", "невидимая масса", "массовый человек", "скопление" носят односторонний культурно-исторический и эмоциональный отпечаток, поэтому целесообразно совсем отказаться от них в области социологии и социальной психологии и использовать понятие "масса" только применительно к видимой, конкретной или ситуативной массе, т.е. к скоплению множества людей со специфическими психологическими признаками, к "активизированной массе", в которой еще не развилась упорядывающая и интегрирующая система ролей.

Несколько уже, по мнению Малецке, родство между "дисперсной публикой" и "толпой", если под ней подразумевать некое количество людей без структуры и контактов, не связанных друг с другом ни пространством, ни временем. Из такой "толпы" в любое время может возникнуть "дисперсная публика", если несколько или все члены этой толпы обращаются к сообщению МК. Как правило, эта публика затем снова распадается, превращаясь в толпу. Таким образом, "дисперсная публика" отличается от "толпы" временным обращением к совместному объекту, т.е. всего лишь одним признаком. Более узкое определение "толпы", как числа людей без структуры и контактов, собравшихся в определенном месте и в определенное время (например, люди на рынке), гораздо реже преобразуется в понятие "дисперсной публики" (например, при публичной трансляции радиопередачи).

"Дисперсная публика" также отличается от понятия "группа". Малецке приводит следующие определения "группы":

1. Группа относительно мала по количеству. Взаимоотношения между членами группы относительно постоянные с неизмененным совместным стремлением сохранить группу;

2. В признаках идентичности и когерентности решающее и определяющее влияние группы проявляется настолько широко, что ее сверхличностный характер и существование относительно не­зависимы от отдельного члена группы;

3. В восприятии членов группы "группа" имеет более или менее осознанный характер единой общности (жизни, работы) с общими совместными интересами и целями;

4. Группа характеризуется функционализацией и распределением ролей;

5. "Групповая" атмосфера нормализует и унифицирует духовное и практическое поведение членов, вырабатывает специфическую "групповую модель".

Эти характеристики полностью соответствую понятию "первичной группы" из модели Джона и Матильды Райли. По мнению Малецке, группа может входить в состав дисперсной публики, но отнюдь не составляет ее основу.

Исходя из этих посылок о составных элементах массовой коммуникации, Г. Малецке и строит свою психологическую модель МК.

В массовой коммуникации, пишет Малецке, сообщение попадает к реципиенту (Р) всегда только при помощи одного из средств массовой коммуникации (СМК), и любое из этих средств, в силу своего технического своеобразия, вызывает модификации процессов восприятия и переживания у (Р) и тем самым модификации воздействия. СМИ предлагают (Р) чрезвычайно большой выбор сообщений, из которых он, вступая в поле МК, выбирает лишь некоторые и подвергается их воздействию. Этим селекцион­ным актом (Р) активно вмешивается в совокупный процесс МК. В значительной степени он сам определяет объем и характер сообщений.

Какие сообщения (Р) выбирает, как он их вос­принимает и какое воздействие они производят, зависит от структуры личности, развития и опыта, интеллигентности и интересов, взглядов и мировоззрения, но прежде всего, по мнению Малецке, от той моментальной ситуации и состояния, в которых находится (Р).

К – коммуникатор; С - сообщение или программа СМИ; Р - реципиент.

Реципиент никогда не является изолированным индивидом, он всегда находится в многочисленных общесоциальных отношениях с окружающим миром. С другой стороны, обращаясь к сообщению, он становится членом дисперсной публики.

Кроме того, отбор предлагаемых СМК сообщений и их воздействие на (Р) определяются и представлением, которое он имеет о самом себе, о своем месте, а также о своей роли и функциях в социальной системе.

К этому следует добавить, что и сами СМК в силу своего технического своеобразия предписывают (Р) определенные образцы поведения и переживания, т.е. (Р) испытывает на себе воздействие канала. В конце процесса у (Р) складывается представление о самих СМК.

Решение вопроса, какие сообщения производятся и предлагаются и в какой форме, принимает коммуникатор (К), который вмешивается в акты отбора и производства своей личностью. Сюда относятся и его общие социальные отношения, и тот факт, что (К) в МК почти всегда работает в коллективе, который, в свою очередь, является частью производственного учреждения.

Отбор материала и производство сообщения во многом зависят от представления, которое коммуникатор имеет о самом себе, о своей профессии и своих задачах, о своей роли и функциях внутри коллектива, учреждения и общества в целом.

И собственное сообщение или программа (совокупность сообщений газет, радио, телевидения и т.п. в одном выпуске, в один день, в одну неделю или другой ограниченный отрезок времени) также воздействует на (К), т.е. он испытывает на себе "принуждение" сообщения или программы Более того, (К) испытывает и "давление" канала МК, который в силу своих технических возможностей предлагает и предписывает ему определенные темы и формы, исключая другие.

Будучи "публицистом", отмечает Малецке, (К) производит и распространяет публичное сообщение, поэтому он вынужден считаться с мнениями и взглядами, нормами и правилами своего времени. Его работа определяется и ожидаемой реакцией общественности на его сообщение, т.е. (К) подвержен "давлению" со стороны общественности. При этом Малецке не отождествляет общественность с "дисперсной публикой", относя к общественности "широкие и влиятельные круги", которые "чувствительно реагируют на сообщения".

Довольно часто аудитория МК пытается преодолеть односторонность МК путем писем, вопросов, жалоб, предложений и т.д. Эти стихийные контакты (или реакции) автор также рассматривает как составную часть поля МК.

В конце процесса МК участники его получают определенные представления друг о друге: (К) об (Р), (Р) о (К).

Таким образом, Малецке представил модель процесса МК как поля "взаимных зависимостей" между всеми элементами системы и в этом ее большой плюс.

Он не изолирует коммуникатора на самом себе. Редактор, журналист, по его мнению, находятся в разнообразных социальных связях и отношениях и испытывают на себе "давления", сказывающиеся на характере и содержании сообщений. Однако эти социальные отношения не выходят за рамки сформулированных в модели Райли "первичных групп", "реферативных групп" и их объединений в более широкую социальную сферу.

  4. Социальная модель Мелвина де Флера

В книге "Теория массовой коммуникации" Мелвин Де Флер рассматривает процесс МК как социальную систему, входящую в системы культуры, экономики, политики".В своих посылах он исходит из содержания МК как носителя социальной информации и разделяют все сообщения МК на три категории по их качественному уровню:

1. Низкопробный уровень. Наилучшим образом распространяемая информация и в наибольшей степени критикуемая обществом. Примеры: криминальные драмы на ТВ, подчеркивающие жестокость, откровенно порнографические ленты, ежедневные сериалы, журналы "откровений" и.т.д., т.е. все, что может привести к падению общественного вкуса или стимулировать социально неприемлемые действия.

2. Необсуждаемый уровень. Информация также широко распространяемая, но о которой критики говорят очень мало. Примеры: прогноз погоды, музыка, специализированные журналы, фильмы на общие темы. Такая информация не угрожает морали и не влияет на общественный вкус.

3. Высококультурный уровень. Далеко не всегда широко распространяемая информация, признаваемая качественной, духовно облагораживающей, образовательной и вдохновляющей. Примеры: серьезная музыка, подлинно драматические произведения литературы, политические дискуссии, художественные фильмы.

Исследователь приводит модель, которая, по его мнению, демонстрирует схожие черты в различных СМК, особенно в отношениях между компонентами системы (рис.10).


Автор выделяет следующие компоненты системы МК:

Производитель продукции МК осуществляет отбор и оформление сообщений (ТВ-шоу, газетные и журнальные статьи, фильмы и т. д). Этот компонент включает в себя всех тех, кого мы называем общим термином "коммуникатор". Производитель тесно взаимодействует с финансовой подсистемой (спонсор) и распространителем.

Распространитель. Внутри этого компонента авторы выделяют следующие подсистемы: национальные структуры, распространяющие информацию для местных выпусков и включающие в себя крупные газетные синдикаты, вещательные сети, сети кинотеатров, оптовых продавцов печатной продукции и т. д. и местные СМК, которые вступают в непосредственный контакт с аудиторией. Связь между ними такова: крупные средства распространения поставляют информацию, местные - продают ее и приносят прибыль.

Аудитория - как наиболее важный и сложный компонент. Она расслоена, дифференцирована и взаимодействует во многих направлениях. Поведение аудитории в целом, по мнению авторов, зависит от нужд и интересов членов этой аудито­рии, разнообразия социальных групп, представленных в ней, и природы социальных отношений между членами групп.

Исследовательские организации, которые выявляют предпочтения аудитории МК. представляют информацию тем, кто отвечает за отбор и подготовку сообщений, а также информирует спонсоров и рекламодателей о рейтингах СМК.

Подсистема финансовых инвестиций включает в себя владельцев СМК, спонсоров и рекламодателей, покупающих время и место в СМК с целью продвижения на рынок товаров и услуг, политического или иного влияния на аудиторию.

Рекламные агентства связывают спонсора, распространителя, производителя и исследовательские организации.

Подсистемы контроля создаются законодательными органами всех уровней, которые регулируют статус СМК. К этим подсистемам относятся также частные добровольные общественные организации, которые принимают профессиональные кодексы и в некоторой степени контролируют действия журналистов и распространителей с точки зрения этих об­щественных актов. Законодательные подсистемы определяют допустимость содержания СМК в зависимости от общей совокупности внешних социальных и культурных условий общества, в которых функционирует система МК. Круг этих условий, определяют общие моральные ценности и нормы общества, выраженные в формальных законах.

Сложность концептуальной модели МК, представляющей самостоятельную социальную систему, дополняется еще и тем, отмечает автор, что различные СМК систематически входят в отношения друг с другом. Таким образом, подчер­кивает он, речь идет о целостной системе МК США.

Говоря о самом принципиальном внутреннем условии - финансах, американский исследователь отмечают, что судьба этого компонента зависит, прежде всего, от аудитории. Если аудитория не будет уделять внимание продукции системы, по­купать ее, голосовать "за" и т.д., то система неминуемо впадет в жестокий кризис и в конечном счете разрушится. Во избежание этого, М. Де Флер рекомендует поставлять на информационный рынок больше развлекательной "низкопробной" информации, которая удовлетворяет интересы максимально широкой части аудитории. Он приходят к выводу о том, что "низкопробное" содержание информации является ключевым элементом всей социальной системы. Этот элемент поддерживает финансовую стабильность социальной системы МК, сохраняя ее целостность; он тесно связан с институтом американской экономики в целом. При этом автор прогнозирует увеличение в будущем объема образовательной и технической информации ("не обсуждаемого" содержания) в системе МК за счет сокращения доли "низкопробщины". Как видим, в модели Мелвина де Флера присутствуют все элементы предыдущих моделей: коммуникатор (производственная подсистема), канал (подсистема распространения), сообщение, дифференцированная определенным образом аудитория, механизм "обратной связи" (исследовательские и рейтинговые службы). Кроме того, модель существенно дополняется экономическим и законодательным факторами, а также внешними социальными и культурными условиями общества. Если сюда добавить такой внешний системоформирующий фактор, как социально-политическая организация общества, то модель американского ученого при некоторой ее корректировке могла бы приобрести черты универсальной системы. Однако в данном исполнении она отражает, как отмечает и сам автор, в большей степени американскую систему МК.  
  РЕЗЮМЕ  
     

Обзор теоретических концепций и моделей процессов массовой коммуникации исследователей прессы американской школы показывает историческую ретроспективу и перспективу развития как самой системы МК, так и научных представлений о ее компонентах, составе, структуре, взаимодействии и функциях. Исследовательская мысль двигалась от простейших технократических, формализованных моделей одностороннего воздействия, к социологическим и социально-психологическим моделям со множеством внутренних взаимосвязей, к сложным социальным системам МК, отражающим характер и функционирование их на уровне государственных конгломератов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: