Правом на задержание лица, совершившего посягательство, наряду со специально уполномоченными на то лицами обладают также потерпевшие и другие граждане.




Вторым обстоятельством, исключающим преступность деяния, предусмотренным ст. 33 УК РК является "Причинение вреда при задержании лица, совершившего посягательство". Где в части 1 указано, что "не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления государственным органам и пресечения возможности совершения им новых посягательств, если иными средствами задержать такое лицо не представилось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер".

Задержание лиц, совершивших преступление, является моральным долгом всех граждан и профессиональной обязанностью специальных органов государственной власти. Например, в п. 10 ст. 10 Закона РК "Об органах внутренних дел РК" от 21 декабря 1995 г. указано, что сотрудники органов внутренних дел обязаны "в установленном законом порядке принимать участие в проведении... операций по задержанию лиц, совершивших преступление". Аналогичное обязательство распространяется и на сотрудников комитета национальной безопасности, таможенной службы и т.д.

При задержании лиц, совершивших преступление, с целью доставления их в государственные органы и пресечения возможности совершения ими новых посягательств, задерживающим приходится применять к ним насильственные меры, поскольку задерживаемые, как правило, оказывают сопротивление. Среди таких мер возможно причинение физического вреда (например, нанесение ударов, вред здоровью и т.д.), имущественного вреда (взлом дверей помещения, где укрылся преступник, повреждении транспортного средства, на котором лицо намеревалось скрыться и т.д.), а в отдельных случаях - лишение жизни.

Насильственные меры при задержании лица, совершившего посягательство, лишь внешне похожи на преступление, ибо задержание - это обстоятельство, исключающее преступность деяния, поэтому такие меры не содержат состава преступления.

Этот институт в Уголовный кодекс РК был введен впервые. Однако, о задержании лиц, совершивших преступление, с помощью применения оружия говорилось в различных нормативных актах регулирующих деятельность органов внутренних дел. Например, в ст. 6 Закона СССР "Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка" и т.д. При этом в этих нормативных актах ничего не говорилось о правовых последствиях причинения вреда задерживаемому, содержание и пределы которого могут быть урегулированы только уголовным законом.

Пробел в уголовном законодательстве относительно задержания лица, совершившего посягательство, восполняла руководящая судебная практика. Однако, этот институт относился к другим обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР "О практике применения законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" от 16 августа 1984 г. было указано, что действия граждан по задержанию преступника должны рассматриваться судами как совершенные в состоянии необходимой обороны.

"Правом на задержание лица, совершившего посягательство, наряду со специально уполномоченными на то лицами обладают также потерпевшие и другие граждане" (ч. 3 ст. 33 УК РК). Задержание рассматривается как общественно полезная деятельность даже тогда, когда им причиняется вред, ибо такая деятельность препятствует уклонению таких лиц от уголовной ответственности, способствует своевременному раскрытию преступлений, предотвращению совершения ими новых посягательств.

Причинение вреда преступнику, если это было необходимо для его задержания, оправдывается мотивом и целями деятельности, ее результатами: прекращением преступной деятельности в дальнейшем, наказанием преступника, утверждением законности.

Условия правомерности при задержании лица, совершившего посягательство, принято делить на две группы:

1. условия правомерности, относящиеся к задерживаемому лицу;

2. условия правомерности, относящиеся к задержанию.

К первой группе условий правомерности, относящиеся к задерживаемому лицу, относятся:

а) совершение лицом преступления;

б) попытка лица, совершившего преступление, скрыться от лиц, намеревавшихся доставить преступника в органы власти.

Совершение лицом преступления означает то, что уголовно-правовое задержание возможно только в отношении лиц, совершивших уголовно-правовое деяние. Если лицо не совершило преступления, то его нельзя подвергать насильственному приводу.

Исходя из смысла ст. 33 УК РК уголовно-правовое задержание является обстоятельством, исключающим преступность и наказуемость деяния, и может применяться в отношении лица, совершившего любое преступление, а не только такого, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Исходя из содержания ст. 132 УПК РК уголовно-процессуальное задержание является мерой процессуального принуждения, применяемой с целью выяснения причастности лица к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде ареста. Именно уголовно-процессуальное задержание применяется только лишь в отношении лица, совершившего преступление, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, из приведенных положений становиться ясно, что уголовно-правовое задержание и уголовно-процессуальное задержание являются различными правовыми явлениями, имеющие свои цели, задачи и функции. Поэтому не следует смешивать эти два понятия и вкладывать в них одинаковое содержание.

Необходимо особо отметить, что уголовно-правовое задержание не может применяться к лицам, совершившим административный проступок. В тоже время следует указать, что в практической деятельности часто возникают ситуации, когда насильственное задержание осуществляется и в отношении лица, совершившего административное правонарушение или иной проступок. Однако основанием уголовно-правового задержания в таких случаях является не совершение лицом административного проступка, а, при наличии соответствующих признаков, применение насилия в отношении представителя власти, что само по себе расценивается законом как преступление (ст. 321 УК РК "Применение насилия в отношении представителя власти").

При этом необходимо иметь ввиду, если лицо вообще не совершало никакого правонарушения, то применение к нему насилия для доставления в органы власти является основанием реализации этим лицом права на необходимую оборону. Если же лицо ошибалось в отношении личности задерживаемого и применило к нему насилие, при задержании с целью доставления в органы власти, то в этом случае речь не идет об уголовно-правовом задержании. В таком случае имеет место мнимое задержание, являющееся общественно опасным и при наличии вины влечет уголовную ответственность.

Уголовно-правовое задержание возможно как в отношении лиц, совершивших преступления, очевидного для задерживающих, совершенных на их глазах, так и в отношении лиц, имеющих вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, в котором дана юридическая оценка поведению лица.

Необходимо отметить, что уголовно-правовое задержание не применяется в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности и невменяемых. Как известно эти признаки относятся к признакам субъекта преступления. В тоже время задержанию подлежит любое лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом общественно-опасное деяние, независимо от того, обладает ли оно всеми необходимыми признаками субъекта преступления или нет. Оценка правомерности причиненного лицу вреда по правилам уголовно-правового задержания возможна только в тех случаях, когда задерживаемое лицо обладает всеми необходимыми признаками субъекта преступления или же, когда задерживающий добросовестно заблуждался относительно его личности, т.е. считал, что им задерживается преступник. В случаях же, когда задерживающему заранее известно, что им задерживается лицо, не обладающее признаками субъекта преступления, то причиненный вред необходимо оценивать по правилам крайней необходимости.

Вторым условием правомерности, относящимся к задерживаемому лицу, относится попытка виновного скрыться от лиц, намеревавшихся доставить преступника в органы власти.

Это означает, что чаще всего в практической деятельности преступник после совершения преступления пытается незаметно покинуть место совершения преступления. Если же потерпевшему или другим лицам становится известна личность виновного, то он (виновный) принимает все меры чтобы избежать задержания. В данном случае необходимо отличать бегство лица, совершившего преступление, в отношении которого применяется уголовно-правовое задержание, от побега лица, в отношении которого применяется уголовно-процессуальное задержание, что определяется законом как преступление (ст. 358 УК РК "Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи").

Ко второй группе условий правомерности, относящихся к задержанию, относятся:

1) задержание лица, совершившего преступление, осуществляется с определенной целью;

2) причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, было единственным средством пресечь его попытку скрыться от преследования;

3) соразмерность причиненного вреда, при задержании, и вреда, от совершенного преступления.

Во-первых, задержание лица, совершившего преступление, осуществляется с определенной целью.

В данном случае следует отметить, что любой человек определяя свои поступки стремиться к какому-либо результату. Например, преступник, совершая свое деяние стремиться незаконно обогатиться с помощью завладения чужим имуществом, причинения вреда здоровью и т.д. В случаях задержания лица, совершившего преступление, необходимо чтобы это задержание было признано законным. В этом случае установление цели задержание является законодательным требованием.

Исходя из требований ст. 33 УК РК целями уголовно-правового задержания являются:

1) доставления государственным органам лица, совершившего преступление;

2) пресечения возможности совершения им новых посягательств.

Только совокупность данных целей образует законность уголовно-правового задержания лица, совершившего посягательство. Необходимо отметить, что законодатель обоснованно выделяет требование к задерживающему о необходимости доставления лица, совершившего преступление, именно в государственные органы. Доставлять задерживаемого следует не в любой государственный орган, а именно в тот государственный орган, сотрудники которого наделены функциями представителя власти. Определение признаков представителя власти необходимо раскрывать исходя из п. 1 примечания к ст. 320 УК РК "Оскорбление представителя власти". Согласно нему, представителем власти "признается должностное лицо государственного органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости".

Таким образом, лиц, совершивших преступление, следует доставлять прежде всего в такие государственные органы, в которых борьба с преступностью является одной из функциональных задач. К таким органам, прежде всего, относятся: органы внутренних дел; Комитет национальной безопасности; Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции); Таможенный комитет и т.д. Если нет объективной возможности доставить лицо, совершившее преступление, в эти органы, то задерживаемого следует доставить в другие органы государственной власти - облгоррайонные акиматы, комитеты по ЧС и т.д.

Если задержание лица, совершившего преступление, осуществленное с другой целью, например, расправы, получения компенсации за причиненный ущерб и т.д. не образует законности задержания. В этом случае задерживаемый не лишается предоставленных законом прав, в том числе и права на необходимую оборону.

Второй целью уголовно-правового задержания лица, совершившего преступление, является пресечения возможности совершения им новых посягательств.

Только совокупность вышеназванных целей наполняет уголовно-правовое задержание лица, совершившего посягательство, правовым содержанием.

Во-вторых, следующим условием правомерности, относящимся к задержанию, является то, что причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, было единственным средством пресечь его попытку скрыться от преследования.

Иначе говоря, в данном случае речь идет о вынужденности причинения вреда при задержании виновного.

Только в своем единстве названные факторы свидетельствуют о наличии вынужденности (необходимости) причинения вреда.

При задержании лица, совершившего преступление, обязательно учитываются как его внешние, физические данные, так и реакция его поведения при задержании. Если задерживаемый обладает высоким ростом, физически развит и настроен агрессивно по отношению к задерживающим, то степень причинения вреда при задержании может быть большей, чем в другом случае. Например, наоборот, задерживаемый маленького роста, физически слаб и внутренне подавлен, нерешителен, то при его задержании применения насилия не совсем оправданно либо требуется в небольшой степени.

В равной мере на причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, влияют внешние и внутренние данные задерживающего лица. Так, например, если задерживающее лицо в достаточной мере обладает физической подготовкой, имеет специальные навыки, то для задержания преступника ему не потребуется причинения более тяжкого вреда здоровью. Иначе будет выглядеть ситуация с задержанием преступника, если задерживаемый обладает прямо противоположными признаками.

Существенное влияние на задержание лица, совершившего посягательство, может оказать условия при которых происходит задержание. В зависимости от сложившихся обстоятельств задерживающее лицо может оптимально подобрать способы задержания, регулируя степень причинения вреда. На обстановку задержания могут оказать существенное влияние следующие факторы:

а) время (ночное, дневное);

б) место (улица, жилое помещение, транспорт, пустырь, лесной массив и т.д.)

в) количество задерживающих и задерживаемых;

г) наличие или отсутствие посторонних людей, а также другие обстоятельства.

Однако, главным условием всех этих факторов является то, что они должны свидетельствовать о единственной необходимости причинения вреда при задержании. Поэтому, будет отсутствовать правомерность задержания в тех случаях, когда задержание могло быть осуществлено другими способами, без причинения вреда задерживаемому. Например, с помощью собаки, без применения огнестрельного оружия по лицу, пытающемуся скрыться и т.д.

Таким образом, в зависимости от вышеназванных трех групп факторов может складываться необходимость причинения вреда при задержании лица, совершившего посягательство, когда иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.

В-третьих, ко второй группе условий правомерности, относящихся к задержанию, относится соразмерность причиненного вреда, при задержании, и вреда, от совершенного преступления.

Не вызывает сомнений, что при задержании лица, совершившего посягательство, причиненный вред преступнику должен иметь определенные пределы. Эти пределы зависят от характера и степени общественной опасности совершенного преступником деяния и от обстоятельств задержания.

Характер общественной опасности представляет собой качественную характеристику преступления. Она определяется социальной значимостью, ценностью объекта посягательства; размером причиненного в результате его совершения вреда, а также формой вины. Именно по характеру общественной опасности различают преступления, входящие в различные главы либо в разные группы внутри одной главы Особенной части УК: преступления против жизни от преступлений против здоровья и т.д.

Степень общественной опасности выражает количественную сторону деяний одного и того же характера. Степень общественной опасности каждого деяния слагается: во-первых, из обстоятельств, характеризующих конструктивные признаки состава этого деяния; во-вторых, обстоятельств, признанных законодателем квалифицирующими данный состав; в-третьих, степени осуществления преступного намерения; в-четвертых, наличия соучастников; в-пятых, множественности совершаемых данным лицом деяний.

Так, например, виды убийства различаются между собой именно по степени общественной опасности, тогда как по характеру общественной опасности они равноценны.

К обстоятельствам задержания относятся различные условия и факторы способные оказать какое-либо воздействие на осуществление задержания лица, совершившего преступление. Однако в любом случае необходимо, чтобы вред причиненный лицу, совершившему преступление, не должен явно не соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного им деяния и обстоятельствам задержания. Иначе говоря должно отсутствовать превышение мер, необходимых для задержания преступника.

В понятие превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего посягательство, предусмотренном ч. 2 ст. 33 УК РК, законодатель указывает на его объективные и субъективные признаки. К объективным признакам следует отнести:

а) явное несоответствие мер задержания характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления;

б) явное несоответствие мер задержания обстановке задержания;

в) причинение явно чрезмерного, не вызываемого обстановкой вреда.

Субъективный признак превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего посягательство, представлен умыслом лица, сознающего, что в такой обстановке задержания нет необходимости причинять вред задерживаемому, предвидящего возможность или неизбежность наступления последствий своих действий и желающего их наступления. Мотивы превышения мер при задержании могут быть самыми разнообразными, но они не влияют на квалификацию.

Необходимо отметить, что на основании п. "з" ч. 1 ст. 53 УК РК совершение преступления при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, учитывается при назначении наказания как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность и наказание.

Задержание лица, совершившего посягательство, следует отличать от необходимой обороны. Последняя является пресечением совершающегося, уже начавшегося (либо начинающегося, когда налицо реальная угроза нападения) и еще не закончившегося общественно опасного посягательства на охраняемые уголовным законом интересы. Нередко на практике насилие применяется к лицу, совершающему преступление, преследуя одновременно цели пресечения этого посягательства и задержания виновного для доставления его органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений. В таких случаях правовая оценка причиненного вреда должна даваться на основании правил, предусмотренных законом о необходимой обороне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: