Коммерциализация технологий в России




 

Интересен опыт деятельности и развитие трансфера технологий в России.

Действующих на инновационном рынке посредников можно условно разделить на две категории: консалтинговые фирмы и фонды. Первые специализируются на оказании консалтинговых услуг по вопросам обеспечения охраны интеллектуальной собственности и маркетинга, вторые - на поиске заказчика-инвестора. Каждая фирма имеет свою специфику, однако общим является то, что на пути разработки от идеи до контракта разработчики могут получать различные консультации и юридические услуги, а выбор стратегии управления интеллектуальной собственностью осуществляет разработчик.

Если же дело все-таки доходит до продажи лицензии на использование изобретений и ноу-хау для производства и сбыта продукции, владелец технологии может поручить фирме вести переговоры с покупателем и подписать лицензированный договор. В этом случае консалтинговая фирма получает за услуги 10-15% от суммы лицензионных платежей (причем поступают они от покупателя на банковский счет фирмы).

Кроме того, в России есть фирмы, ведущие свою деятельность в интересах отрасли, например ЗАО «Центр передачи технологий» (ЦПТ) - одна из первых российских компаний, работающих в сфере коммерциализации интеллектуальной собственности и технологий, созданных на предприятиях авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности, связи и телекоммуникаций. Российское авиационно-космическое агентство (Росавиа-космос) рассматривает ЦПТ в качестве отраслевого центра по патентно-лицензионной работе и коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Научно-технический совет Росавиакосмоса имеет специальную секцию «Правовая охрана и введение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности».

В конце 90-х годов ХХ в. в России появились различного рода внебюджетные фонды, направленные на поддержку инноваций и трансфера технологий. Например, главной задачей межотраслевого внебюджетного фонда «Инновации», созданного при научно-технической ассоциации «Технопол-Москва», является финансирование НИОКР, инновационных проектов и разработок в целях создания высоких технологий и техники нового поколения.

Фонд также располагает средствами, которые возвращают на предприятия и организации в соответствии с условиями договоров о выделении финансирования НИОКР на возвратной основе (финансирование НИОКР из средств фонда может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе). МВФ «Инновации» имеет еще одно преимущество - собственная методика оценки эффективности инновационных проектов, применяемая Министерством промышленности, науки и технологий РФ в своих конкурсах.

Неразвитость российского рынка технологий обусловлена: во-первых, тем, что консалтинговые фирмы и фонды сконцентрированы в крупных городах и в поиске клиентов практически не выходят за пределы своего региона; во-вторых, как разработчики, так и инвесторы испытывают недоверие к российским посредникам. Поэтому в последние годы все чаще появляются партнерства российских и зарубежных посредников или создаются совместные компании.

 

3.
Коммерциализация технологий в Украине

 

Анализ технико- и финансово емких производств Украины показывает, что идет стагнация устаревшего производственного аппарата, медленные темпы его обновления. Износ основных производственных фондов промышленности составляет более 65%.

В конце 1990-х годов в Украине стала активизироваться деятельность, связанная с инновационным развитием. За последние 10 лет было принято более 150 документов (законов, постановлений правительства и ведомственных решений) по инновационному развитию, которые должны были обеспечить действенность инновационной модели развития экономики.

В начале 2003 г. была утверждена инновационная модель развития экономики как стратегическое направление выхода из кризиса и продвижение Украины в ряды развитых государств мира. Создавались государственные инфраструктуры и фонды, технопарки, технополисы. Однако сколько-нибудь заметных изменений в инновационном развитии Украины не происходит. Продолжает использоваться устаревшая технология и техника, выпускается неконкурентоспособная продукция. Предприятия и организации слабо участвуют в инновационном процессе. Это обусловлено незаинтересованностью руководителей предприятий и организаций в инновационном развитии, отсутствием проработанного механизма эффективного продвижения инноваций в производство, инфраструктуры управления инновационным развитием и нерешенностью ряда организационно-экономических проблем инновационного развития на государственном уровне.

Механизм передачи технологий должен сформировать экономический интерес и потребность у менеджеров предприятий в непрерывном масштабном обновлении производства на прогрессивной технологической базе. Для этого необходимо создание отделов трансфера технологий, занимающихся коммерциализацией результатов научно-технической деятельности вузов и научных организаций и эффективным управлением интеллектуальной собственностью. Они должны выявлять и оценивать коммерческий потенциал интеллектуальной собственности, возникающей в результате научно-исследовательской деятельности вузов, академических и отраслевых институтов, инновационных предприятий; проводить маркетинг интеллектуальной собственности, контрактных научных исследований и консультационных услуг научных учреждений и предприятий, работающих с новыми технологиями, осуществлять маркетинговые исследования рынка инноваций, определять новые области применения научно-технических разработок, развивать стратегию продвижения технологий на рынок; находить партнеров, инвесторов, содействовать установлению новых деловых контактов между разработчиками нововведений и их потребителями; осуществлять продажу и лицензирование интеллектуальной собственности от имени научно-исследовательских организаций и предприятий; предоставлять современную информацию по базе технологий; организовывать выставки, конференции, семинары, презентации.

 


Выводы

инновационный промышленность коммерциализация технология

Анализируя отечественный и зарубежный опыт по передаче инновационных технологий в промышленность, следует отметить, что только активное участие государства в создании региональных и отраслевых центров по трансферу технологий, как на законодательном уровне, так и с помощью долгосрочного финансирования, а также налоговая поддержка предприятий, проводящих инновационное перевооружение, может решить проблему инновационного развития тех отраслей, которые на данном этапе постепенно приходят в упадок.

Чрезвычайно важным является создание нормативной базы для реализации автономной инновационной деятельности учебных заведений и научно-исследовательских организаций, частично или полностью содержащихся за средства государственного бюджета. Необходимо продолжить работу по созданию эффективной законодательной системы трансфера и коммерциализации прав интеллектуальной собственности в Украине в соответствии с мировым и европейским стандартам путем принятия или внесения изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.

 


Список литературы

 

1. Подсолонко Е.А., Мурава-Середа А.В. Трансфер и коммерциализация технологий/ Подсолонко Е.А., Мурава-Середа А.В. // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. - 2011. - №4. - С. 233-245.

2. Фролова З.В., Логутова Т.Г. Развитие трансфера технологий в области технико- и финансовоемких производств Украины/ Фролова З.В., Логутова Т.Г. // Актуальні проблеми економіки. - 2011. - №2. - С. 116.

3. Пугач С.Г. Коммерциализация научно-технологических разработок: опыт ННЦ ХФТИ/ Пугач С.Г. // Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт». - 2011



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: