Транзактный анализ психологических путешествий




Л.В. Иванова

Используя понятийный аппарат Транзактного анализа, в статье анализируется содержание психотерапевтического проекта «Ландшафтная аналитика». Исследуется взаимосвязь индивидуальных сценариев участников проекта и особенности прохождения ими различных участков маршрута, а также пути в целом. Работа вносит вклад в развитие трансдисциплинарного метода групповой психотерапии в условиях естественной среды, а также в изучение динамики личности в условиях психотерапии. Показано, что работа с содержанием индивидуальных сценариев, проявленных во время ландшафтной аналитики, создает условия для деконтаминации эго-состояния Взрослый.

Ключевые слова: ландшафтная аналитика, транзактный анализ, индивидуальный сценарий, динамика личности, психотерапевтический метод, деконтаминация Взрослого.

 

Постановка проблемы. Развитие практической психологии в России содействовало повышенному интересу к психотерапии, психотерапевтическим методам, их возможностям и эффективности. Особую актуальность приобретает проблема динамики личности в условиях психотерапии. Растет число психотерапевтических методов, использующих различные средства и возможности окружающего мира [5].

Одним из развивающихся методов групповой психотерапии в условиях естественной среды является «Ландшафтная аналитика», автором и разработчиком которой является психолог С.В. Березин. По мнению автора метода, ландшафтная аналитика - трансдисциплинарный метод групповой психотерапии в условиях естественной среды, который реализует идеи экзистенциальной психотерапии, терапии творческим самовыражением [7], транзактного анализа [8]; в ней используются элементы архаических инициаций и опыт пограничных состояний [5]. Наш собственный опыт показывает, что ландшафтная аналитика позволяет работать с глубинным бессознательным опосредованно через эмоциональные отклики, возникающие в контакте с различными ландшафтными объектами (пещера, лес, ручей, поле, гора,и др.). М.Е. Бурно заметил, что оторванность в путешествии от «суеты жизни» помогает неспешно сосредоточиться на себе, обдумывать свою жизнь, свое будущее, личностные особенности [7].

Движение по природному ландшафту для большинства участников аналитики оказывается путешествием по ландшафтам собственной души. «Работа с жизненными тупиками, вершинными достижениями, подъемами и провалами, «пещерами сердца», «мыслительными дебрями» клиентов позволяет употреблять понятие «ландшафт души» не просто метафорически» [5, с. 4]. Содержательный, структурный и динамический аспекты ландшафтной аналитики наиболее полно, на наш взгляд, могут быть описаны с позиции транзактного анализа.

Транзактный анализ (ТА) – теория личности и систематическая психотерапия для личностного роста и изменения личности (Международная Ассоциация ТА). Основателем ТА является американский психолог и психиатр Эрик Берн.

Структура личности в концепции ТА образована тремя эго-состояниями: Родитель, Взрослый и Ребёнок [2], [3], [8].

Родитель - это чувства, мысли и поведение, скопированные индивидом у родителей или других парентальных фигур. Содержание эго-состояния Родителя образуют также нормы, запреты, долженствования, оценки, требования. Наблюдать Родителя «в действии» можно по поведенческим признакам таким, как заботливое или критическое отношение к другим, высказывание предубеждений, оценок, замечаний. Внутренне оно переживается в виде родительских наставлений и назиданий, которые продолжают влиять на внутреннего Ребёнка человека. Функционально, т.е. в поведении, эго-состояние Родитель может проявляться, как контролирующий и критикующий - запреты, разрешения, наказания, критика, оценивание и т.д., а может, как заботливый – оказание помощи, поддержки, утешение, советы.

Взрослый - чувства, мысли и поведение, соответствующие данной ситуации, т.е. адекватное реагирование в ситуации «здесь и теперь». Взрослый в человеке – способность объективно оценить действительность, исходя из полученной им информации, и на основе ее принимать адекватные решения, соответствующие данной ситуации. Взрослое эго-состояние можно развивать на протяжении всей жизни человека.

Ребенок - чувства, мысли и поведение, соответствующие детскому возрасту человека. Функционально эго-состояние Ребенок может проявляться как Естественный Ребенок или Адаптивный Ребенок. Естественный Ребенок - все естественные и спонтанные реакции, присущие детям: непосредственное поведение, выражение агрессии, доверчивость, творчество, увлеченность и т.д. Адаптивный Ребенок – это поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Такое поведение проявляется в виде повышенной конформности, неуверенности, робости, уступчивости, стыдливости, а также в виде бунта против родительских правил.

Транзактный анализ (ТА) также включает в себя анализ транзакций (анализ вербальных и невербальных взаимодействий между людьми), анализ игр (анализ скрытых трансакций), анализ жизненного сценария (жизненного плана, состоящего из сценарных решений, принятых ребенком в детстве и представляющую собой наилучшую стратегию выживания, удовлетворения потребностей и приспособления к требованиям родителей). Терапия в транзактном анализе – осознание неконструктивного (сценарного) поведения, игр, жизненного сценария, обнаружение ранних детских решений о том, как нужно жить и принятие новых решений (перерешений), используя весь потенциал Взрослого эго-состояния [1],[2],[3],[4],[8].

Основной целью в ТА является актуализация и деконтаминация «Взрослого» в человеке, осознанное использование всех эго-состояний, достижение автономности, т.е. возможности быть независимым, спонтанным и способным к построению близких отношений. Деконтаминация Взрослого означает здесь преодоление оценочного, предубежденного, стереотипного и иллюзорного восприятия действительности. Деконтаминированный Взрослый способен «видеть все, как есть, называть вещи своими именами и принимать чувства, возникающие здесь-и-теперь» [6, с.44].

Возрастающий интерес населения в получении психотерапевтической помощи и, в целом, к психотерапии, побуждает нас продолжать исследовать различные аспекты и возможности метода «Ландшафтная аналитика».

 

Транзактный анализ в Ландшафтной аналитике. Элементы жизненного сценария участника проекта мы можем наблюдать в том, как он идет по маршруту, по своему «жизненному пути», как и с кем взаимодействует на этом пути. Рассказывая о происходившем во время движения, участники нередко описывают минискрипт, то есть свой «жизненный сценарий» в свернутом виде, что является хорошим материалом для диагностики предписаний, драйверов, ранних детских решений, сценарного процесса. Таким образом, создается возможность для Взрослого эго-состояния участников, используя ресурсы взрослого, сделать перерешения относительно себя и своей жизни, оказаться вне сценария, а, следовательно, взять под свою ответственность авторство собственной жизни. В фокусе внимания психолога, работающего с группой – наблюдаемое поведение участников.

Так, вопросы о времени прибытия на следующую точку остановки, о следующем месте привала часто маркирует попытку контролировать процесс прохождения маршрута («жизненный процесс»). Такое поведение может свидетельствовать о включенности у участника эго-состояния Контролирующий Родитель или Адаптивный Ребенок. Здесь важно понять, что с ним происходит, о чем эта тревога, с какими представлениями о мире и себе это связано, какое детское решение за этим стоит. Например:

Участница: «А когда мы придем в домик (домик - это последнее место остановки первого дня. Причем на маршруте остановок для отдыха, воды и еды достаточно)?».

Ведущий: «А для чего тебе это знать?».

Участница: «Ну, так спокойнее».

Ведущий: «Правильно ли я понимаю, что сейчас тебе неспокойно?».

Участница: «Да!».

Ведущий: «Мы сейчас проходили мимо кустарника с яркими красными цветами, заметила ли ты их?».

Участница: «Я их увидела только, когда другие участники начали около них фотографироваться..».

Ведущий: «Похоже ли то, что с тобой сейчас происходит на твою жизнь?».

Участница: «Хм… Да, похоже. Я не могу расслабиться пока не сделаю определенную работу. Друзья зовут в кино, а я не иду пока не доделаю все дела, хотя время у меня достаточно. С утра вот так иду на работу, что вокруг ничего не замечаю…».

Ведущий: «А в детстве были похожие ситуации?».

Участница: «Да, пока я не сделаю домашнюю работу мне нельзя было идти на улицу. Меня и хвалили всегда только за то, какая я ответственная, отличница…».

В данном примере участница обнаружила свой сценарный процесс «пока не» и детское представление о себе: «я хорошая и меня можно любить только тогда, когда я делаю все ответственно и идеально».

Стратегия дальнейшей работы с этой участницей заключается в том, чтобы помочь ей прийти к новому решению, открывающему возможность жизни вне сценарного процесса «пока не».

В целом, ситуация неопределенности является важным условием для инициации процесса рефлексии, способствующего лучшему пониманию себя и возможности выйти за пределы собственных схем существования - оказаться вне сценария [5]. Стремление контролировать жизнь вокруг себя, как способ снижения тревоги, вызванной ситуацией неопределенности - это неосознанное стремление оставить все как есть, сохранить неизменной Я-концепцию, остаться в рамках привычного существования в своем жизненном сценарии.

Рассмотрим особенности работы на некоторых этапах ландшафтной аналитики в методологии ТА.

Лес, как ландшафтный объект, в нашей культуре ассоциируется с таинственностью, с возможной опасностью. Такое смысловое содержание является стимулом для активации детских страхов [5]. В тоже время, лес –это нечто «страшно интересное», что может стать стимулом для переключения в Естественное Дитя, для активизации творческой активности. Поход по лесу в ландшафтной аналитике часто осуществляется по цепочке на некотором расстоянии друг от друга - около 100 метров. В соответствии с инструкцией, которую дают ведущие группы, идти по лесу нужно так, «чтобы не догонять и не отставать от того, кто идет впереди». Это необходимо, на наш взгляд, для лучшего погружения участников в свои ощущения, в происходящее с ним и вокруг него. Возможное «столкновение» участника со своими трудностями, с самим собой способствует росту тревожности, а привычные схемы совладания с тревогой также являются отражением свойственных ему сценарных процессов. Работа здесь строится с тем, что происходило с участником во время данного участка пути. Как он шел, что он чувствовал, какие мысли приходили в голову, как ему было идти за кем-то, в своем ли темпе шел или «торопился», или старался делать все четко по инструкции (идеально), не замечая того, что происходит вокруг него (не замечая жизни в стремлении делать все «идеально») и т.п. Подобная рефлексия позволяет обнаружить схожесть того, что происходит с участниками во время похода с «реальной» жизнью - обнаружить собственные иллюзии и детские решения. Например, во время рефлексии прохождения леса один из участников делился:

Участник: «Я все время оборачивался и смотрел, не отстала ли от меня Сова (в ландшафтной аналитике участники выбирают себе другие имена, как правило, используются названия растений и животных, чтобы максимально отстраниться от социальных и семейных ролей в реальной жизни и погрузиться в «здесь и сейчас»). Старался идти медленно, чтобы она успевала за мной. Даже сам чуть не упустил из виду впереди идущего участника и не потерялся…».

Во время работы с содержанием его рассказа выяснилось, что и в жизни он так часто делает, «Радует» другого, порой так, что сам попадает в ситуации «потерялся», «не знаю, что сам хочу», «я столько для других делаю, а они неблагодарные»…

Поле часто ассоциируется со свободой, радостью, раздольем, что создает благоприятную почву для переключения в детское эго-состояние - Естественное Дитя [5]. Если у участников есть предписание «Не будь», «Не живи», такая возможность может блокироваться различными переживаниями, зачастую выражающимися телесными проявлениями, такими как, «тяжело дышать», «перехватывание» дыхания, «замирание». Это может сопровождаться тревогой и желанием укрыться за дерево, уйти с поля. В то же время, может стать стимулом для снятия ограничений. Примером работы в поле может быть следующий эпизод:

Участница: «Мне в поле как-то неуютно… Как-будто все на меня смотрят…».

Ведущий: «Это знакомые тебе ощущения?».

Участница: «Да.., как в школе, у доски… У меня даже голова в плечи втянулась..».

Ведущий: «Чтобы ты сделала, окажись ты здесь маленькой девочкой, в полной безопасности и с родителями, разрешающими все безопасное для тебя и других?».

Участница: «Ну…,э-э-э.., ну, я бы заорала во все горло и побежала бы по лугу, раскинув руки!!!».

Ведущий: «?!».

Участница сбрасывает рюкзак и бежит.

Восхождение на гору почти всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: «торопились» (драйвер «Торопись») или соскальзывали, разворачивались, не доходя чуть-чуть до вершины со словами «я больше не могу» (сценарный процесс «Почти»), или вовсе отказывались подниматься, думая, что «никогда» они это не осилят (сценарный процесс «Никогда»), помогали другим подниматься, взваливая их рюкзаки на себя (драйвер «Радуй»), не обращая внимание на свое состояние и возможности, а потом тяжело вздыхали: «как много делают для других, а им в жизни никто не помогает». Анализ восхождения на вершину дает много материала относительно сценарного процесса участников и их драйверного поведения.

Выбор партнера перед походом в пещеру практически всегда оборачивается драмой. Такой выбор часто отражает те стратегии выбора, которые участники используют в «реальной» жизни: выбирает ли он сам или выбирают его, какие мысли и детские решения о себе за этим стоят; выбирает ли с кем хочется идти или с кем менее тревожно. В реальной жизни это часто говорит о том, выбирается ли партнер для построения близких отношений или партнер, с кем близость невозможна, реализуя предписание «Не будь близким».

Работая в группах после прохождения определенного ландшафтного объекта, ведущие делают акцент на чувствах участников, давая разрешение «чувствуй то, что ты чувствуешь» [5].

Таким образом, методология ТА в условиях ЛА создает возможности не только для диагностики сценарных процессов (осознанию причин проблем участников), но и для пересмотра жизненного сценария, позволяя человеку становиться независимым, спонтанным, способным к построению близких отношений, в чем и заключается процесс развития личности.

 

Литература

1. Берн Э. Групповая психотерапия / Э. Берн. - М.: Академический проект. 2004.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

3. Берн Э. Люди, которые играют в игры / Э. Берн.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2008.

4. Берн Э. Транзактный анализ в группе / Э. Берн.- М.: Лабиринт, 1994.

5. Березин С.В., Исаев Д.С. Ландшафтная аналитика: опыт трансдисциплинарной психотерапии / Березин С.В., Исаев Д.С., Самара: Самарский государственный университет, 2009.

6. Березин С.В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников / С.В. Березин.- Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2012.

7. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., Академический проект, Символдрама. - ЕГУ, Минск, 2001.

8. Стюарт Я, Джойнс В. Современный транзактный анализ/ Стюарт Я.-СПб.: «Социально-психологический центр», 1996.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: