Собеседование по дополнительным вопросам.




В билете два вопроса. Первый вопрос формулируется по историко-литературному материалу курса.

 

Список вопросов

1. Культурно-исторический фон литературы рубежа веков: прогресс, буржуазная демократия и империализм. Философские, исторические, научные концепции эпохи (Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Освальд Шпенглер). Важнейшие литературные направления рубежа веков и их представители.

2. Основные черты духовной ситуации в Европе рубежа веков. Рихард Вагнер и его значение. «Декадентство» как историко-литературное и культурологическое понятие. Основные черты искусства декаданса. Важнейшие представители и тексты декаданса.

3. Культурно-философский контекст формирования натурализма в европейских литературах. Отличия натурализма как художественно-философской системы от классического реализма XIX века. Научные основы натурализма. Представители натурализма. Сходное и несходное в эстетических концепциях братьев Гонкур («Жермини Ласерте») и Эмиля Золя.

4. Особенности развития литературы Великобритании 1870–1910-х годов. Основные черты викторианской культуры как социально-исторического феномена. Литературное значение викторианства. Социально-культурный тип викторианского джентльмена и его литературное воплощение. Образ и оценка викторианской культуры в литературе рубежа веков. Наследие викторианства в современной литературе.

5. Хенрик Ибсен. Эстетические принципы, этапы творчества. Важнейшие темы и идеи Ибсена. Ибсен – реформатор западноевропейской драмы. Психологизм, реализм и символика пьес Ибсена, их антибуржуазный пафос, индивидуалистические тенденции. Структура конфликта, характер диалога, роль детали в драмах Ибсена. Образ героя-идеалиста.

6. Фридрих Ницше – философ, прозаик, поэт. Основные идеи и поэтика его произведений. Тема аполлонического и дионисийского в «Рождении трагедии из духа музыки». Концепция искусства. Ницше и модернизм. Значение Ницше.

7. Содержание поэтической революции во французской лирике последней трети XIX века. Основные различия эстетических принципов Поля Верлена и Артюра Рембо. «Песни без слов» Верлена. Замысел «Озарений» Рембо. Значение опытов Рембо для формирования программы литературного авангардизма.

8. Символизм как эстетическая концепция. Представители и важнейшие тексты символизма в европейских литературах. Философские основы поэтической практики Малларме и приемы построения образа. Особенности символизма в драматургии: внешнее и внутреннее действие, характер диалогов.

9. Проблема неоромантизма в литературе конца XIX – начала ХХ века. Тексты и авторы. Неоромантизм и викторианская культура. Неоромантизм и идеология империализма. Проблема зла («сердца тьмы»), испытание культуры и испытание человека в произведениях писателей-«неоромантиков». Романтическое и антиромантическое в неоромантизме.

10. Культурно-исторический контекст формирования эстетических установок модернизма. Философское, культурологическое и историко-литературное содержание понятия. Основные черты эстетической концепции модернизма.

11. Марсель Пруст. Замысел и построение книги «В поисках утраченного времени». Основные мотивы. Соотношение реальности, памяти и художественного творчества. Традиции биографического и психологического романа. Концепция личности в романе Пруста.

12. Джеймс Джойс. Основные черты судьбы, личного и творческого облика писателя. Становление творческого метода Джойса в романе «Портрет художника в юности». Замысел и построение романа «Улисс». «Поток сознания» и «поток жизни». Система кодов «Улисса». Значение гомеровских параллелей. Проблема авторской точки зрения и интерпретации романа.

13. Франц Кафка. Судьба и творчество. Темы отчуждения и свободы, вины и ответственности, искусства в произведениях Кафки. Образ действительности, герой, авторская позиция

14. Творчество Томаса Манна, его идейные и эстетические основы. Важнейшие произведения. Бюргерская культура в романе «Будденброки». Образ Густава Ашенбаха в новелле «Смерть в Венеции» и духовный мир декаданса.

15. Позиция Манна до и во время Первой мировой войны. Послевоенное творчество. Идейный спор в романе «Волшебная гора» и воспитание Ганса Касторпа. Время в романе. Значение и смысл категории «ирония» в творчестве Томаса Манна. Проблема «интеллектуального романа».

16. Творчество Германа Гессе, его идейные и эстетические основы. Природа и культура в романе «Степной волк». Структура человеческого Я в изображении Гессе. Гессе и философско-эстетическая концепция модернизма. Проблема «интеллектуального романа».

17. Творчество Герберта Уэллса. Реальное и фантастическое, сатира и утопия в его произведениях. Пародия в романах Уэллса. Тема научно-технического прогресса. Социальная проблематика в романе «Машина времени». Уэллс как политический мыслитель.

18. Джордж Бернард Шоу. Отношение Шоу к идеологическим тенденциям его времени. Фабианство Шоу. «Неприятные пьесы»: идеи и поэтика. Образ доктора Хиггинса в комедии «Пигмалион». Идейная структура пьесы, основные смысловые оппозиции. Тема любви в комедии. Смысл финала.

19. Кнут Гамсун, мировоззренческие и эстетические принципы его творчества. Лирико-философская проза 1890-х годов («Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория»). Автобиографический герой. Сюжет. Мир людей и мир природы в книгах Гамсуна. Драма богооставленности и проблема любви-ненависти. Позднее творчество Гамсуна. Гамсун и «почвеннические» тенденции в литературе конца XIX – начала ХХ века, идеология «крови и почвы».

20. Авангардистские течения в европейских литературах рубежа веков. Культурно-исторические и философские основы авангардизма. Основные черты поэтики авангардизма. Авангардизм и модернизм: общее и различное. Задачи искусства в авангардистской эстетике. Авангардизм и культурная парадигма декаданса. Итальянский футуризм. Проблема экспрессионизма.

21. Особенности развития американской литературы на рубеже веков. Культурно-исторический фон. Опыты постижения и формирования национального сознания в американской литературе. Патетика и критицизм американской литературы. Американская судьба Генри Джеймса. Творчество Марка Твена. Смысл соотношения характеров Тома Сойера и Гека Финна. Великие американские новеллисты: О. Генри, Амброз Бирс, Джек Лондон. Проблема культуры и демократии в американской литературе.

Второй вопрос экзаменационного билета предполагает составление краткого комментария к фрагменту произведения из числа тех, которые включены в обязательный список. Студент должен: 1. Определить автора и произведение; 2. Охарактеризовать место фрагмента в сюжете и композиции произведения, объяснить, какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем, какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют; 3. Если возможно, указать, какие черты характера и личности героя (героев) проявляются в цитируемом фрагменте; 4. Охарактеризовать фрагмент в аспекте проявления в нем черт авторского стиля.

Ответ может включать контекстуальный и интертекстуальный комментарий. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.

Ответы на оба вопроса оцениваются отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 4 балла. В сумму баллов за ответы на дополнительные вопросы будут включены баллы за работу на практических занятиях (кроме баллов за доклад). Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: