Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?
А. | Глобальные проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира |
Б. | Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации. |
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?
А. | Страны «Севера» направляют средства на борьбу с нищетой и отсталостью «Юга». |
Б. | Рост численности населения Земли обострил экологические проблемы. |
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
3.К мерам по преодолению проблемы «Север и Юг» относится(-ятся) | ||||||||||||
| ||||||||||||
|
6. «Понятие «(1)глобальные проблемы(3)» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие (2) общечеловеческий (7) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит (3) выживание(1) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется (4) неразрывность(9) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека. Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение (5) неравномерности(5) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка (6) глобализации(6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе».
|
1)выживание 2)общественный 3)глобальные проблемы
4)гонка вооружений 5)неравномерность 6)глобализация
7)общечеловеческий 8)динамичность 9)неразрывность
В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?»
Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
o 1)Почти треть 20-летних знают о глобальных проблемах, но никак их не ощущают.
o 2)Менее трети опрошенных обеих групп сталкиваются с проявлением глобальных проблем ежедневно.
o 3)Четверть 40-летних считает, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.
o 4)Доля тех, кто ничего не знает о глобальных проблемах, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.
o 5 ) Доля опрошенных, ежедневно ощущающих проявления глобальных проблем, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.
|
8.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Группа ученых во главе с А. Печетти организовала так называемый Римский клуб — международную неправительственную организацию, цель которой — изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современно цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальное проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
А-1, Б-3, В-2, Г-2, Д-3
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
9.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.
|
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
А-3, Б-3, В-1, Г-1, Д-2
10.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Голод и недоедание части населения Земли без преувеличения можно считать глобальной проблемой современности. (Б) Возросшая взаимосвязь и взаимозависимость народов придаёт ряду проблем общества глобальный характер. (В) Каждые трое из пяти детей Юго-Восточной Азии страдают от недоедания, а к югу от Сахары это участь 30% детей. (Г) Усилия отдельных стран пока недостаточно эффективны и не дают нужного результата. (Д) К сожалению, существующие благотворительные фонды и программы являются малоэффективными.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
А-2,Б-3, В-1, Г-3, Д-2
11.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. (Б) Одним из самых актуальных её аспектов
представляется загрязнение воды — морей, рек, озёр. (В) Человек своей деятельностью изменяет естественный режим водных объектов, загрязняя их отходами и сбросами. (Г) Частым явлением становятся засухи, различные
экологические бедствия. (Д) Несомненно, отношение людей к проблеме промышленных сбросов необходимо радикально пересмотреть.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
А-3, Б-3, В-1, Г-1, Д-2
12. В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Ученые опросили разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?»
Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):
Пути решения глобальных проблем современности
Категории опрошенных | Сторонники неомальтузианцев | Сторонники корнукопианцев | Не смогли ответить |
ученые-глобалисты | |||
экономисты | |||
демографы | |||
инженеры | |||
гуманитарии | |||
обычные граждане |
Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования.
Чем обусловлено влияние общества на изменения биосферы? Укажите два фактора и конкретизируйте один из них с помощью примера.
Ответ: факторы и примеры:
— рост науки и техники (появление новых сельскохозяйственных машин и технологий способствует более качественному возделыванию почвы, выращиванию разнообразных культур);
— становление научного понимания развития мира (осознание связей и закономерностей развития мира позволяет предотвращать исчезновение отдельных лесных массивов, озер и т.п.; решать экологические проблемы);
— развитие практико-преобразующей деятельности, социального труда человечества (трудом людей созданы новые сорта растений и породы животных).
Могут быть приведены иные факторы и примеры.
13.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) демографические проблемы | 2) глобальные проблемы | 3) экологические проблемы |
4) экономические проблемы | 5) продовольственные проблемы |
14.Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой он указан.
1) экологический кризис | 2) угроза новой мировой войны | 3) рост наркомании |
4) распространение СПИДа | 5) угроза XXI века |
15. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.
Примеры:
1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;
2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;
3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД
16.Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах | 2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом |
3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта | 4) сокращение расходов на преодоление безграмотности |
5) разработка программ поставок оружия | 6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу |
17.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
А-3, Б-3, В-1, Г-1, Д-2
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
18.Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.
Ответ:
1) значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт);
2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война);
3)бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).
19. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности.